Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Губаревой С.А, Егоровой Е.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Н.Г. к Муниципальному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения Октябрьского района г. Ростова-на-Дону" о восстановлении мер социальной поддержки по кассационной жалобе Н.Г. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским Ростовского областного суда от 26.10.2020.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, путем использования систем видеоконференцсвязи, выслушав Н.Г, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Н.Г. обратился в суд исковым заявлением к Муниципальному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения Октябрьского района г. Ростова-на-Дону" (далее - МКУ "Управление социальной защиты населения Октябрьского района г. Ростова-на-Дону") о восстановлении мер социальной поддержки.
Решением Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 19.066.2020 исковые требования Н.Г. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 26.10.2020 решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об обязании МКУ "Управление социальной защиты населения Октябрьского района г. Ростова-на-Дону" возобновить Н.Г. выплату мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с момента приостановления выплаты компенсации на ЖКУ, взыскании с МКУ "Управление социальной защиты населения Октябрьского района г. Ростова-на-Дону" в пользу Н.Г. компенсации морального вреда в размере 10 000 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований Н.Г. отказано.
В кассационной жалобе Н.Г. просит об отмене апелляционного определения и направлении дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В обоснование жалобы указано, что судом апелляционной инстанции должным образом не исследованы материалы дела, суд неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, нарушил и неправильно применил нормы материального и процессуального права.
По мнению кассатора, судом апелляционной инстанции при вынесении оспариваемого судебного акта неверно определен размер нравственных страданий истца, в связи с чем необоснованно снижен размер, подлежащей взысканию суммы компенсации морального вреда.
Судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции проведено путем видеоконференцсвязи в соответствии со ст. 155.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) по ходатайству Н.Г. об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференцсвязи при содействии Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону.
В судебном заседании Н.Г, поддержал доводы кассационной жалобы.
В ходе судебного заседания при использовании систем видеоконференцсвязи технических сбоев не зафиксировано.
МКУ "Управление социальной защиты населения Октябрьского района г. Ростова-на-Дону" извещено надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечило явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представило.
Согласно п. 1 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося лица, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав кассатора, явившегося в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Н.Г, с ДД.ММ.ГГГГ является инвалидом 3 группы бессрочно согласно справке ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области" серия МСЭ-2006 N.
Н.Г, являясь инвалидом 3 группы имеет, на иждивении несовершеннолетнего ребенка-инвалида, что справкой ФКУ "ГБ МСЭ по "адрес"" серия МСЭ-2016 N.
Из социальной карты гражданина 931735 Н.Г, следует, что Н.Г, инвалид 3 группы по общему заболеванию, является получателем мер социальной поддержки и был поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ как ответственный квартиросъемщик приватизированного жилого помещения - "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ Н.Г. обратился в МКУ "Управление социальной защиты населения Октябрьского района г. Ростова-на-Дону" с заявлением о продлении денежной компенсации оплаты ЖКУ, на основании которого МКУ "Управление социальной защиты населения Октябрьского района г. Ростова-на-Дону" в период с марта 2017 года выплачивалась Н.Г. компенсация за ЖКУ (газ, холодная вода, горячая вода, отведение сточных вод, тепловая энергия, электрическая энергия).
Из уведомлений о расчете компенсации на оплату коммунальных услуг и общей справки по выплате от ДД.ММ.ГГГГ следует, что МКУ "Управление социальной защиты населения Октябрьского района г. Ростова-на-Дону" производились начисления Н.Г. компенсации на оплату жилищных и коммунальных услуг (газ, горячая вода, отведение сточных вод, тепловую энергию, холодную воду, электрическую энергию) ежемесячно за период с марта 2017 года по сентябрь 2019 года и с мая 2020 года по сентябрь 2020 года.
Сведения о суммах компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг за период с октября 2019 года по апрель 2020 года (включительно) отсутствуют, какие - либо решения органа социальной защиты в отношении указанных выплат в материалы дела не представлены.
Выплата компенсации на оплату ЖКУ истцу прекращена в октябре 2019 года.
Н.Г, обращаясь в суд с исковым заявлением, указал, что МКУ "Управление социальной защиты населения Октябрьского района г. Ростова-на-Дону" не только значительно снизил с ДД.ММ.ГГГГ ранее достигнутый уровень социальной защиты, но и прекратил с ДД.ММ.ГГГГ выплату ЕДВ, чем отказал инвалиду 3 группы в предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции при разрешении спора правильно указал, что приостановление и фактическое прекращение выплаты компенсации на жилищно-коммунальные услуги ответчиком осуществлено неправомерно, без установления органом социальной защиты всех необходимых для принятия такого решения обстоятельств, без принятия такого решения, с нарушением установленного порядка.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Одной из мер социальной поддержки граждан при оплате жилых помещений и коммунальных услуг является предоставление им компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Согласно ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, относятся, в том числе, инвалиды.
В соответствии с частью 13 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
- платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
- платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
- платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления;
- оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
Частью 1 ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (часть 2 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 6 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
В соответствии с п.1 ст. 1 Областного закона от 31.07.2009 N 274-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан" государственные полномочия Ростовской области по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", переданы исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области.
В настоящее время порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установлен-ных Федеральным законом от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", на территории Ростовской области определен Положением о порядке расходования субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета на финансовое обеспечение расходов по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, оказываемых отдельным категориям граждан, а также порядке предоставления им мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 09.12.2011 N 212 (Приложение N1 к постановлению Правительства Ростовской области от 09.12.2011 N212, в ред. постановлений правительства Ростовской области от 09.02.2017 N64, от 01.11.2018 N686, от 31.12.2019 N1030, от 23.03.2020 N188, далее - Положение от 09.12.2011 N 212).
В п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" указывается, что компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно приведенным нормативным положениям право определенных категорий граждан, в том числе инвалидов на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено федеральными законами. Порядок и условия компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан, источники финанси-рования этой меры социальной поддержки установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, которые, находясь в системной связи с нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и устанавливающими обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (ст. 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), имеют целевое назначение - уменьшение фактических затрат граждан, в данном случае инвалидов, по оплате жилого помещения.
По общему правилу меры социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме предоставляются гражданам, имеющим право на такие меры социальной поддержки, при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, по уплате взносов на капитальный ремонт или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, отсутствие соглашения по погашению указанной задолженности и (или) невыполнение гражданином условий такого соглашения могут являться основанием для приостановления или прекращения предоставления гражданину такой меры социальной поддержки как компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Пунктом п. 14 Положения от 09.12.2011 N 212, установлено, что компенсация на ЖКУ предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений, в том числе взноса на капитальный ремонт, и коммунальных услуг, или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (п.1).
Организации, осуществляющие расчеты по оплате жилищно-коммунальных услуг, ежемесячно, в срок до 20-го числа, сообщают органам социальной защиты населения муниципального района и городского округа Ростовской области информацию об имеющейся у граждан задолженности по оплате жилого помещения, в том числе по оплате взноса на капитальный ремонт, и коммунальных услуг (п.2).
Орган социальной защиты населения муниципального района и городского округа Ростовской области в течение десяти рабочих дней со дня поступления информации об имеющейся у граждан задолженности направляет получателю компенсации на ЖКУ в письменной форме или путем включения информации в платежный документ, содержащий сведения о текущих платежах за жилое помещение и коммунальные услуги (при согласовании с организациями, осуществляющими расчеты по оплате жилищно-коммунальных услуг), уведомление о наличии задолженности, необходимости ее погашения и о приостановлении выплаты компенсации на ЖКУ в случае непогашения задолженности либо незаключении соглашения по ее погашению и (или) невыполнении гражданами соглашений по ее погашению (далее - уведомление) с первого числа месяца, следующего за месяцем повторного включения получателя компенсации на ЖКУ организациями, осуществляющими расчеты по оплате жилищно-коммунальных услуг, в информацию об имеющейся у граждан задолженности по оплате жилого помещения, в том числе взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, и коммунальных услуг (п.4).
В случае, если в следующем месяце после направления уведомления получатель компенсации на ЖКУ повторно включен организациями, осуществляющими расчеты по оплате жилищно-коммунальных услуг, в информацию об имеющейся у граждан задолженности по оплате жилого помещения, в том числе взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и коммунальных услуг, орган социальной защиты населения муниципального района и городского округа Ростовской области принимает решение о приостановлении выплаты компенсации на ЖКУ со следующего месяца, о чем в течение пяти рабочих дней уведомляет гражданина в письменном виде (п.5). В решении указываются основания его принятия. Решение подлежит хранению в органе социальной защиты населения муниципального образования (п.6).
При получении сведений о погашении задолженности и (или) заключении гражданами с организациями, осуществляющими расчеты по оплате жилищно-коммунальных услуг, соглашений о погашении задолженности компенсация на ЖКУ возобновляется с месяца, полного погашения задолженности, или заключения гражданами с организациями, осуществляющими расчеты по оплате жилищно-коммунальных услуг, соглашений о погашении задолженности (п.7).
В пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем, само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и ком-мунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим, суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
Доводы жалобы о несогласии с действиями суда по снижению размера компенсации морального вреда, подлежащего взысканию не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта, так как согласно положениям ст. 151 ГК РФ при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред
При вынесении оспариваемого судебного постановления судом не было допущено существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу ст. 379.7 ГПК РФ могут повлечь отмену судебного постановления в кассационном порядке и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Доводов, свидетельствующих о наличии подобных нарушений в оспариваемом судебном постановлении, кассационная жалоба не содержит.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 26.10.2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Н.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи С.А. Губарева
Е.С. Егорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.