Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Жогина О.В, судей ФИО4, ФИО8, с участием прокурора ФИО5, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона к ФГУП "Главное военное - строительное управление N", ФГКУ "Управление Черноморского флота" ФКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации" о возложении обязанности провести определенные действия по кассационной жалобе ФКУ "Управление Черноморского флота", поступившей в суд с делом ДД.ММ.ГГГГ, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 5 ноября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Жогина О.В, выслушав прокурора ФИО5, полагавшую необходимым отказать в удовлетворении кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
заместитель военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона обратился в суд с иском к ФГУП "Главное военное - строительное управление N", ФГКУ "Управление Черноморского флота" ФКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации" о возложении обязанности провести определенные действия. С учетом изменения исковых требований истец просил суд возложить на ФГКУП "ГВСУ N" обязанность в срок не позднее 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выполнить работы по устранению нарушений санитарно-эпидемиологических норм, требований пожарной безопасности и противодействии терроризму здания ГП-56 "Детский сад на 250 мест" (33-й этап строительства по государственному контракту N ДС-К-41/14-19), а именно: устранить нарушения противопожарных норм, допущенных при монтаже охранной и охранно-пожарной сигнализации, изложенные в приложении к акту комиссионного осмотра (приложении N исх. N от ДД.ММ.ГГГГ); обеспечить надлежащее функционирование и исправное состояние автоматических установок пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре; обеспечить дублирование звуковых сигналов от системы пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта; обеспечить оборудование отопительных приборов объекта ограждающими устройствами; разработать проектное решение по подключению сушильной машины к системе вентиляции и подключить ее; внести изменения в проектную документацию по обеспечению резервными источниками горячего водоснабжения в соответствии с требованиями санитарных норм в буфетных 13 учебных групп; 2) возложить на Министерство обороны Российской Федерации не позднее 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести повторную приемку объекта "Детский сад на 250 мест" (33-й этап Обустройства 126 отдельной бригады береговой обороны и 8 артиллерийского полка ЧФ РФ, расположенных по адресу: "адрес", военные городки N и N)
приемочной комиссией с обязательным привлечением к ее проведению эксплуатирующей организации; 3) обязать Федеральное казенное учреждение "Управление Черноморского флота" в срок не позднее 1-го месяца с момента вступления решения суда в законную силу определить эксплуатирующую организацию для объекта "Детский сад на 250 мест" (33-й этап Обустройства 126 отдельной бригады береговой обороны и 8 артиллерийского полка ЧФ РФ, расположенных по адресу: "адрес", военные городки N и N), издав соответствующий распорядительный документ; 4) возложить на Федеральное государственное унитарное предприятие "ГВСУ N" совместно с Федеральным казенным предприятием "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" обязанность обеспечить передачу эксплуатирующей организации объекта "Детский сад на 250 мест" (33-й этап Обустройства 126 отдельной бригады береговой обороны и 8 артиллерийского полка ЧФ РФ, расположенных по адресу: "адрес", военные городки N и N), а также проектной, технической, исполнительной документации на него, включая акты проверки работоспособности источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода, техническую проектную) документацию, характеризующую пожарную безопасность конструкций здания о принятой степени огнестойкости, декларацию пожарной безопасности, протокол эксплуатационных испытаний пожарных лестниц, а также исполнительную документацию на установки и системы противопожарной защиты (системы АПС и СОУЭ) на здание, план-график проведения регламентных работ по техническому обслуживанию и плановопредупредительному ремонту систем противопожарной защиты, установленных на объекте, в срок не позднее 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; 5) возложить на Федеральное казенное учреждение "Управление Черноморского флота" обязанность в срок не позднее 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести своевременную проверку и перезарядку
огнетушителей, привести в соответствие с требованиями ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ - 2009 "Система стандартов безопасности труда. Системы фото люминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля" план эвакуации объекта.
Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 1.10.2019 года иск заместителя военного прокурора 309 военной прокуратуры удовлетворен частично.
На Федеральное государственное унитарное предприятие "Главное военно-строительное управление N", акционерное общество "Главное управление обустройства войск", Общество с ограниченной ответственностью "Передвижная механизированная колонна "Русская" возложена обязанность в срок не позднее 4-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выполнить работы по соблюдению санитарно- эпидемиологических норм, требований пожарной безопасности и противодействии терроризму на объекте "Детский сад на 250 койко-мест (33-1 этап): привести шахты грузовых лифтов для транспортировки готовых блюд в соответствие с требованиями п. 10.1. СП 3. ДД.ММ.ГГГГ-13 "Профилактика острых кишечных инфекций", оборудовав стенки шахт, исключающие возможность попадания пыли на пишу и ее выпадение; оборудовать мясо-рыбный цех исправным холодильным оборудованием в виде среднетемпературного холодильного шкафа; обеспечить надлежащее функционирование и исправное состояние автоматических установок пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре; обеспечить дублирование звуковых сигналов от системы пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта; предоставить администрации детского сада акты проверки работоспособности источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода, техническую (проектную) документацию, характеризующую пожарную безопасность конструкций здания, декларацию пожарной безопасности, протокол эксплуатационных испытаний пожарных лестниц; обеспечить оборудование отопительных приборов объекта ограждающими устройствами; обеспечить круглосуточное водоснабжение объекта горячей водой.
На Федеральное казенное учреждение "Управление Черноморского флота" возложена обязанность провести своевременную проверку и перезарядку огнетушителей, привести в соответствие с требованиями ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ - 2009 "Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля" план эвакуации объекта, разработать план-график проведения регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты, установленных на объекте.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
С Федерального государственного унитарного предприятия "Главное военно-строительное управление N", акционерного общества "Главное управление обустройства войск", Общества с ограничение ответственностью "Передвижная механизированная колонна "Русская" и Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" солидарно взыскана государственная пошлина в местный бюджет в размере 300 рублей.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 14 мая 2020 года суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 5 ноября 2020 года решение суда отменено. По делу принято новое решение. На Федеральное государственное унитарное предприятие "Главное военное - строительное управление N" возложена обязанность в срок не позднее 3-х месяцев с момента вступления судебного акта в законную силу выполнить работы по устранению нарушений санитарно-эпидемиологических норм, требований пожарной безопасности на объекте "Детский сад на 250 мест" (33-й этап строительства по государственному контракту ДС -К-41/14-19), а именно: устранить нарушения противопожарных норм, допущенных при монтаже охранной и охранно-пожарной сигнализации, изложенные в приложении к акту комиссионного осмотра (приложение N к исх.1379 от ДД.ММ.ГГГГ); оборудовать объект "Детский сад на 250 мест" (33-й этап строительства по государственному контракту NДС-К-41/14-19) функционирующими автоматическими установками пожарной сигнализации и системами оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, обеспечивающими дублирование звуковых сигналов от системы пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта; оборудовать отопительные приборы объекта "Детский сад на 250 мест" (33-й этап строительства по государственному контракту NДС-К-41/14-19) ограждающими устройствами.
Суд обязал Федеральное казенное учреждение "Управление Черноморского флота" в срок не позднее 1 месяца с момента вступления судебного акта в законную силу определить эксплуатирующую организацию для объекта "Детский сад на 250 мест" (33-й этап обустройства 126 отдельной бригады береговой обороны и 8 артиллерийского полка ЧР РФ" ("адрес", военные городки N и N) издав соответствующий распорядительный документ.
На Федеральное казенное учреждение "Управление Черноморского флота" возложена обязанность в срок не позднее 3-х месяцев с момента вступления судебного акта в законную силу организовать проведение поверки и перезарядки огнетушителей на объекте - Детский сад ("адрес") Центра дошкольного образования Черноморского флота, расположенном по адресу: "адрес"; привести в соответствие с требованиями ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ - 2009 "Система стандартов безопасности труда. Системы фото люминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля" план эвакуации объекта - Детский сад ("адрес") Центра дошкольного образования Черноморского флота, расположенного по адресу: "адрес".
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в части обязания ФКУ "Управление Черноморского флота" в срок не позднее 1 месяца с момента вступления судебного акта в законную силу определить эксплуатирующую организацию для объекта "Детский сад на 250 мест" (33-й этап Обустройства 126 отдельной бригады береговой обороны и 8 артиллерийского полка ЧФ РФ" ("адрес", военные городки N и N) издав соответствующий распорядительный документ, а также возложении обязанности в срок не позднее 3-х месяцев с момента вступления судебного акта в законную силу организовать проведение проверки и перезарядки огнетушителей на объекте - Детский сад ("адрес") Центра дошкольного образования Черноморского флота, расположенном по адресу: "адрес"; привести в соответствие с требования ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ-2009 "Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля" план эвакуации объекта - Детский сад ("адрес") Центра дошкольного образования Черноморского флота, расположенном по адресу: "адрес", считая, что судом допущены существенные нарушения норм права.
В судебном заседании прокурор ФИО5 полагала необходимым отказать в удовлетворении кассационной жалобы, апелляционное определение оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела ходатайств не представили, о причинах неявки не сообщили.
В письменных пояснениях к кассационной жалобе представитель ФГКУ "Крымское ТУИО" ФИО1 Л. просит принять решение в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации.
В письменных возражениях на кассационную жалобу врио военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона ФИО6 просит оставить апелляционное определение без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 167, части 2 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы по следующим основаниям.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством обороны Российской Федерации (государственный заказчик) и Федеральным государственным унитарным предприятием "Спецстройинжиниринг при Федеральном агентстве специального строительства" (генподрядчик) (Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N переименован в Федеральное государственное унитарное предприятие "Главное военно - строительное управление N") заключен государственный контракт на полный комплекс работ по объекту: "Обустройство 126 отдельной бригады береговой обороны и 8 артиллерийского полка ЧР РФ" ("адрес", военные городки N и N).
ДД.ММ.ГГГГ между Федеральным государственным унитарным предприятием "Спецстройинжиниринг при Федеральном агентстве специального строительства" и ОАО "Главное управление обустройства войск" (далее ОАО "ГУОВ") заключен договор субподряда на полный комплекс работ по указанному объекту.
ДД.ММ.ГГГГ между ОАО "ГУОВ" и ООО "ПМК "Русская" заключен договор на выполнение комплекса работ по объекту "Обустройство 126 отдельной бригады береговой обороны и 8 артиллерийского полка ЧР РФ" ("адрес", военные городки N и N).
Актом NК-41/14-19/56-27/1 приемочная комиссия, назначенная департаментом строительства Министерства обороны Российской Федерации, установила, что предъявленный исполнителем работ к приемке объект "Обустройство 126 отдельной бригады береговой обороны и 8 артиллерийского полка ЧФ РФ, по адресу: "адрес", военные городки N, N(1-очередь строительства, 33 этап- Детский сад на 250 мест (ГП-56), 1 пусковой комплекс -группы на 70 мест с административными помещениями, шифр К- 41/14-19/56-27 выполнен в соответствии с проектом, отвечает санитарно- эпидемиологическим, экологическим, пожарным, строительным нормам и правилам, государственным стандартам и вводится в действие.
Актом NВР/К-41/14-19/56-27 от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что указанный объект готов к приемке во временную эксплуатацию.
Актом NК-41/41-19/56-27 приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией установлено, что предъявленный к приемке объект "Обустройство 126 отдельной бригады береговой обороны и 8 артиллерийского полка ЧФ РФ по адресу "адрес", военные городки N, 27 (1-очередь строительства, 33 этап - Детский сад на 250 мест (ГП-56), 2 пусковой комплекс - группы на 180 мест с административными помещениями (шифр К-41/14-19/56-27)" выполнен в соответствии с проектом, отвечает санитарно-эпидемиологическим, экологическим, пожарным, строительным нормам и правилам, государственным стандартам и вводится в действие.
Актом NВР/К-41/14-19/56-27 2ПК 2 пусковой комплекс объекта признан готовым к вводу во временную эксплуатацию.
Объект передан во временную эксплуатацию балансодержателю ФКУ "Управление Черноморского флота".
Вместе с тем, как установлено судом, генподрядчиком ФГУП "ГВСУ N" были нарушены условия государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ.
Так, согласно акту комиссионного осмотра от ДД.ММ.ГГГГ объекта "Обустройство 126 отдельной бригады береговой обороны и 8 артиллерийского полка ЧР РФ" ("адрес", военные городки N и N) (Детский сад на 250 мест, 33-й этап), комиссией были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, предусмотренные ФЗ от 22.07.2008 N123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", отсутствие функционирующих автоматических установок пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии вины ФГУП "ГВСУ N" в нарушении требований пожарной безопасности, выявленных в ходе проверки, суду не было представлено.
При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 12, 150, 296, 309, 310, 721, 723, 740, 754, 755, 763 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 328-330 ГПК РФ, статьями 1, 37, 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ, статьей 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", статьей 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне", отменил решение суда первой инстанции и принял по делу новое решение об удовлетворения исковых требований прокурора об устранении недостатков, выявленных на объекте "Обустройство 126 отдельной бригады береговой обороны и 8 артиллерийского полка ЧР РФ" ("адрес", военные городки N и N) (Детский сад на 250 мест, 33-й этап)", допущенных при монтаже охранной и охранно - пожарной сигнализации, изложенные в приложении к акту комиссионного осмотра (приложение N к исх.1379 от ДД.ММ.ГГГГ), а также при оборудовании объекта автоматической установкой пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, обеспечивающей дублирование звуковых сигналов от системы пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта; при оборудовании отопительных приборов объекта ограждающими устройствами.
Также суд апелляционной инстанции, установив, что объект "Детский сад на 250 мест" (33-й этап строительства) передан во временную эксплуатацию балансодержателю ФКУ "Управление Черноморского флота", пришел к выводу, что ФКУ "Управление Черноморского флота" как балансодержатель объекта "Детский сад на 250 мест", как лицо, в оперативном управлении которого находится это здание, в силу закона обязано нести бремя содержания, принадлежащего ему имущества, в том числе, определить эксплуатирующую организацию, обеспечить объекты первичными средствами пожаротушения, как это предусмотрено разделом XIX Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме" (с изменениями и дополнениями), а также планами эвакуации людей при пожаре, как предусмотрено пунктом 7 Правил противопожарного режима в Российской Федерации.
Отказывая истцу в удовлетворении остальной части исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что требования заявлены истцом преждевременно, а указанные истцом обстоятельства материалами дела не подтверждены.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены исследованными и надлежаще оцененными доказательствами, подробно мотивированы.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания, по которым следует не соглашаться с выводами суда нижестоящей инстанции.
По существу, доводы кассационной жалобы о том, что ответственность за недостатки выполненных работ несет подрядчик, а также возможности финансирования мероприятий по устранению недостатков только после принятия объекта в постоянную (в настоящее время - временная) эксплуатацию, повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела, были предметом проверки и оценки суда апелляционной инстанции, которым правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
Данные доводы фактически сводятся к несогласию с оценкой суда представленных по делу доказательств, что в соответствии со статьей 379.6 ГПК РФ не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступившего в законную силу судебного постановления.
Согласно положениям статей 379.6, 379.7 ГПК РФ суд кассационной инстанции наделен ограниченными полномочиями по проверке судебных актов нижестоящих инстанций - имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права, однако не полномочен при этом непосредственно переходить к исследованию доказательств и переоценке установленных на их основании фактических обстоятельств.
В соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Принятое по делу судебное постановление вынесено на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для его отмены по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 5 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ "Управление Черноморского флота" - без удовлетворения.
Председательствующий ФИО7
Судьи ФИО4
ФИО8
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.