Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ивановой Е.В, судей Песоцкого В.В, Брянского В.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства обороны Российской Федерации к ФИО1 о признании недействительным государственного акта о праве собственности на земельный участок, признании права отсутствующим, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения в федеральную собственность, по кассационной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 5 октября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Ивановой Е.В, пояснения представителя Министерства обороны Российской Федерации - ФИО6, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Министерство обороны России обратилось в суд с иском к ФИО1, в котором с учётом изменений, просило признать недействительным государственный акт о праве частной собственности на недвижимое имущество-земельный участок площадью 0, 1 га, расположенный по адресу: "адрес", признать отсутствующим права собственности ответчика на этот земельный участок и истребовать его из чужого незаконного владения в федеральную собственность.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 29 апреля 2019 года исковые требования удовлетворены частично, признаннедействительным государственный акт на право собственности на земельный участок, площадью 0, 1 га, кадастровый N (ранее присвоенный кадастровый N), расположенный по адресу: "адрес", выданный на имя ФИО1, спорный земельный участок истребован из чужого незаконного владения ответчика. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 15 августа 2019 года решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 29 апреля 2019 года отменено, по делу принято новое решение. В удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 12 марта 2020 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 15 августа 2019 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 5 октября 2020 года решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 29 апреля 2019 года отменено, по делу принято новое решение. В удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Министерством обороны России подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения, оставлении без изменений решения суда первой инстанции.
ФИО1 возражала против доводов кассационной жалобы, согласно письменным возражениям просила отказать в её удовлетворении, так как вынесенный судебный акт считает законным и обоснованным.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, имеются.
Судом установлено, что ФИО1 согласногосударственному акту на праве собственности на земельный участок, выданного 30 апреля 2010 года Главным управлением Госкомзема в городе Севастополе, является собственником земельного участка, общей площадью 0, 1000 га, расположенного по адресу: "адрес" целевое назначение (вид разрешенного использования) земельного участка - для индивидуального дачного строительства кадастровый N (ранее присвоенный кадастровый N).
Земельный участок предоставлен в собственность ответчику наосновании распоряжения Севастопольской городской государственнойадминистрации от 6 апреля 2010 года N 1030-р "Об утверждении комплексного проекта землеустройства по отводу земельных участков общей площадью 2, 1 га с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания квартала комплексной застройки (индивидуальной дачной) ООО "Дачное общество "Планета плюс" и о передаче в собственность членам этой организации земельных участков, расположенных по "адрес"".
Установлено, что законным владельцем земельного участка военногогородка N 474, общей площадью 11, 1063 га, в районе "адрес" в "адрес", являлась Российская Федерация, участок находился впользовании Черноморского флота Российской Федерации, в настоящеевремя в установленном законом порядке земельный участок передан всобственность Российской Федерации. Регистрации права собственностиРоссийской Федерации на данное имущество препятствует наличиезарегистрированного права ответчика на спорный земельный участок, частично (большей площадью) входящий в состав земельного участкавоенного городка.
Принимая во внимание, что юридически значимым обстоятельством, подлежащим доказыванию, является вхождение спорного земельного участка в состав военного городка N 474 на дату предоставления спорного земельного участка ФИО1 (на 2010 год), однако экспертом АНО "Эксперт-Сервис" (заключение N144-11/18 от 24 декабря 2018 года) этот вопрос не исследовался, а заключение экспертизы ООО "БлицСервис" N09/18-С от 1 октября 2018 года выполнено без учета картографических материалов из Фонда инженерных изысканий города Севастополя по объекту - военному городку N 474, при повторном рассмотрении дела судом апелляционной инстанции назначена дополнительная судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено ООО "Про.Эксперт".
Согласно заключению дополнительной землеустроительной экспертизы N 204/20-ЗУ от 9 сентября 2020 года, выполненной ООО "Про.Эксперт", невозможно установить входил ли земельный участок площадью 0, 1 га по "адрес" с кадастровым номером 91:02:001001:200 в состав земельного участка военного городка N 474, находящегося в пользовании Черноморского флота Российской Федерации в соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота от 28 мая 1997 года, на момент передачи его в частную собственность 6 апреля 2010 года ответчику ФИО1
Разрешая настоящий спор, руководствуясь положениями пункта 4 статьи 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации, статьи 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", частей 6, 7 статьи 118, частей 1-3 статьи 116 и части 1 статьи 149 Земельного кодекса Украины, пункта 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины, суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела пришел к выводу о том, что, поскольку истцом не представлены надлежащие доказательства незаконности возникновения права собственности ответчика ФИО1 на земельный участок площадью 0, 1 га, расположенный по адресу: "адрес", основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
С выводами суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
В силу требований части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение должно быть законным и обоснованным.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", следует, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Из разъяснений, содержащихся в пункте 3 названного постановления следует, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемый судебный акт названным требованиям не соответствует.
Согласно Закону города Севастополя от 7 августа 2014 года N 56-ЗС "Об основах управления государственным имуществом города Севастополя" управление государственным имуществом города Севастополя, в том числе объектами имущественной казны города Севастополя, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом города Севастополя, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Севастополя.
В силу статьи 6 приведенного Закона, а также статьи 9 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года N46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" Правительство Севастополя в сфере управления государственным имуществом города Севастополя принимает решения о безвозмездной передаче имущества, находящегося в собственности города Севастополя, в федеральную собственность в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральными законами.
Постановлением Правительства Севастополя от 14 ноября 2014 года N 483 утвержден Порядок безвозмездной передачи имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя, в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства.
Согласно подпункту "а" пункта 2 данного Порядка безвозмездной передаче в собственность Российской Федерации в соответствии с настоящим Порядком на основании решения Согласительной комиссии подлежит имущество, в том числе здания, сооружения, помещения (в том числе жилые), обособленные имущественные комплексы, состоящие из земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, используемых для размещения личного состава Вооруженных Сил РФ (военные городки), а также иные объекты недвижимого имущества (включая объекты, строительство которых не завершено), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся на территории города федерального значения Севастополя, и к фактическому использованию которого Черноморский флот Российской Федерации приступил до вступления Республики Крым в состав Российской Федерации на основании Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота на территории Украины от 28 мая 1997 года.
В соответствии с пунктом 14 Порядка право собственности Российской Федерации, право оперативного управления, право хозяйственного ведения, право постоянного бессрочного пользования на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Порядком, возникает с даты подписания передаточного акта.
Распоряжением Правительства Севастополя N 195-РП от 20 марта 2015 года в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства передано имущество, в том числе военный городок N 474 (N 224 в прилагаемом перечне).
25 марта 2015 года между Правительством Севастополя и Минобороны России в лице ФГКУ "Крымское ТУПО" Минобороны России подписан акт приема-передачи имущества, в том числе и военного городка N 474, включающего в себя бухту Круглая (пляж "Омега" площадью 11, 1063 га) и Стрелецкую мерную линию площадью 0, 0140 га.
До передачи в федеральную собственность военный городок N 474 использовался Российской Федерацией на основании Соглашения между Правительством РФ и Правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского Флота и пребыванием Черноморского Флота РФ на территории Украины от 28 мая 1997 года.
В соответствии со статьей 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского Флота и пребыванием Черноморского Флота Российской Федерации на территории ФИО2 от 28 мая 1997 года Украинская Сторона передает Российской Стороне в аренду земельные участки и размещенные на них объекты береговой инфраструктуры, а также акваторию бухт в городе Севастополе и Феодосийском порту, указанные соответственно в приложениях N 2 и N 3 и картах N 1 и N 2 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота.
Согласно Приложению N 2 к указанному Соглашению в пользовании Черноморского флота РФ находится военный городок N 474 общей площадью 5, 69 га, обозначенный как "Дача военного совета ЧФ".
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 2 июля 2015 года N 45 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: РФ, "адрес", в районе бухты Круглая, площадью 109961 кв.м, кадастровый N, установлен вид разрешенного использования земельного участка: "обеспечение обороны и безопасности (код 8.0)".
В соответствии с пунктом 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно заключению дополнительной судебной землеустроительной экспертизы ООО "Эксперт-Сервис" N от 24 декабря 2018 года земельный участок площадью 0, 1 га, расположенный по адресу: "адрес", полностью входит в состав земельного участка военного городка N 474, переданного в Федеральную собственность по акту приёма-передачи распоряжением Правительства Севастополя от 20 марта 2015 года N195-РП согласно схемы расположения земельного участка, утверждё ФИО3 распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя N 45 от 2 июля 2015 года. Имеется полное наложение земельного участка площадью 0, 1 га, расположенного по адресу: "адрес", на земельный участок военного городка 474 по его фактическим границам.
Таким образом, разночтения в площади земельного участка военного городка N 474 были устранены названным экспертным заключением. Площадь земельного участка военного городка N 474 определена согласно требованиям пункта 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в соответствии с границами, закрепленными объектом искусственного происхождения (капитальным ограждением), существующим более пятнадцати лет.
При неизменности границ участка с 1972 года и отсутствии точных данных о площади участка и координатах его границ, площадь участка определена с учетом требований указанного закона.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, что спорный земельный участок выбыл из государственной собственности и перешёл в собственность физического лица вопреки нормам законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, поскольку фактически являлся на момент его предоставления ответчику частью земельного участка военного городка N474, находящегося в пользовании Черноморского флота РФ в соответствии с межгосударственным соглашением от 28 мая 1997 года, в связи с чем спорный земельный участок не мог быть предоставлен в собственность ФИО1
В связи с этим суд первой инстанции, правильно руководствуясь положениями статей 12. 301, 305 Гражданского кодекса РФ, статьи 60 Земельного кодекса РФ, разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ от 29 апреля 2010 года N10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", принимая во внимание в качестве допустимою доказательства заключение судебной землеустроительной экспертизы N от 24 декабря 2018 года, проведенной ООО "Эксперт-Сервис", правомерно удовлетворил исковые требования.
На момент принятия Севастопольской городской государственной администрацией распоряжения от 6 апреля 2010 года N 1030-р по отводу земельных участков обшей площадью 2.1 га общественной организации "Дачное товарищество "Планета плюс" и о передаче в собственность членам данной организации земельных участков, в том числе спорного земельного участка, земля, занятая военным городком N 474 находилась в ограниченном обороте в силу специального статуса, обусловленного нормами международных соглашений, и распоряжение этим имуществом могло осуществляться в соответствии с межгосударственными соглашениями Российской Федерации и Украины, заключенными по вопросам пребывания Черноморского флота на территории Украины.
Севастопольская городская государственная администрация не была наделена полномочиями по распоряжению землями государственной собственности, не обладала соответствующей компетенцией и не имела правовых оснований для принятия решений о передаче третьим лицам части земельного участка военного городка N 474, относящегося к государственной форме собственности Украины и находящегося в аренде у Российской Федерации.
Указанное решение Севастопольской городской государственной администрации было принято 6 апреля 2010 года (до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя"), в связи с чем к данному спору применимы нормы действующего на юридически значимый период законодательства Украины.
Согласно пункту 14 Раздела 15 Конституции Украины использование существующих военных баз на территории Украины для временного пребывания иностранных воинских формирований возможно на условиях аренды в порядке, определенном международными договорами Украины, ратифицированными Верховной Радой Украины. При этом на основании статьи 9 Конституции Украины действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины.
28 мая 1997 года, то есть в период действия Земельного кодекса Украины (в редакции 1990 года), часть принадлежащего Украине имущества была передана Черноморскому флоту РФ в пользование в соответствии с пунктами 1, 2 Соглашения между Российской Федерацией и Украиной "О параметрах раздела Черноморского флот" (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) и Приложения N 2 к нему.
В приложение N 2 включен военный городок N 474, обозначенный в пункте 8 раздела 5 как "Дача военного совета ЧФ" площадью 5, 69 га, представляющий собой единый имущественный комплекс.
Указанное соглашение было ратифицировано Верховной Радой Украины, следовательно являлось частью национального законодательства.
В этой связи Соглашение между Российской Федерацией и Украиной "О параметрах раздела Черноморского флота" по существу определило судьбу земельного участка, принадлежащего Украине, как фактически занимаемого воинским формированием, в виде передачи его в пользование Черноморскому флоту Российской Федерации.
Согласно статьи 6 Соглашения о статусе и условиях пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины воинские формирования осуществляют свою деятельность в местах дислокации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органы государственной власти Украины уважают статус воинских формирований, принимают необходимые и согласованные с их командованием меры, обеспечивающие безопасность личного состава, защиту прав собственности, сохранность имущества воинских формирований, и не вмешиваются в их внутреннюю жизнь.
В соответствии со статьей 8 Земельного кодекса Украины (в редакции 1990 года) условия, сроки, а также плата за аренду земли определяется по соглашению сторон и оговариваются в договоре. В данном случае межгосударственными и межправительственными соглашениями 1997 года были определены объекты арендных прав, срок их действия и размер арендной платы.
Таким образом, с 1997 года по 17 марта 2014 года земельный участок, занимаемый военным городком N 474, в соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота от 28 мая 1997 года, являясь государственной собственностью Украины, находился в аренде у Российской Федерации.
Статьей 13 Земельного кодекса Украины определено, что Кабинет Министров Украины имеет право на распоряжение землями, находящимися в государственной собственности.
Согласно распоряжению Кабинета Министров Украины от 21 декабря 2005 года N 555-р "Об управлении государственным имуществом, которое использовал Черноморский флот бывшего СССР", функции управления государственным имуществом, указанными в Приложении N 2, 3 Соглашения между Российской Федерацией и Украиной от 28 мая 1997 года "О параметрах раздела Черноморского Флота", а также имуществом, которое не включено в приложения, но фактически используется Черноморским флотом Российской Федерации, были возложены на Фонд государственного имущества Украины.
Таким образом, Функции управления государственным имуществом, в том числе, земельным участком военного городка N 474 и расположенными на нем зданиями и сооружениями, который находился в пользовании Черноморского флота Российской Федерации в период его дислокации на территории Украины, были возложены на Фонд государственного имущества Украины. Поэтому вопросы управления указанным имуществом могли решаться только в соответствии с межгосударственными соглашениями Российской Федерации и Украины, заключенными по вопросам пребывания Черноморского флота на территории Украины и в случае возникновения споров относительно толкования и применения положений указанных межгосударственных соглашений, должны были решаться специально созданной Российско-Украинской комиссией, а в случае невозможности разрешения спора такой комиссией подлежали разрешению дипломатическим путем.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что Севастопольская городская государственная администрация не была наделена полномочиями по распоряжению землями, фактически занимаемыми военным городком N 474 иным образом, нежели это уже было определено межгосударственным Соглашением 1997 года.
Фактическое занятие военным городком N 474 площади 11, 1063 га по настоящее время подтверждено вышеуказанным заключением судебной экспертизы от 24 декабря 2018 года, проведенной ООО "Эксперт-Сервис". В связи с этим, исходя из буквальной формулировки распоряжения Кабинета Министров Украины от 21 декабря 2005 года N 555-р должна учитываться фактически используемая Черноморским флотом Российской Федерации площадь военного городка, независимо от площади 5, 69 га, указанной в приложении к Соглашению от 28 мая 1997 года.
Отсутствие документов, подтверждающих установление границ земельных участков, переданных по Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота МО РФ. в соответствии с действовавшим земельным законодательством Украины в натуре (на местности), а также доказательств, подтверждающих заключение договора временного пользования (аренды) земельного участка, не имеет правового значения, исходя из следующего.
Право Черноморского флота России на использование земельного участка возникло на основании межгосударственных соглашений, содержащих специальные нормы высшей юридической силы и прямого действия, порождающие права на использование земельных участков по факту достижения соответствующих договоренностей двух государств, не требующие дополнительного оформления посредством подписания и регистрации гражданско-правовых договоров в порядке, установленном нормами национального законодательства Украины.
Границы и площадь земельного участка, занятого военным городком N 474, устанавливались при проведении инвентаризации военного имущества и земель. Обязанность по инвентаризации земель, используемых Черноморским флотом Российской Федерации, в том числе земельного участка, занятого военным городком N 474, была возложена на Кабинет Министров Украины как орган государственной власти, уполномоченный на определение границ земельных участков, на которых расположены объекты государственной собственности, в соответствии с положениями статьи 13 Конституции Украины, статьи 13 Земельного кодекса Украины, части 7 пункта 10 Переходных положений Земельного кодекса Украины (в редакциях, действующих на юридически значимый период), пунктами 3, 7, 8 распоряжения Кабинета Министров Украины от 21 декабря 2005 года N 555-р "Об управлении государственным имуществом, которое использовал Черноморский флот бывшего СССР".
Заявитель со своей стороны принял меры по установлению границ земельного участка, занятого военным городком.
В Техническом деле N 124 за 1994 год в отношении землепользователя "115 комендатура" значится участок N 16 - бухта Круглая и указана площадь земельного участка в размере 8, 17 га и 2, 48 га (что в сумме составляет 10.65 га), то есть практически соответствует площади земельного участка, определенного по результатам дополнительной судебной экспертизы (11, 1063 га). Между тем, последующее заключение по землепользованию Севастопольского городского управления земельных ресурсов от 10 июня 1994 года учитывает только площадь в 8, 17 га.
Ответственность за надлежащее и своевременное завершение процедуры по установлению и закреплению границ земельного участка, отведенного по межгосударственным соглашениям, а также риск неблагоприятных последствий неисполнения своей обязанности в спорной ситуации нес орган, уполномоченный на установление границ, то есть Кабинет Министров Украины. Ненадлежащее исполнение им обязанности по завершению процедуры установления границ земельных участков в соответствии с действующим законодательством Украины не является препятствием для защиты своих прав заявителем.
Изменения в утвержденный межгосударственными соглашениями перечень объектов, передаваемых Черноморскому флоту России, их площадь, должны были вноситься в том же порядке, в каком заключены соглашения.
В данном случае ответчиком не доказан факт изъятия и передачи части земельного участка, занятого военным городком N 474, в сферу управления иных центральных и местных органов исполнительной власти, других государственных органов Украины или в коммунальную собственность Севастопольского городского Совета.
Каких-либо изменений относительно площади либо места расположения военного городка N 474 в межгосударственное Соглашение 1997 года по специально предусмотренной процедуре за весь период его действия не вносилось.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия поддерживает как правомерный и обоснованный вывод суда первой инстанции о том, что решение Севастопольской городской государственной администрации от 6 апреля 2010 года N1030-р по отводу земельного участка принято в нарушение положений Соглашения 1997 года о параметрах раздела Черноморского флота, статьи 13 Земельного кодекса Украины в отношении земельного участка военного городка N 474, относящегося на момент его принятия к государственной собственности Украины и находящегося в аренде у Российской Федерации, а также без соблюдения установленной законом процедуры изъятия данного земельного участка.
Вместе с тем, повторно приходя к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции в основу своего решения положил заключение дополнительной экспертизы от 9 сентября 2020 года, выполненной ООО "Про.Эксперт", из которого усматривается, что как и при проведении экспертизы судом первой инстанции в 2018 году невозможно установить входил ли спорный земельный участок площадью 0, 1 га по "адрес" с кадастровым номером "данные изъяты" в состав земельного участка военного городка N 474 на момент передачи его в частную собственность 6 апреля 2010 года ответчику ФИО1
При этом, по смыслу части 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации выводы, изложенные в решении суда, не могут быть основаны только на предположениях либо обстоятельствах вероятного характера.
Поскольку проведенная в рамках настоящего гражданского дела при повторном его рассмотрении судом апелляционной инстанции дополнительная землеустроительная судебная экспертиза не содержит точного ответа эксперта на поставленный перед ним вопрос о вхождении спорного земельного участка в состав военного городка на момент его предоставления ответчику, у суда апелляционной инстанции не имелось оснований для того, чтобы выносить решение, руководствуясь данным заключением.
Таким образом, доводы кассатора о том, что суд апелляционной инстанции необоснованно принял решение об отказе в удовлетворении исковых требований, по мнению судебной коллегии, заслуживают внимания.
Допущенные судом нарушения являются существенными, в связи с чем апелляционное определение подлежит отмене, а решение суда первой инстанции оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 5 октября 2020 года отменить, оставив в силе решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 29 апреля 2019 года.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.