Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Мишиной И.В. и Конаревой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе военного комиссариата г. Прокопьевск и Прокопьевского района Кемеровской области, поданной через суд первой инстанции 20 февраля 2021 года, на решение Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 13 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 24 декабря 2020 года по административному делу N 2а-959/2020 по административному исковому заявлению Авдаляна Арнольда Андраниковича к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Кемеровской области-Кузбасса", военному комиссариату г. Прокопьевск и Прокопьевского района Кемеровской области, призывной комиссии г. Прокопьевска о признании незаконным решения и понуждении к совершению действий.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, пояснения представителя Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Кемеровской области-Кузбасса", военного комиссариата г. Прокопьевск и Прокопьевского района Кемеровской области Жиляевой С.Н, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Авдалян А.А. обратился в Центральный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области с административным исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Кемеровской области-Кузбасса", военному комиссариату г. Прокопьевск и Прокопьевского района Кемеровской области, призывной комиссии г. Прокопьевска о признании незаконным решения и понуждении к совершению действий.
В обоснование требований указал, что заключением призывной комиссии г. Прокопьевска от 17 июня 2020 года он признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Полагает решение призывной комиссии г. Прокопьевска Кемеровской области от 17 июня 2020 года о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, незаконным, поскольку после окончании действия отсрочки от прохождения от военной службы 31 августа 2019 года в военный комиссариат для осуществления мероприятий, связанных с призывом на военную службу, не вызывался, от прохождения военной службы по призыву не уклонялся, напротив, самостоятельно являлся в военный комиссариат.
Просил признать незаконным решение призывной комиссии г. Прокопьевска Кемеровской области от 17 июня 2020 года и обязать военный комиссариат г. Прокопьевска и Прокопьевского района Кемеровской области выдать военный билет установленного образца.
Решением Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 13 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 24 декабря 2020 года, требования административного истца удовлетворены, признано незаконным заключение призывной комиссии г. Прокопьевска от 17 июня 2020 года о признании Авдаляна А.А. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований; на военный комиссариат г. Прокопьевска и Прокопьевского района Кемеровской области возложена обязанность выдать Авдаляну А.А. военный билет установленного образца.
В кассационной жалобе военный комиссариат г. Прокопьевск и Прокопьевского района Кемеровской области ставит вопрос об отмене судебных актов с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований административного истца, указывая на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела.
Заявитель, приводя доводы апелляционной жалобы, считает, что Авдалян А.А. не исполнял обязанности по воинскому учету, установленные статьей 10 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", чем препятствовал своевременному призыву на военную службу при отсутствии объективных причин неисполнения требований по воинскому учету, сознательно уклоняясь от призыва, поступил на обучение в ординатуру "Сибирского государственного медицинского университета", не имея права на предоставление отсрочки на период обучения.
Считает ошибочными выводы судов о том, что неявка Авдаляна А.А. по повестке на 17 октября 2017 года связана с уважительным причинами, что не соответствуют требованиям закона и установленным обстоятельствам дела, поскольку каких-либо сведений, подтверждающих потерю трудоспособности, Авдалян А.А. суду не представил.
Также полагает не мотивированными выводы суда первой инстанции об обоснованном выезде административного истца в г. Москву в период подготовки к призыву осенью 2019 года, о его явке в военный комиссариат г. Томска 4 декабря 2017 года при отсутствии на данный момент личного дела призывника из военного комиссариата г. Прокопьевска и Прокопьевского района и невозможности проведения в отношении него призывных мероприятий, об отсутствии фактов привлечения военным комиссариатом административного истца к административной или уголовной ответственности за совершение действия (бездействия), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу, а также о том, что в юридически значимых периодах с 1 октября 2017 года по 31 декабря 2017 года, с 1 октября 2019 года по 15 октября 2019 года военным комиссариатом не применялись мероприятия, связанные с призывом Авдаляна А.А. на военную службу.
Кроме того, полагает незаконным возложение обязанности по выдаче Авдаляну А.А. военного билета, поскольку данное решение правомочна принимать только призывная комиссия.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 28 января 2009 года Авдалян А.А. принят на воинский учет военного комиссариата г. Прокопьевска. Решением призывной комиссии от 2 мая 2012 года ему предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на основании подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" до 30 июня 2016 года. На основании решения призывной комиссии от 12 апреля 2017 года ему предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на основании подпункта "б" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" до 31 августа 2017 года.
23 августа 2017 года Авдаляном А.А. лично получена повестка о явке в военный комиссариат г. Прокопьевска и Прокопьевского района Кемеровской области на 17 октября 2017 года для прохождения медицинского освидетельствования.
В указанную дату Авдалян А.А. в военный комиссариат не явился, в октябре 2017 он находился в г. Томске, проходил обучение в ординатуре Сибирского государственного медицинского университета.
16 октября 2017 года и 17 октября 2017 года находился "данные изъяты"" с диагнозом " "данные изъяты"".
26 октября 2017 года Авдалян А.А. обратился в военный комиссариат г. Томска с заявлением о постановке его на воинский учет, в этот же день ему вручена повестка о явке в военный комиссариат г. Томска 4 декабря 2017 года для прохождения медицинского освидетельствования.
24 ноября 2017 года он снят с воинского учета военного комиссариата г. Прокопьевска.
Согласно выписке из учетно-алфавитной книги призывников ДД.ММ.ГГГГ года рождения личное дело Авдаляна А.А. направлено военным комиссариатом г. Прокопьевска в военный комиссариат г. Томска 7 декабря 2017 года за исходящим номером N.
Решением призывной комиссии от 11 апреля 2019 года Авдаляну А.А. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на основании подпункта "б" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" до 31 августа 2019 года.
Заключением призывной комиссии г. Прокопьевска от 17 июня 2020 года Авдалян А.А. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Разрешая заявленные по существу требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, с учетом фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, установив уважительность причин неявки Авдаляна А.А. в военный комиссариат в установленные даты, а иных мероприятий, связанных с призывом его на военную службу до достижения им возраста 27 лет, в юридически значимые периоды военными комиссариатами не проводилось, в материалах дела отсутствуют доказательства о направлении административному истцу повесток о необходимости явки в военный комиссариат, и, учитывая отсутствие у него обязанности самостоятельно явиться в военкомат, пришел к выводу о незаконности заключения призывной комиссии г. Прокопьевска от 17 июня 2020 года о признании Авдаляна А.А. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, обязав военный комиссариат г. Прокопьевска и Прокопьевского района Кемеровской области выдать ему военный билет установленного образца.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Выводы судов являются правильными.
В силу пункта 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе") при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 данного закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются положением о призыве на военную службу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее - Положение).
В данном Положении указано, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу (п. 34 Положения в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений).
Согласно пункту 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьи 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
В силу пункта 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 названной статьи).
Согласно статье 31 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (пункт 2).
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.
Таким образом, на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных выше нормативных положений возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Действующее законодательство устанавливает обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусматривает ответственность за неявку по этой повестке.
При этом законом на гражданина, подлежащего призыву на военную службу, не возложена обязанность самостоятельно (без повестки) явиться в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
Поскольку судебными инстанциями было установлено, что после прекращения действия предоставленной отсрочки от призыва на военную службу мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в отношении административного истца не проводились, а его неявка в установленные дни связана с уважительными причинами, у военного комиссариата отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого решения.
Выводы, изложенные в судебных актах судов первой и апелляционной инстанции, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено.
Доводы кассационной жалобы не ставят под сомнение правильность обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о надлежащей организации и осуществлении военным комиссариатом мероприятий по призыву Авдаляна А.А. на срочную военную службу и в любом случае не влияют на распределение бремени доказывания (статьи 62, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Иные доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, фактически сводится к несогласию с той оценкой, которую дали суды исследованным по делу доказательствам, направлены на их переоценку, что не отнесено к полномочиям суда кассационной инстанции.
Безусловные основания для отмены либо изменения судебных актов не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 13 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 24 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 23 апреля 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.