Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Монмаря Д.В.
судей Капункина Ю.Б, Шелудько В.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу
представителя Бахшиевой Д.Р.к. по доверенности Еремушкина С.Ф. на решение Трусовского районного суда г. Астрахани от 24 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 25 ноября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Бахшиевой Д.Р.к. к МИФНС России N 5 по Астраханской области об оспаривании решения о перерасчете земельного налога, заслушав доклад судьи Монмаря Д.В, установила:
Бахшиева Д.Р.к. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России N 5 по Астраханской области (далее - Инспекция), в котором просила признать незаконным отказ налогового органа в перерасчете земельного налога за период 2015-2017 годов.
Требования административного иска мотивированы тем, что решением Астраханского областного суда от 11 октября 2018 года установлена кадастровая стоимость принадлежащего ей на праве собственности объекта недвижимости в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года на период с 1 января 2018 года и до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки. Административный истец обратился в Инспекцию с заявлением о перерасчете налога на имущество за 2015-2018 годы исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленной решением суда. Инспекция произвела расчет земельного налога за 2018 год исходя из измененной судебным актом кадастровой стоимости объекта недвижимости, а в перерасчете налога за 2015-2017 годы отказала. Жалоба на указанное решение Межрайонной ИФНС России N 5 по Астраханской области оставлена без удовлетворения Управлением ФНС по Астраханской области.
Решением Трусовского районного суда г. Астрахани от 24 сентября 2020 года в удовлетворении требований административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 25 ноября
2020 года решение Трусовского районного суда г. Астрахани от 24 сентября 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 12.02.2021, ставится вопрос об отмене обжалуемых судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права. По мнению заявителя, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что Бахшиевой Д.Р. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 30:08:120115:87, расположенный по адресу: Астраханская область, Наримановский район, с. Биштюбиновка, ул. Станционная, 12, площадью 6512 кв м, категория земель - для эксплуатации объектов недвижимости, Кадастровая стоимость указанного земельного участка определена 1 января 2013 года исходя из расчета удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного Постановлением Правительства Астраханской области N 584-П от 25 декабря 2013 года "Об утверждении результатов определения стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Астраханской области", и составляет 28 728 078, 72рублей.
Решением Астраханского областного суда от 11 октября 2018 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 30:08:120115:87 установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года в размере 4265 360 рублей на период с 1 января
2018 года и до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости суд постановилсчитать 4 июля 2018 года.
Инспекцией 28 октября 2019 года произведен перерасчет земельного налога за 2018 года по кадастровой стоимости в сумме 4265360 рублей, установленной решением Астраханского областного суда от 11 октября
2018 года, о чем налогоплательщику 28 октября 2019 года направлено уточненное налоговое уведомление.
Ссылаясь на письмо ФНС России от 25 ноября 2015 года N БС-4-11\20564, Бахшиева Д.Р, не согласившись в произведенным только за налоговый период 2018 года расчетом земельного налога исходя из кадастровой стоимости, установленной решением суда, 20 марта 2019 года и 15 июня 2020 года обратилась в Инспекцию с заявлениями о произведении перерасчета земельного налога за 2015-2017 годы, в чем ей было отказано.
Отказ налоговых органов в перерасчете земельного налога за 2015-2017 годы обоснован тем, что измененная решением суда кадастровая стоимость объектов недвижимости подлежит применению в целях налогообложения, начиная с 1 января 2018 года, поскольку заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано 4 июля 2018 года. Изменения, внесенные Федеральным законом в пункт 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года, то есть в случае, если решение суда по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости вынесено после указанной даты.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции и, согласившийся с ним суд апелляционной инстанции, пришли к выводу о том, что оспариваемый отказ Инспекции в перерасчете земельного налога за 2015-2017 годы соответствует положениям действующего правого регулирования.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данными выводами судов обеих инстанций.
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей.
Статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации установлен порядок исчисления налога, страховых взносов.
До 1 января 2019 года Налоговым кодексом Российской Федерации изменение характеристик объектов налогообложения, связанных с изменением их площади, назначения и т.п, происходящее в течение налогового периода, не учитывалось при исчислении налогов в этом налоговом периоде. При этом перерасчеты могли проводиться как в большую сторону (например, при получении налоговыми органами от органов Росреестра сведений об ошибках в ранее направленной информации), так и меньшую сторону; не предусматривалась возможность распространения оспоренных результатов кадастровой стоимости (рыночной стоимости объекта недвижимости) на прошедшие налоговые периоды.
Федеральным законом от 03.08.2018 года N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 03.08.2018
N 334-ФЗ) статья 52 НК РФ дополнена пунктом 2.1 следующего содержания:
"Перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 данного кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено данным пунктом.
Перерасчет, предусмотренный абзацем первым данного пункта, в отношении налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 данного кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов".
Новые правила перерасчета земельного налога для физических лиц, согласно пунктам 2 и 6 статьи 3 Федерального закона от 03.08.2018
N 334-ФЗ, вступают в силу с 01.01.2019 года и подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 01.01.2019. При этом Федеральным законом от 03.08.2018 N 334-ФЗ не предусмотрено, что положения статьи 1, дополняющей статью 52 Налогового кодекса Российской Федерации пунктом 2.1, имеют обратную силу.
Таким образом, принимая во внимание приведенные нормы закона, поскольку решением Астраханского областного суда от 11 октября 2018 года кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена в размере его рыночной стоимости до 1 января 2019 года на период с 1 января
2018 года, то у административного ответчика отсутствовали основания для проведения перерасчета административному истцу земельного налога за 2015, 2016, 2017 года
Учитывая вышеизложенное, суд первой интонации обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований административного иска, поскольку обжалуемые административным истцом действия налогового органа произведены в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судом в качестве оснований к отмене решения суда первой и определение суда апелляционной инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судам не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
С учетом изложенного, решение суда первой и апелляционное определение второй инстанций подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Трусовского районного суда г. Астрахани от 24 сентября
2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 25 ноября
2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 22 апреля 2021 года.
Председательствующий Д.В. Монмарь
Судьи В.В. Шелудько
Ю.Б. Капункин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.