Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Калинко А.В., рассмотрев жалобу начальника отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ УФССП России по Республике Бурятия Цыбенова Б.Ц. на решение судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 23 декабря 2020 г. и решение судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 11 февраля 2021 г., вынесенные в отношении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия (Министерство) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ УФССП России по Республике Бурятия от 6 ноября 2020 г. Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 23 декабря 2020 г, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 11 февраля 2021 г, постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава правонарушения.
В жалобе начальник отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ УФССП России по Республике Бурятия Цыбенов Б.Ц. просит судебные решения отменить, считая их незаконными, дело направить на новое рассмотрение.
Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, уведомленное в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ о подаче жалобы, в установленный срок возражения не представило.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов, содержащихся в жалобе, позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Как следует из материалов данного дела, основанием для его возбуждения послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, выводы должностного лица, о том, что Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия в установленный судебным приставом-исполнителем срок - в течение 30 дней с момента получения соответствующего требования, врученного 27 августа 2020 г, не исполнило содержащиеся в исполнительном документе (исполнительный лист ФС N 025130272) требования неимущественного характера, а именно: не предоставило ФИО9. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления жилого помещения по месту жительства в г. Улан-Удэ Республики Бурятия.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, о чём начальником отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ УФССП России по Республике Бурятия 6 ноября 2020 г. вынесено соответствующее постановление.
При пересмотре дела судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии в деянии Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, мотивировав свои выводы тем, что на момент исполнения судебного решения о предоставлении ФИО10 благоустроенного жилого помещения, не был сформирован специализированный жилищный фонд и отсутствовало достаточное финансирование, поэтому Министерство не имело реальной возможности исполнения требований неимущественного характера в установленный срок. При этом 18 декабря 2019 г. Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия заключено соглашение N 073-09-2020-467 о предоставлении в 2020-2022 годах из федерального бюджета субсидии бюджету Республики Бурятия на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, в период декабрь 2019 г. - октябрь 2020 г. в Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия были направлены письма о потребности в благоустроенных жилых помещениях специализированного жилищного фонда, а также осуществлялись процедуры по проведению электронных аукционов в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Вместе с тем, судебные инстанции не приняли во внимание, что недостаточное финансирование само по себе не является безусловным основанием, исключающим в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ административную ответственность Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия за совершение вмененного деяния.
Кроме того, анализ доказательств, которые могли бы свидетельствовать о том, что неисполнение требований исполнительного документа было вызвано отсутствием специализированного жилищного фонда и соответствующего финансирования, в обжалуемых судебных актах не приведён; положенные в основу обжалуемых актов, доводы лица, привлечённого к административной ответственности, судебными инстанциями не проверены; объективные доказательства, подтверждающие доводы Министерства, не исследовались и к материалам дела не приобщены; выводы об отсутствии вины Министерства в совершении вменённого правонарушения, должным образом в вынесенных по делу судебных актах не мотивированы.
Так, ссылаясь на письма, направленные в период декабрь 2019 г. - октябрь 2020 г. в Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия и государственное казённое учреждение Республики Бурятия "Управление капитального строительства Республики Бурятия" о предоставлении благоустроенных жилых помещений, и на соглашение от 18 декабря 2019 г. N 073-09-2020-467 о предоставлении из федерального бюджета в 2020-2022 годах бюджету Республики Бурятия субсидии на приобретение жилья, судебные инстанции не выяснили, являлись ли указанные меры своевременными, исчерпывающими и достаточными для реального исполнения конкретного судебного решения, вынесенного 12 марта 2020 г, и вступившего в законную силу 8 июня 2020 г.; не установлено, имелись ли у Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия объективные препятствия для принятия своевременных мер к формированию специализированного жилищного фонда и своевременному внесению предложений о выделении средств на осуществление соответствующих полномочий по предоставлению благоустроенных жилых помещений, при этом оснований, позволяющих применить положения ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, при рассмотрении дела судебными инстанциями не установлено.
Данных, свидетельствующих о том, что Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия заблаговременно обращалось с обоснованным заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения о предоставлении жилья, из представленных материалов не усматривается.
В нарушение требований ст. ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ о всесторонности, полноте и объективности выяснения обстоятельств каждого дела, разрешении его в соответствии с законом, изложенные выше обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, судебными инстанциями оставлены без должного внимания, что повлияло на исход дела.
Допущенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ являются существенными, носят фундаментальный, принципиальный характер и повлияли на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении, в связи с чем вынесенные по настоящему делу судебные решения нельзя признать законными и обоснованными, поэтому данные судебные акты подлежат отмене.
Поскольку на момент рассмотрения жалобы должностного лица срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел, не истёк, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение в Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.17 и 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
жалобу начальника отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ УФССП России по Республике Бурятия Цыбенова Б.Ц. удовлетворить.
Решение судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 23 декабря 2020 г. и решение судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 11 февраля 2021 г, вынесенные в отношении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия.
Судья А.В.Калинко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.