Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Монмаря Д.В.
судей Капункина Ю.Б, Шелудько В.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мышачкова М.И. на решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 29 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 10 ноября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Мышачкова М.И. к Главе Республики Крым
Аксенову С.В, заинтересованные лица - Совет Министров Республики Крым, заместитель председателя Совета министров Республики Крым Жукова Ю.М, Инспекция по жилищному надзору Республики Крым, аппарат Совета министров Республики Крым, начальник Инспекции по жилищному надзору Республики Крым Акулова Э.В, председатель Севета министров Республики Крым Гоцанюк Ю.М. о признании действий незаконным, заслушав доклад судьи Монмаря Д.В, установила:
Мышачков М.И. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным действие Главы Республики Крым Аксёнова С.В. по переадресации жалобы заявителя на рассмотрение государственного органа, не имеющего компетенции на её рассмотрение.
Требования административного искового заявления мотивированы тем, что 15 февраля 2020 года Мышачков М.И. обратился к Главе Республики Крым Аксёнову С.В. с жалобой на бездействие Заместителя Председателя Совета министров Республики Крым Жуковой Ю.М. В нарушение части 3 статьи 8 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ жалоба заявителя от 15 февраля 2020 года направлена Главой Республики Крым для рассмотрения в Инспекцию по жилищному надзору Республики Крым, в компетенцию которой, по мнению истца, не входит рассмотрение указанной жалобы.
Решением Раздольненского районного суда Республики Крым от 29 июля 2020 года в удовлетворении требований административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 10 ноября 2020 года решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 29 июля 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 26.02.2021, ставится вопрос об отмене обжалуемых судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права. По мнению заявителя, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что 15.02.2020 Мышачков М.И. обратился к Главе Республики Крым Аксёнову С.В. с жалобой на бездействие Заместителя Председателя Совета Министров Республики Крым Жуковой Ю.М. и начальника Инспекции по жилищному надзору Республики Крым Акуловой Э.В, которое было зарегистрировано канцелярией Главы Республики Крым 19.02. 2020 под NКО-30/4469/7.
Председатель Совета министров Республики Крым 19 февраля 2020 года отписал обращение для исполнения заместителю Председателя Совета министров Республики Крым Жуковой Ю.М, в компетенцию которой входит координация деятельности Инспекции по жилищному надзору Республики Крым.
По резолюции заместителя Председателя Совета министров Республики Крым Жуковой Ю.М. вышеуказанное обращение 25 февраля 2020 года было направлено в Инспекцию по жилищному надзору Республики Крым.
02.03.2020 Мышачкову М.И. дан промежуточный ответ на обращение с уведомлением о продлении срока рассмотрения его обращений, в том числе, поданного 19 февраля 2020 года.
03.03.2020 Инспекцией по жилищному надзору Республики Крым издан приказ N405 о проведении внеплановой выездной проверки управляющей организации МУП "ЖКХ Раздольненское", в связи с поступившими обращениями Мышачкова М.И.
По результатам проверки Инспекцией вывалены нарушения жилищного законодательства Российской Федерации по содержанию общего имущества подъезда N "адрес" в
"адрес" и выдано предписание.
30 марта 2020 года на обращения Мышачкова М.И, в том числе и на обращение от 19 февраля 2020 года NКО-30/4469/7, дан ответ, с направлением его по почте в адрес Мышачкова М.И. и Аппарата Совета министров Республики Крым.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции и, согласившийся с ним суд апелляционной инстанции, исходили из того, что обращение Мышачкова М.И. от 19 февраля 2020 года рассмотрено в установленные законом сроки, уполномоченным на то органом и в соответствии с требованиями действующего законодательства. Нарушений прав и законных интересов административного истца при рассмотрении обращение не установлено.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данными выводами судов обеих инстанций.
На основании постановления Государственного Совета Республики Крым от 01 октября 2019 года N45-2/2019 признано утратившим силу постановление Государственного Совета Республики Крым от 09 октября 2014 года N46-1/14 "О совмещении Главой Республики Крым своей должности с должностью Председателя Совета министров Республики Крым".
Таким образом, начиная с 01 октября 2019 года, Глава Республики Крым Аксёнов С.В. не совмещает свою должность с должностью Председателя Совета министров Республики Крым.
Глава Республики Крым в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, настоящей Конституцией и законами Республики Крым определяет основные направления деятельности Совета министров Республики Крым и организует его работу. В случае если Глава Республики не совмещает свою должность с должностью Председателя Совета министров Республики Крым, работу Совета министров Республики Крым организует Председатель Совета министров Республики Крым.
Указом Главы Республики Крым от 03 октября 2019 года N368-У "О возложении функций Администрации Главы Республики Крым на Аппарат Совета министров Республики Крым" возложены функции Администрации Главы Республики Крым на Аппарат Совета министров Республики Крым.
В соответствии с Указом Главы Республики Крым от 02 октября 2019 года N362-У Гоцанюк Ю.М. назначен на должность Председателя Совета министров Республики Крым.
В рамках своих полномочий, Председатель Совета министров Республики Крым, в том числе распределяет обязанности между заместителями Председателя Совета министров Республики Крым.
Распоряжением Председателя Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2019 года N33-рп "О временном распределении функциональных обязанностей между Председателем Совета министров Республики Крым, заместителями Председателя Совета министров Республики Крым" (действовавшем на момент возникновения спорных правоотношений), Председатель Совета министров Республики Крым определяет направления деятельности Совета министров Республики Крым, обеспечивает общее руководство деятельностью Совета министров Республики Крым и организует его работу.
Общий порядок рассмотрения обращений граждан предусмотрен Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее-Закон N 59-ФЗ) согласно ст. 1 которого предусмотрено, что настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Названным федеральным законом гарантировано право гражданина на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 3 статьи 5 Закона N 59-ФЗ). На государственный орган, должностное лицо закон возлагает обязанность дачи письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1 статьи 10 Закона N 59-ФЗ).
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 Закон N 59-ФЗ (пункт 3).
В силу пункта 6 статьи 8 названного Закона, запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
В силу пункта 1 части 1 статьи 10 указанного Федерального закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение.
Согласно статье 12 Федерального закона N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что обращение Мышачкова М.И. было рассмотрено с направлением соответствующего ответа заявителю, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии доказательств опровергающие доводы административного истца о ненадлежащем рассмотрении обращения и нарушении прав Мышачкова М.И.
Ответ на обращение Мышачкова М.И. был дан по существу, решение о перенаправлении обращения является одним из решений, принимаемым по результатам предварительного рассмотрения поступившего обращения, подлежащего обязательному рассмотрению.
Из содержания обращения Мышачкова М.И. от 15 февраля 2020 года следует, что он просил разобраться в ситуации о системных нарушениях законодательства Российской Федерации Инспекцией по жилищному надзору Республики Крым и восстановить нарушение справедливости в отношении собственников МКД40.
Таким образом, направление данного обращения в адрес заместителя Председателя Совета министров Республики Крым Жуковой Ю.М, к полномочиям которой относится координация и контроль деятельности Инспекции по жилищному надзору Республики Крым, не свидетельствует о нарушении статьи 8 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан" и прав административного истца.
Кроме того, по результатам рассмотрения жалобы Инспекция по жилищному надзору Республики Крым вывила нарушения и вынесла предписание об их устранении, таким образом, требования жалобы административного истца были удовлетворены.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного иска.
С данным выводом обоснованно согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данными выводами судов обеих инстанций.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судом в качестве оснований к отмене решения суда первой и определение суда апелляционной инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судам не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции и апелляционное определение второй инстанции подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 29 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 10 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 22 апреля 2021 года.
Председательствующий Д.В. Монмарь
Судьи В.В. Шелудько
Ю.Б. Капункин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.