Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Якубовской Е.В, судей Губаревой С.А, Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Центру дошкольного образования Черноморского флота, Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению "Управление Черноморского флота" о признании приказа незаконным и признании недействительным дополнительного соглашения к трудовому договору по кассационной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации по доверенности ФИО7 на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 5 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 22 октября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Центру дошкольного образования Черноморского флота Министерства обороны Российской Федерации, в котором просила признать приказ начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота ФИО6 от 21 июня 2019 года N незаконным с даты его издания, признать недействительным дополнительное соглашение от 25 июня 2019 года N к трудовому договору от 26 сентября 2018 года N с даты его подписания.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 5 августа 2020 года иск ФИО1 удовлетворен. Признан незаконным приказ начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота от 21 июня 2019 года N.
Признано недействительным дополнительное соглашение N от 25 июня 2019 года к трудовому договору N от 26 сентября 2018 года, заключенное между Центром дошкольного образования Черноморского флота Российской Федерации и ФИО8
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 22 октября 2020 года решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 5 августа 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Министерства обороны Российской Федерации по доверенности ФИО7 просит отменить решение и апелляционное определение в связи с нарушением судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права. Указывает, что в силу нормативных положений закона право на предоставление удлиненного ежегодного оплачиваемого отпуска имеют педагогические работники, состоящие в трудовых отношениях с дошкольными образовательными организациями, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности, соответственно, выводы судов о том, что такое право не зависит от наличия у организации лицензии на осуществление образовательной деятельности, не основано на законе. Кроме того, требование о признании дополнительного соглашения недействительным не имеет материально - правового обоснования, поскольку нормами трудового законодательства возможность признания трудового договора (как в целом, так и в части) недействительным не предусмотрена в силу специфики предмета и метода регулирования трудовых отношений.
В судебное заседание суда кассационной инстанции истец не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, в суд не явились, об уважительности причин своей неявки не сообщили. При таких обстоятельствах, с учетом положений части 1 статьи 167 и части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об их обоснованности.
Одной из процессуальных гарантий права на судебную защиту в целях правильного рассмотрения и разрешения судом гражданских дел являются нормативные предписания части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающие, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
В пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 5 и 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 года N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству", под уточнением обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, следует понимать действия судьи и лиц, участвующих в деле, по определению юридических фактов, лежащих в основании требований и возражений сторон, с учетом характера спорного правоотношения и норм материального права, подлежащих применению. В случае заблуждения сторон относительно фактов, имеющих юридическое значение, судья на основании норм материального права, подлежащих применению, разъясняет им, какие факты имеют значение для дела и на ком лежит обязанность их доказывания (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела.
Из изложенных норм процессуального закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что выводы суда об установленных им фактах должны быть основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании. При этом бремя доказывания юридически значимых обстоятельств между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также требований и возражений сторон.
Судебная коллегия кассационной инстанции полагает, что обжалуемые судебные акты не соответствуют приведенным критериям законности и обоснованности судебного решения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ФИО1 состоит в трудовых отношениях с Центром дошкольного образования Черноморского флота и работает в его структурном подразделении - детский сад N на должности воспитателя с 26 сентября 2018 года.
Трудовым договором N от 26 сентября 2018 года, заключенным между Центром дошкольного образования Черноморского флота Российской Федерации в лице начальника ФИО6 и ФИО1 на неопределенный срок, истец принята на работу воспитателем детского сада N, расположенного по "адрес"; дата начала работы с 26 сентября 2018 года.
Согласно пункту 5.1 трудового договора N от 26 сентября 2018 года работнику устанавливается 36-часовая рабочая неделя и ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 календарных дня с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.
В соответствии с Должностной инструкцией воспитателя ФИО1, утвержденной приказом начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота (разработана с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 года N, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N "Об образовании в Российской Федерации", Трудовым кодексом Российской Федерации, на основе Профессионального стандарта "Профессиональный стандарт педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)", утвержденного приказом Минтруда России от 18 октября 2013 года N), воспитатель детского сада Центра дошкольного образования Черноморского флота является педагогическим работником; основной трудовой функцией воспитателя ФИО1 является педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования, в рамках которой воспитатель:
- участвует в разработке основной общеобразовательной программы детского сада в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
- участвует в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды детского сада через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в детском саду;
- планирует и реализовывает образовательную работу в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами;
- разрабатывает рабочую образовательную программу воспитательно-образовательной работы с группой воспитанников; выполняет текущее и перспективное комплексно-тематическое планирование своей работы (на основе проектного метода и требований ФГОС ДО) по всем разделам и образовательным областям примерной образовательной программы;
- организовывает и проводит педагогический мониторинг освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста;
- участвует в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста;
- реализовывает педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями;
- развивает профессионально значимые компетенции, необходимые для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей их развития;
- формирует психологическую готовность детей к школьному обучению;
- создает позитивный психологический климат в группе и условия для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащим в разным национально-культурным, религиозным общностям и национальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья;
- организовывает виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметную, познавательно-исследовательскую, игры (ролевые, режиссерские, с правилами), продуктивную, конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства;
- организовывает конструктивное взаимодействие детей в разных видах деятельности, создает условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;
- обеспечивает активное использование недирективной помощи и поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.
В соответствии с Типовым договором присмотра и ухода за детьми детскими садами Черноморского флота, который заключается Федеральным казенным учреждением "Управление Черноморского флота" в лице начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота с родителями детей, детский сад N, кроме прочих обязанностей по присмотру и уходу за ребенком, берет на себя обязанность начинать учебный год 1 сентября текущего года и заканчивать 31 мая следующего года; обеспечивать ребенку, в частности, укрепление физического и психического здоровья, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие, воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье с учетом возрастных категорий, осуществление необходимой коррекции недостатков в речевом развитии, развивающую предметную среду в групповых и других функциональных помещениях детского сада, способствующих развитию, в соответствии с ростом и возрастом ребенка и с учетом гигиенических и педагогических требований.
Приказом начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота от 21 июня 2019 года N с 1 сентября 2019 года установлена продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска администрации и педагогических работников детских садов центра дошкольного образования Черноморского флота в количестве 28 календарных дней. Основаниями для издания приказа указаны Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и письмо начальника главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации от 15 января 2019 года N.
В письме начальника главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации от 15 января 2019 года N указано, что образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности в соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года N, включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ. Отсутствие лицензии не позволяет детскому саду иметь статус образовательной организации, вести образовательную деятельность. По этой причине детский сад имеет право предоставлять услуги только по уходу и присмотру за детьми (организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, общего соблюдения ими личной гигиены и режима дня). Учитывая изложенное, действие постановления Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 года N на работников детских садов Центра дошкольного образования Черноморского флота не распространяется.
Во исполнение указанного приказа начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота от 21 июня 2019 года N к трудовому договору N от 26 сентября 2018 года между Центром дошкольного образования Черноморского флота и ФИО1 было заключено дополнительное соглашение N от 25 июня 2019 года, в соответствии с которым пункт 5.1 договора изложен в следующей редакции: "Работнику устанавливается ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Настоящее дополнительное соглашение распространяется на отношения, возникшие с 1 сентября 2019 года".
20 августа 2019 года внесены изменения в коллективный договор Центра дошкольного образования Черноморского флота, в соответствии с которыми из него исключен подпункт 8.14, предусматривающий продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска продолжительность 42 календарных дня следующим работникам: заведующей детским садом, заместителю заведующей детским садом, воспитателю, педагогу-психологу, инструктору по физический культуре, музыкальному руководителю, учителю-логопеду. Основанием для внесения указанных изменения указано решение, принятое на собрании Представителей коллективов 5 августа 2019 года.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствуясь положениями статей 9, 11, 61, 67, 74, 115, 334 Трудового кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Федерального закона от 5 мая 2014 года N 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" исходил из того, что как до 1 сентября 2019 года, так и после указанной даты истец в соответствии с условиями трудового договора выполняла обязанности по обучению и воспитанию детей, то есть осуществляла педагогическую деятельность в дошкольном образовательном учреждении. То, что работодатель, осуществляющий образовательную деятельность, не получил в установленном порядке лицензию на ее осуществление, не может привести к ущемлению трудовых прав работника, в частности, в праве на удлиненный ежегодный оплачиваемый отпуск.
Судебная коллегия при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию, исследовав представленные сторонами в дело доказательства в их совокупности, согласилась с решением суда первой инстанции.
Судебная коллегия находит выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствующими требованиям закона.
Частями первой и второй статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено данным кодексом.
В силу частей первой и второй статьи 115 Трудового кодекса Российской Федерации ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами.
Согласно статье 334 Трудового кодекса Российской Федерации педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 года N 466 "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках" ежегодные основные удлиненные оплачиваемые отпуска предусмотрены для замещающих должности педагогических работников, а также руководителей образовательных организаций, заместителей руководителей образовательных организаций, руководителей структурных подразделений этих организаций и их заместителей согласно Приложению.
Должности педагогических работников предусмотрены в разделе II номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 года N 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций". В названную номенклатуру должностей включена должность заведующего (подраздел 1 раздела II номенклатуры должностей).
Согласно пункту 2 раздела I "Дошкольные образовательные организации" приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 года N 466 "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках", продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска для педагогических работников, должности которых указаны в подразделе 1 раздела II номенклатуры должностей составляет 42 дня.
Как следует из положения о Центре дошкольного и среднего образования Черноморского флота, центр является организацией Черноморского флота, содержащейся на самостоятельном штате, и находится в непосредственном подчинении командующего Черноморским флотом и предназначен для обеспечения функционирования средней общеобразовательной школы N и детских садов Черноморского флота; обеспечения непрерывного действия учебно-воспитательного процесса и др, в том числе обеспечения комплекса мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечения соблюдения ими личной гигиены и режима дня во время присмотра и ухода за ними в детских садах Черноморского флота.
Согласно указанному положению в структуру центра дошкольного и среднего образования Черноморского флота входят детские сады и средняя общеобразовательная школа.
Пунктом 21 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее-Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") установлено, что педагогическим работником является физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
В соответствии с пунктом 18 статьи 2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Организацией, осуществляющей обучение, является юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (пункт 19 статьи 2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").
Согласно статье 91 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
Для осуществления образовательной деятельности организацией в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение, деятельность которого регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым такой организацией (часть 6 статьи 31 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").
До вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации, работа детских садов и средних общеобразовательных школ, находящихся в ведении Черноморского флота Российской Федерации, и расположенных в Автономной Республике Крым, регламентировалась законодательством Украины и не предполагала лицензирование. После 18 марта 2014 года пункт 4 статьи 4 Федерального закона от 5 мая 2014 года N 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" позволил осуществлять образовательную деятельность организациям до получения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лицензии на осуществление образовательной деятельности, но не позднее чем, до 1 сентября 2019 года.
В силу приведенных выше нормативных положений право на предоставление удлиненного ежегодного оплачиваемого отпуска имеют педагогические работники, состоящие в трудовых отношениях с организацией, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности, и выполняющие обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Между тем, при рассмотрении настоящего дела, вышеуказанные нормы права не были приняты во внимание судом первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции при проверке решения нижестоящего суда эти нарушения не устранил.
С учетом приведенных обстоятельств апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 22 октября 2020 года нельзя признать законным, оно принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, что согласно статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Вместе с тем, учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"), а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает нужным направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное, разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 22 октября 2020 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.