Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Руденко Филипп Григорьевич, рассмотрев гражданское дело по заявлению В.С. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым о замене стороны правопреемником, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым на определение Ленинского районного суда Республики Крым от 15.07.2020, апелляционное определение Верховного Суда республики Крым от 16.09.2020, установил:
решением Ленинского районного суда Республики Крым от 11.11. 2014 по делу N 2-181/2014 частично удовлетворен иск В.С. к Управлению Пенсионного фонда Республики Крым в Ленинском районе. На УПФ Республики Крым в Ленинском районе возложена обязанность пересчитать размер пенсии В.С. с учетом ее заработной платы, указанной в справке N заработная плата с ДД.ММ.ГГГГ по август 1996 года в денежной единице - гривнах. Управление обязано произвести расчет по состоянию с мая 2014 года. В удовлетворении иных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии административной палаты Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ решение Ленинского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу N оставлено без изменения, апелляционная жалоба Управления Пенсионного фонда Республики Крым в Ленинском районе - без удовлетворения.
Определением Ленинского районного суда Республики Крым от 15.07.2020 года удовлетворено заявление В.С. о замене стороны правопреемником. Произведена замена должника Управления Пенсионного фонда Республики Крым в Ленинском районе по гражданскому делу N на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым.
В кассационной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым просит определение Ленинского районного суда Республики Крым от 15.07.2020 и апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от 16.09.2020 отменить, полагая, что судебными инстанциями допущены су-щественные нарушения норм материального и процессуального права, кроме того, судебными инстанциями неверно установлены обстоятельства по делу.
В силу ч. 10 ст. 379.5 ГПК РФ кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судья не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что В.С. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым с заявлением об исполнении решения Ленинского районного суда Республики Крым от 11.11.2014 по делу N 2-181/2014, в удовлетворении которого ей было отказано. Отказ мотивирован тем, что Управление Пенсионного фонда Республики Крым в Ленинском районе ликвидировано, а Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым, будучи новым юридическим лицом, правопреемником ликвидированного государственного органа не является.
В силу части 1 статьи 44 ГПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
Частью 2 статьи 44 ГПК РФ предусмотрено, что все действия, совершенные до вступления правопреемника в процесс, обязательны для него в той мере, в какой они были бы обязательны для лица, которое правопреемник заменил.
Постановлением Верховного Совета Автономной Республики Крым от 17.03.2014 N1745-6/14 "О независимости Крыма" Крым провозглашен независимым суверенным государством - Республикой Крым; установлено, что деятельность государственных органов Украины на территории Крыма прекращается, их полномочия, имущество и денежные средства переходят к государственным органам Республики Крым, определенным Правительством Республики Крым.
Постановлением Государственного Совета Республики Крым N 2060-6/14 от 18.03.2014 ликвидированы территориальные органы центральных органов исполнительной власти Украины, расположенные на территории Республики Крым, структурные подразделения центральных органов испол-нительной власти Украины, расположенные на территории Республики Крым
Согласно Федеральному конституционному закону от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Договору между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, Республика Крым считается принятой в состав Российской Федерации 18 марта 2014 года.
В соответствии со статьей 23 вышеназванного Федерального конституционного закона на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 18 марта 2014 года действуют законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом. В частности, в соответствии с частью 6 статьи 11 данного Федерального конституционного закона, законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя применяется с 01 января 2015 года.
В соответствии с частью 1 статьи 11 указанного Федерального конституционного закона граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Государственного Совета Республики Крым N1826-6/14 от 26.03.2014 утверждено Временное положение о Пенсионном фонде Республики Крым, которым установленные функциональные полномочия вновь созданного органа исполнительной власти Республики Крым по назначению (перерасчету) пенсий.
Распоряжением Совета Министров Республики Крым от 26.12.2014 N1562-р регистрация Пенсионного фонда Республики Крым и его территориальных управлений отменена.
В результате Управление Пенсионного фонда Республики Крым в Ленинском районе, действовавшее в переходный период, прекратило свое существование.
Проверяя доводы кассационной жалобы, суд соглашается с тем, что документального подтверждения наличия универсального правопреемства в порядке п. 1 ст. 61 ГК РФ у Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым по отношению к Управлению Пенсионного фонда Республики Крым в Ленинском районе не имеется.
Однако, разрешая заявленный спор, необходимо учитывать следующее.
Государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации возложено на Пенсионный фонд Российской Федерации (России). Данное положение закреплено в п. 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 2122-1.
Иного органа, уполномоченного исполнять обязанность по назначению пенсии гражданину, в Российской Федерации не существует.
Таким образом, суд считает правильными выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что Главное управление - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым фактически является функциональным правопреемником Управления Пенсионного фонда Республики Крым в Ленинском районе.
Ликвидация Управления Пенсионного фонда Республики Крым в Ленинском районе с возложением аналогичных функций на другое государственное учреждение (его территориальное подразделение) - Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым - не должна являться препятствием к исполнению решения суда и ущемлению прав и законных интересов граждан.
В соответствии с частью 2 статьи 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Изложенное приводит суд кассационной инстанции к убеждению о необоснованности доводов кассационной жалобы и правомерности требования В.С. о замене стороны в обязательстве, которое направлено на исполнение решения Ленинского районного суда Республики Крым от 11.11. 2014 по делу N 2-181/2014.
Доводы заявителя жалобы о неправильном толковании и применении судебными инстанциями норм процессуального права, равно как и о неверном установлении фактических обстоятельств дела, противоречат обстоятельствам, установленным обжалуемыми судебными актами.
Иные доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм права, сводятся к несогласию с выводами судов, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждают существенные нарушения норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Судами первой и апелляционной инстанции не допущено нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся в силу ст. 379.7 ГПК РФ основанием к отмене судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судья
определил:
определение Ленинского районного суда Республики Крым от 29.07.2020 и апелляционное определение Верховного Суда республики Крым от 16.09.2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым - без удовлетворения.
Судья Ф.Г. Руденко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.