Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Якубовской Е.В, Руденко Ф.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат г. Севастополя" о возложении обязанности осуществить перерасчет стажа, пересчитать и выплатить пенсию, по кассационной жалобе ФИО1 на решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 27 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 30 ноября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, выслушав объяснения ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат г. Севастополя" (далее- ФКУ "Военный комиссариат г. Севастополя) о возложении обязанности осуществить перерасчет стажа, пересчитать и выплатить пенсию.
В обоснование заявленных требований указано, что в сентябре 2002 года истец уволен из вооруженных сил по выслуге лет с должности помощника военного прокурора Севастопольского гарнизона в звании майор юстиции. После увольнения истец убыл в г. Ейск Краснодарского края, где поставлен на воинский учет и ему оформлена пенсия по выслуге лет, при этом, выслуга составила 23 года и 1 месяц.
В мае 2018 года военная пенсия истца переведена в Центр социального обеспечения военного комиссариата г. Севастополя по месту его проживания и с началом ее получения - ДД.ММ.ГГГГ. Специалистами военного комиссариата г. Ейска, а впоследствии и сотрудниками военного комиссариата г. Севастополя допущено нарушение прав истца, а именно, не включен в общую выслугу лет для определения размера пенсии период обучения истца в высшем учебном заведении для получения юридического образования.
Поскольку ответчики необоснованно не засчитывают в стаж период обучения на юридическом факультете университета, ФИО1 просил признать за ним право на включение двух лет обучения в срок общей выслуги, обязать ответчика зачесть в выслугу лет срок обучения из расчета 2 месяца учебы - 1 месяц службы, установить стаж в размере 25 лет 1 месяц, обязать провести перерасчет пенсии исходя из данной выслуги и доплатить пенсию с октября 2002 года.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 27 августа 2020 года исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 30 ноября 2020 года решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 27 августа 2020 года оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ФИО1 ? без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 27 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 30 ноября 2020 года. В обоснование доводов ссылается на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 уволен с военной службы приказом начальника генерального штаба вооруженных сил Украины от ДД.ММ.ГГГГ N с воинской должности помощника военного прокурора Севастопольского гарнизона и исключен из списков личного состава военной прокуратуры приказом военного прокурора военно-морских сил Украины от ДД.ММ.ГГГГ N. Приказами об увольнении установлено, что на день увольнения выслуга военной службы составляет 23 года 1 месяц 21 день.
Истец проходил военную службу в вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в вооруженных силах Украины с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
После увольнения с военной службы ФИО1 обратился в Ейский районный военный комиссариат Краснодарского края с заявлением о назначении пенсии, исходя из указанной выше выслуги лет.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в военный комиссариат г. Севастополя с заявлением о проведении перерасчета, учитывая факт его обучения в учебном заведении.
В удовлетворении данного заявления истцу отказано.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" и исходил из того, что истец проходил обучение в период военной службы, и этот период включен в выслугу лет, а поэтому отсутствуют основания для включения этого же периода в стаж и перерасчета пенсии.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции и дополнительно сослался на решение Экономического Суда Содружества Независимых государств от 13 апреля 2007 года N 01-1/5-06, которым установлено, что выслуга лет, исчисленная при назначении пенсии, в том числе на льготных условиях, по месту нахождения службы в одном из государств-участников Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года "О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств" от 15 мая 1992 года, военнослужащему уволенному с военной службы и переехавшему на постоянное место жительства в другое государство-участник, перерасчету по новому месту жительства не подлежит. Также судебная коллегия указала, что, поскольку увольнение истца происходило из вооруженных сил Украины, на тот момент он являлся гражданином Украины и проживал на территории Украины, то оснований для применения к нему после переезда на территорию Российской Федерации законодательства России и зачете времени обучения в учебном заведении с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 942 не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции с выводами судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований соглашается.
Согласно части 2 статьи 44 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" пенсионное обеспечение прокуроров и следователей, научных и педагогических работников и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей.
Таким специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности, является Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее также- Закон от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).
Согласно части 1 статьи 18 данного Закона в выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.
На основании части 3 статьи 18 этого Закона, устанавливающей общие принципы расчета выслуги лет, дающей право на пенсию в связи с военной и иной приравненной к ней службой, порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии отнесен к компетенции Правительства Российской Федерации.
Такой порядок определен в постановлении Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", действие которого распространено на прокурорских работников, и в Положении об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям (далее - Положение), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 942, в котором определены особенности исчисления выслуги лет для назначения пенсий прокурорским работникам.
Согласно пункту 1.2 Положения в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" засчитывается также время обучения для получения юридического образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, при условии завершения освоения этих образовательных программ, прохождения государственной итоговой аттестации и получения документа об образовании и квалификации, подтверждающего соответствующий уровень и квалификацию (или иного высшего образования, соответствующего замещаемой должности, если это предусмотрено федеральным законом), в общей сложности в пределах 5 лет из расчета 2 месяца учебы за 1 месяц службы.
Таким образом, исходя из требований части 1 статьи 18 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, пункта 2 Постановления и пункта 1.2 Положения время обучения в пределах 5 лет из расчета 2 месяца учебы за 1 месяц службы, включается в выслугу лет, если совпадающий с обучением период службы (работы) не включается в выслугу лет по другим основаниям.
В данном случае, как следует из материалов дела, и подтверждено истцом, период его обучения с 1995 года по 1999 год на юридическом факультете Международного независимого эколого-политического университета совпадает с периодом военной службы (с 06.08.1979 по 27.09.2002) и данный период засчитан в выслугу лет.
При таких обстоятельствах, основания для включения периода учебы в выслугу лет отсутствуют.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о неправильном толковании судом апелляционной инстанции выводов решения Экономического Суда Содружества Независимых государств от 13 апреля 2007 года N 01-1/5-06, хотя и заслуживают внимания, однако не могут являться основанием для отмены принятых по делу судебных актов, поскольку не влияют на правильность окончательного вывода судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Иные доводы жалобы основаны на неправильном толковании норм права, регулирующих возникшие между сторонами правоотношения, не опровергают выводов судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, по доводам кассационной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 27 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 30 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.