Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Иванова А.Е. и Усенко Н.В.
Рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Снаговского Т.Ю. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 21 января 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Снаговского Т.Ю. к администрации муниципального образования город Краснодар об обжаловании решений и действий.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, пояснения представителя Снаговского Т.Ю, представителя администрации муниципального образования город Краснодар - ФИО7, судебная коллегия
установила:
Снаговский Т.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар, в котором просил признать незаконным отказ администрации муниципального образования города Краснодара в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка Снаговскому Т.Ю. от 26 марта 2020 года N 6005/26; возложить обязанность на административного ответчика предоставить Снаговскому Т.Ю. в первоочередном порядке земельный участок для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования города Краснодара.
Решением Ленинского районного суда города Краснодара от 8 августа 2020 года удовлетворены административные требования Снаговского Т.Ю. Признано незаконным решение администрации муниципального образования город Краснодар об отказе в предварительном согласовании предоставления Снаговскому Т.Ю. испрашиваемого земельного участка; возложена обязанность на администрацию муниципального образования город Краснодар предоставить Снаговскому Т.Ю. земельный участок для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования город Краснодар.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 21 января 2021 года решение от 8 августа 2020 года отменено, Снаговскому Т.Ю. отказано в удовлетворении административного искового заявления.
В кассационной жалобе административный истец просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование кассационной жалобы указано, что судом апелляционной инстанции допущено нарушение норм материального и процессуального права. Выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Определением судьи от 26 марта 2020 года кассационная жалоба с делом принята к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции; приостановлено исполнение апелляционного определения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 227 КАС РФ, в случае признания судом действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции указал на наличие у административного истца права первоочередного получения земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Не согласившись с данным выводом суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Как следует из материалов дела, Снаговский Т.Ю. является инвалидом второй группы по общему заболеванию, инвалидность установлена бессрочно.
2 марта 2020 года Снаговский Т.Ю. обратился в администрацию муниципального образования город Краснодар с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка "адрес" для индивидуального жилищного строительства, указав при этом, что является инвалидом второй группы.
26 марта 2020 года администрацией муниципального образования город Краснодар Снаговскому Т.Ю. отказано в предоставлении указанной муниципальной услуги по конкретному земельному участку, со ссылкой на то, что предоставление испрашиваемого земельного участка повлечет за собой нарушение прав неограниченного круга лиц.
Письмом от 16 марта 2020 года N 29/2998-1 департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар сообщено, что в соответствии с генеральным планом муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 26 января 2012 года N 25 п. 15 "Об утверждении генерального плана муниципального образования город Краснодар" рассматриваемый земельный участок частично расположен в границах зоны планируемого к размещению объекта местного значения (автомобильная дорога).
В свою очередь автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью (защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог). Размещение объектов улично-дорожной сети, автомобильных дорог и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, набережных, береговых полос водных объектов общего пользования, скверов, бульваров, площадей, проездов, малых архитектурных форм благоустройства включены в понятие земельные участки "территории общего пользования".
Как следует из положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, генеральный план представляет собой основополагающий документ территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, и содержит в долгосрочные ориентиры их развития. Развитие территорий носит многоплановый и динамичный характер, что определяет необходимость корректировки базовых градостроительных решений. Генеральный план городского округа предполагает его реализацию, в том числе путем подготовки и утверждения документации по планировке территории, принятия решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, выполнения мероприятий, предусмотренных программами, утвержденными органами местного самоуправления (часть 2 статьи 18, пункт 1 части 7 статьи 23, части 1 и 5 статьи 26 ГрК РФ).
Согласно пункту 17 статьи 39.16 ЗК РФ одним из оснований для отказа в предоставлении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, является то, что указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утверждёнными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
Также, в соответствии с правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденными решением городской Думы Краснодара от 30 января 2007 года N 19 пункт 6, рассматриваемый земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами в границах города Краснодара (Ж. 1.1), зоне зеленых насаждений общего пользования (РО).
Пунктом 7 статьи 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Согласно пунктам 4.4.1, 4.4.2 приказа Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 16 апреля 2015 года N 78 "Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Краснодарского края" рекреационные зоны предназначены для организации массового отдыха населения, улучшения экологической обстановки городских округов и поселений и включают парки, сады, городские леса, лесопарки, пляжи, водоемы и иные объекты, используемые в рекреационных целях и формирующие систему открытых пространств городов, сельских поселений.
Рекреационные зоны формируются на землях общего пользования (парки, сады, скверы, бульвары и другие озеленённые территории общего пользования).
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Ссылаясь на изложенное, суд апелляционной инстанции указал, что предоставление испрашиваемого земельного участка, расположенного в соответствии с генеральным планом муниципального образования город Краснодар в зоне рекреационного назначения (городские зеленые насаждения общего пользования), повлечет за собой нарушение прав неограниченного круга лиц.
Вместе с тем отмечено, что письмом от 19 марта 2020 года N 3748 управлением муниципального контроля администрации муниципального образования город Краснодар усмотрены нарушения земельного законодательства - на земельном участке расположены металлические гаражи, Управлением будет рассматриваться вопрос проведения мероприятий по муниципальному земельному контролю в соответствии с постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 24 января 2013 года N 650 "Об утверждении порядка обращения с временными сооружениями, размещенными на территории муниципального образования город Краснодар с нарушением порядка предоставления земельных участков установленного действующим законодательством Российской Федерации".
Согласно письму администрации от 20 марта 2020 года N 6005/26 об отказе в предоставлении муниципальной услуги, Снаговский Т.Ю. обратился в администрацию с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в чем ему было отказано указанным письмом администрации.
Вместе с тем, административный истец обратился в суд с требованием об обязании администрации предоставить земельный участок, которое ранее не было заявлено Снаговским Т.Ю. в адрес администрации.
По указанным основаниям суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отмене решения суда первой инстанции, принял новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Судебная коллегия кассационной инстанции находит выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон, и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе являлись предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку, с которой соглашается судебная коллегия.
Апелляционным судом отказано административному истцу по причине нахождения испрашиваемого земельного участка в территориальной зоне общего пользования (зоне зеленых насаждений).
Нарушений норм материального права, которые повлияли на исход дела не допущено, доводы кассационной жалобы выражают несогласие с выводами судов по фактическим обстоятельствам настоящего спора, направлены на переоценку установленных обстоятельств, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судом апелляционной инстанции не допущено, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить в силе один из принятых по административному делу судебных актов.
Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 21 января 2021 года оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 апреля 2021 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Иванов А.Е.
Усенко Н.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.