Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Иванова А.Е. и Усенко Н.В.
Рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мищенко В.С. на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 12 ноября 2020 года и на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 12 января 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Мищенко В.С. к Правительству города Севастополя о признании информации недостоверной.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, судебная коллегия
установила:
Мищенко В.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Правительству города Севастополя, в котором просила признать незаконным предоставление Правительством Севастополя недостоверной информации в графическом виде о количестве случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией по состоянию на 13 октября 2020 города в городе Севастополе, возложить обязанность на Правительство Севастополя разместить на официальном сайте в сети интернет официальное опровержение.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 12 ноября 2020 года административное исковое заявления оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 12 января 2021 года решение от 12 ноября 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе административный истец просит отменить апелляционное определение и решение суда первой инстанции. Судами апелляционной инстанции допущено нарушение норм материального и процессуального права, неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Определением судьи от 26 марта 2021 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Как следует и материалов дела и установлено судом, 3 октября 2020 года на официальном сайте Правительства Севастополя размещена оперативная сводка по Севастополю на 13 октября 2020 года, в соответствии с которой в графическом виде приведены данные о количестве заболевших новой коронавирусной инфекцией за сентябрь-октябрь с разбивкой по районам города Севастополя, а также указано, что с марта 2020 года количество случаев заболевания составило 1385, из них: 807- заболевших за сентябрь и октябрь, 353 - находятся в стационарах, 401 - под медицинским наблюдением на дому, 41 человек - умер.
В обоснование требований административный истец указала на то, что в нарушение пункта 1 части 1 статьи 8 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Федеральный закон от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ) размещенная административным ответчиком на своем официальном сайте информация является недостоверной ввиду неверного указания количества числа заболевших коронавирусом (при арифметическом сложении), что свидетельствует о нарушении прав истца на получение достоверной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Правительство Севастополя представило на своем сайте информацию о количестве заболевших Севастополе новой коронавирусной инфекцией по мере ее актуализации, поскольку выявление граждан с заболеванием коронавирусной инфекцией носит длящийся характер, характеризуется не только наличием у гражданина признаков респираторного заболевания, но и необходимостью в подтверждении диагноза COVID-19, путем забора материала на выявление новой коронавирусной инфекции, что требует определенных временных затрат, в связи с чем приведенный в административном иске расчет статических данных не может свидетельствовать о недостоверности представленных сведений о количестве заболевших коронавирусной инфекции с подтвержденным диагнозом COVID-19. Также, суд первой инстанции пришел к выводу, что информация о количестве заболевших не относится к общедоступной информации, предусмотренной перечнями, утвержденными распоряжением Правительства РФ от 10 июля 2013 года N 583 "Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных", подлежащей размещению органами государственной власти субъектов РФ в форме открытых данных.
Суд апелляционной инстанции согласился с данным вводом суда первой инстанции, дополнительно указал следующее.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относится информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации.
Основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ, являются открытость и доступность информации, достоверность информации и своевременность ее предоставления, свобода поиска, получения, передачи и распространения информации любым законным способом, соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную "данные изъяты", защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ пользователь информацией имеет право получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети "Интернет", в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления содержит, в том числе, информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению государственным органом, органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации; Согласно п. 2.1 ст. 7 Федеральный закон от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ, общедоступная информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления предоставляется государственными органами и органами местного самоуправления неограниченному кругу лиц посредством ее размещения в сети "Интернет" в форме открытых данных.
В силу пункта 6 статьи 14 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ перечни информации о деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации утверждаются в порядке, определяемом субъектами Российской Федерации.
На основании пункта 7.1 статьи 14 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ Правительство Российской Федерации определяет состав общедоступной информации о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и порядок обязательного размещения указанными органами в сети "Интернет" в форме открытых данных такой информации, созданной указанными органами или поступившей к ним при осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ, Постановлением Правительства Севастополя от 25 июня 2020 года N 300-ПП "О порядке организации доступа к информации о деятельности Правительства Севастополя и исполнительных органов государственной власти города Севастополя" утверждены "Порядок организации доступа к информации о деятельности Правительства Севастополя и исполнительных органов государственной власти города Севастополя", "Перечень и сроки актуализации информации о деятельности Правительства Севастополя, размещаемой в государственной информационной системе "Портал органов государственной власти города Севастополя" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", "Перечень и сроки актуализации информации о деятельности исполнительных органов государственной власти города Севастополя, размещаемой в государственной информационной системе "Портал органов государственной власти города Севастополя" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В пунктах 4 "Перечней" Постановления Правительства Севастополя от 25 июня 2020 года N 300-ПП указано, что информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иная информация, подлежащая доведению Правительством Севастополя до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами города Севастополя поддерживается в актуальном состоянии. Обновляется не позднее двух рабочих дней со дня получения соответствующей информации, если законодательством не определен иной срок.
Между тем, как указал суд апелляционной инстанции, информация, которую оспаривает административный истец, прямо не относится к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в понимании вышеуказанных нормативных правовых актов, по сути является оперативной сводкой о ситуации применительно к режиму повышенной готовности, введенному в г. Севастополе Указом Губернатора города Севастополя от 17 марта 2020 года N 14-УГ в целях снижения рисков распространения COVID-2019.
Данные, приведенные в оперативной сводке, не подлежат проверке по указанному в административном иске расчету, поскольку оспариваемая информация сформирована лишь по критериям нахождения больных на стационарном лечении, выздоровевшим и умершим и не может свидетельствовать о недостоверности сведений.
По указанным основаниям суд апелляционной инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Оснований не соглашаться с данными выводами судов не имеется, так как выводы судов обеих инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права.
Доводы кассационных жалоб являлись предметом проверки судами первой и апелляционной инстанции и обоснованно отклонены с приведением соответствующих мотивов, с которыми суд кассационной инстанции соглашается.
Судебная коллегия находит выводы, изложенные в судебных актах соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судами не допущено, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Севастополя от 12 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 12 января 2021 года оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 апреля 2021 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Иванов А.Е.
ФИО3
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.