Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Чуньковой Т.Ю, судей Умысковой Н.Г. и Прудентовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-1435/2020 (УИД N 54RS0001-01-2020-001655-03) по иску прокурора Новосибирской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области, ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по Новосибирской области, ГУФСИН России по Новосибирской области, ФСИН России о понуждении к исполнению обязанности, по кассационным жалобам ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области и ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по Новосибирской области на решение Дзержинского районного суда города Новосибирска от 31 июля 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 1 декабря 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Умысковой Н.Г, выслушав прокурора Восьмого (апелляционно-кассационного) отдела (с дислокацией в г. Кемерово) управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Еськову Ю.С, возражавшую на доводы кассационной жалобы, представителя кассаторов Агарковой О.П, поддержавшей доводы кассационных жалоб в полном объеме, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
прокурор Новосибирской области обратился в суд с иском к ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области, ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по Новосибирской области, ГУФСИН России по Новосибирской области, ФСИН России о понуждении к исполнению обязанности.
В обоснование иска указал, что в ДД.ММ.ГГГГ проведены проверки законности исполнения уголовного наказания в виде принудительных работ на участках, функционирующих как исправительные центры при ФКУ ИК-3 и ИК- 8 ГУФСИН России по Новосибирской области.
Выявлены существенные нарушения закона, которые до настоящего времени не устранены.
Решением Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 31 июля 2020 г. исковые требования прокурора Новосибирской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области, ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по Новосибирской области, ГУФСИН России по Новосибирской области, ФСИН России о понуждении к исполнению обязанности в натуре удовлетворены частично. Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новосибирской области" обязано обеспечить каждого осужденного к принудительным работам, отбывающего наказание на участке, функционирующем как исправительный центр ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области, нормой жилой площади в расчете на одного осужденного не менее четырех квадратных метров.
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N8 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новосибирской области" обязано обеспечить каждого осужденного к принудительным работам, отбывающего наказание на участке, функционирующем как исправительный центр ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по Новосибирской области, нормой жилой площади в расчете на одного осужденного не менее четырех квадратных метров.
В иске к ГУФСИН России по Новосибирской области, ФСИН России отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 1 декабря 2020 г. решение Дзержинского районного суда г, Новосибирска от 31 июля 2020 г. отменено в части отказа в иске к ГУФСИН России по Новосибирской области, ФСИН России, в данной части принято по делу новое решение.
На Федеральную службу исполнения наказаний России и Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Новосибирской области возложена обязанность в случае недостаточности у Федерального казенного учреждения ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области собственных денежных средств организовать финансирование мероприятий по обеспечению каждого осужденного к принудительным работам, отбывающего наказание на участке, функционирующем как исправительный центр ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области, нормой жилой площади в расчете на одного осужденного не менее четырех квадратных метров.
На Федеральную службу исполнения наказаний России и Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Новосибирской области возложена обязанность в случае недостаточности у Федерального казенного учреждения ИК-8 ГУФСИН России по Новосибирской области собственных денежных средств организовать финансирование мероприятий по обеспечению каждого осужденного к принудительным работам, отбывающего наказание на участке, функционирующем как исправительный центр ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по Новосибирской области, нормой жилой площади в расчете на одного осужденного не менее четырех квадратных метров.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Апелляционное представление прокурора Новосибирской области удовлетворить, апелляционные жалобы ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области, ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по Новосибирской области оставлены без удовлетворения.
В кассационных жалобах ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области и ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по Новосибирской области просят отменить обжалуемые судебные постановления. Принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Прокурора Новосибирской области к ФСИН России, ГУФСИН России по Новосибирской области, ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области, ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по Новосибирской области о понуждении к исполнению обязанности в натуре.
Считают, что прокурором не указано в чем конкретно заключаются интересы лиц, в чьих интересах подано заявление и какие их права нарушены, а также не указан способ реализации возложенной на ответчиков обязанности, поскольку способ реализации данной обязанности имеет существенное значение для рассмотрения настоящего иска, источники финансирования мероприятий.
Судами не дана оценка реальной возможности исполнения требований прокурора. Кассаторы не наделены самостоятельными правомочиями по созданию участков исправительных центров, а возможность реализации исковых требований в настоящее время, когда возможности создания новых исправительных центров у ФСИН России исчерпаны, можно лишь путем создания новых участков исправительных центров при участии сторонних организаций, готовых трудоустроить осужденных к принудительным работам, т.е. неопределенного круга лиц, и не может быть возложено на ответчиков.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что имеются основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что при проведении проверок прокуратурой Новосибирской области деятельности участков, функционирующих как исправительные центры при ФКУ ИК-8 и ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области выявлены нарушения законов об обеспечении нормой жилой площади на одного осужденного к принудительным работам, а именно: жилая площадь в расчете на одного осужденного в общежитии УФИЦ ФКУ ИК-8 составляет - 2, 4 кв. м, в общежитии УФИЦ ФКУ ИК-3 - 2, 4 кв. м. По результатам проведенных проверок прокурором вынесено представление об устранении нарушений (л.д. 10-12).
Однако надлежащие и достаточные меры не были приняты, что и явилось основанием для обращения прокурора в суд.
Как следует из письма ГУФСИН России по Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ N, участки созданные как исправительные центры при ФКУ ИК-8 и ФКУ ИК-3 ГУФСИН России при Новосибирской области рассчитаны на "данные изъяты" мест, где сегодня содержится "данные изъяты" осужденных, с учетом этого в настоящее время площадь на одного осужденного составляет 2, 3 кв.м, при этом норма в соответствии с ч.1 ст. 60.5 УИК РФ не менее 4 кв.м. За ДД.ММ.ГГГГ в УФИЦ ФКУ ИК-8 и УФИЦ ФКУ ИК-3 направлено "данные изъяты" осужденных к наказанию в виде принудительных работ, в связи с отсутствием возможности для размещения осужденных в другие территориальные органы для отбывания наказания направлено "данные изъяты" осуждённых, "данные изъяты" осужденных по предварительному согласованию направлены в территориальные органы для отбывания наказания по месту жительства (л.д. 14).
Согласно заключению о результатах служебной проверки комиссия согласилась с доводами прокуратуры о нарушении требований уголовно-исполнительного законодательства РФ в отношении не соблюдения требований ч.1 ст. 60.5 УИК РФ. Сообщила, что ГУФСИН России по Новосибирской области принимаются исчерпывающие меры для изменения данной ситуации в дальнейшем. Также по результатам выезда произведены расчеты предельно-допустимых нагрузок. Согласно таблице 19 СП 64.13330.2011 предельно допустимый прогиб деревянных балок перекрытий не должен превышать 1, 68 см. Расчетный прогиб балок центральной секции второго этажа УФИЦ ФКУ ИК-8 составляет 1, 59 см, что не превышает предельно допустимый показатель. Таким образом, комиссия считает, что в настоящий момент эксплуатация здания не создает угрозу личной безопасности осужденных УФИЦ ФКУ ИУ-8. Информация о состоянии здания УФИЦ ФКУ ИК-8 на контроле у заинтересованных служб ГУФСИН России по Новосибирской области, принимаются необходимые действия к недопущению угрозы личной безопасности осужденных в дальнейшем (л.д. 16-24).
В справке по результату выезда в УФИЦ ФКУ ИК-8 от ДД.ММ.ГГГГ указано, что при визуальном осмотре наблюдаются прогибы полов, уложенных по деревянным щитам настила на деревянные балки перекрытий 1-го этажа. В местах опирания балок перекрытий 1-го этажа на кирпичные стеньг наблюдается разрушение цементной стяжки под балками. Пролет балок составляет 4, 2 метра, а шаг укладки 1 метр.- Также наблюдается намокание несущей кирпичной стены между помещениями душевой и мужской спальной секцией. Согласно таблице 19 СП 64.13330.2011 предельно допустимый прогиб деревянных балок перекрытий не должен превышать 1/250 пролета, что составляет 1, 68 см. По расчетным данным суммарная нагрузка на балки перекрытия составляет 255 кг/кв.м, (собственный вес конструкции, нагрузка от людей, мебели) расчетный прогиб балок при такой нагрузке составляет 1, 59 см, что ненамного меньше предельно допустимого. Решено, не допускать наполняемость центральной секции второго этажа здания более "данные изъяты" человек (в том числе количество спальных мест), остальные секции дополнительно не нагружать, наполняемость не увеличивать (л.д. 74).
Согласно информационному письму об отсутствии возможности размещения осужденных к принудительным работам от ДД.ММ.ГГГГ N по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в УФИЦ ИК-8 и УФИЦ ИК-3 достигнут установленный лимит содержания осужденных. Таким образом, в УФИЦ ИК-8 и УФИЦ ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области отсутствуют условия для размещения и привлечения к труду осужденных к принудительным работам (л.д. 75).
Также в сообщении от ДД.ММ.ГГГГ N сказано, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в УФИЦ ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по Новосибирской области отбывает наказание в виде принудительных работ "данные изъяты" осужденных сверх установленного лимита содержания из "данные изъяты" осужденных ("данные изъяты" мужчин и "данные изъяты" женщин), при установленном лимите "данные изъяты" осужденных ("данные изъяты" мужчины и "данные изъяты" женщин). Жилая площадь УФИЦ ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по Новосибирской области составляет 420 кв.м, т.е. на одного осужденного приходится менее 4 кв.м. В УФИЦ ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области отбывает наказание в виде принудительных работ "данные изъяты" осужденных сверх установленного лимита содержания из "данные изъяты" осужденных при установленном лимите "данные изъяты" осужденных мужского пола, Жилая площадь УФИЦ ФКУ - 3 ГУФСИН России по Новосибирской области составляет 279 кв.м, т.е. на одного осужденного приходится менее 4 кв.м.
Согласно информации от ДД.ММ.ГГГГ N об исполнении наказания в виде принудительных работ, на протяжении всего периода работы УФИЦ наблюдается устойчивая динамика увеличения численности осужденных к принудительным работам, так в ДД.ММ.ГГГГ прошло по учетам "данные изъяты" осужденных, в ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" осужденных, за истекший период ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" осужденных (л.д. 80).
Как следует из письма о численности осужденных УФИЦ от ДД.ММ.ГГГГ N по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в УФИЦ при ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области отбывают наказание в виде принудительных работ "данные изъяты" осужденных, при установленном лимите наполнения "данные изъяты" человек, в УФИЦ при ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по Новосибирской области лимит "данные изъяты" осужденных, при установленном лимите наполнения "данные изъяты" человека.
Согласно Уставу ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области (с учетом изменений, внесенных в соответствии с Приложением N 1 к приказу ФСИН России N от ДД.ММ.ГГГГ г.) предметом деятельности учреждения является, в частности: исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний в виде лишения свободы и принудительных работ; обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных; создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных договоров Российской Федерации (п. 2.1) (л.д. 194-210).
Аналогичные положения установлены п. 2.1 Устава ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по Новосибирской области (с учетом изменений, внесенных в соответствии с Приложением N 1 к приказу ФСИН России N от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 46-47, 187-193).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 2 Конституции РФ, ст. 32 Федерального закона от 17.01.1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", ст. ст. 1, 10, 60.1, 60, 5 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, в их совокупности и взаимосвязи, исходил из того, что выявленные в рамках проведенных прокуратурой проверок нарушения норм обеспечения жилой площадью осужденных к принудительным работам в исправительных центрах, созданных при ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по Новосибирской области и ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области, не устранены, надлежащих и достаточных мер федеральными учреждениями не предпринято, и с учетом того, что переполненность УФИЦ является постоянной, имеет место устойчивая динамика увеличения численности осужденных к принудительным работам, пришел к выводу о возложении на ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по Новосибирской области и ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области обязанности обеспечить каждого осужденного к принудительным работам, отбывающего наказание на участке, функционирующем как исправительный центр нормой жилой площади в расчете на одного осужденного не менее четырех квадратных метров. При этом суд не усмотрел оснований для возложения данной обязанности на ГУФСИН России по Новосибирской области, ФСИН России в связи с тем, что непосредственное исполнение наказаний в виде исправительных работ на участках, функционирующих как исправительные центры, возложено именно на ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области, ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по Новосибирской области, которые и полномочны решать вопрос о соблюдении установленной законом нормой жилой площади для осужденных.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований к ГУФСИН по Новосибирской области, ФСИН России, в данной части решение суда отменил, принял новое решение о возложении на ФСИН России и ГУФСИН по Новосибирской области субсидиарной обязанности по финансированию заявленных прокурором мероприятий.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что апелляционное определение принято с нарушением норм действующего законодательства и согласиться с ним нельзя по следующим основаниям.
Суд при разрешении спора применил положения статьи 60.5 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, из содержания которой следует, что в общежитиях исправительных центров осужденным к принудительным работам предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Норма жилой площади в расчете на одного осужденного к принудительным работам не может быть менее четырех квадратных метров.
Возлагая соответствующую обязанность на ответчиков, судом не исследовался вопрос о наличии возможности у ответчиков в общежитиях исправительных центров осужденным к принудительным работам предоставить место в соответствии с нормой жилой площади в расчете на одного осужденного к принудительным работам не менее четырех квадратных метров.
Ответчики при рассмотрении настоящего дела указывали на то, что имеющиеся в оперативном управлении исправительных колоний здания не позволяют предоставить недостающее количество квадратных метров, а мероприятия по строительству и реконструкции зданий могут быть произведены только за счет средств федерального бюджета путем включения объектов в Федеральную целевую программу, которая еще не Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации. Отсутствие финансирования на строительство дополнительных помещений является обстоятельством, не зависящим от исправительной колонии, которая не вправе самостоятельно решать вопрос о проектировании и строительстве дополнительных мест с учетом минимальной нормы предоставления жилой площади на одного осужденного, такое строительство может быть осуществлено в рамках Федеральной целевой программы за счет средств бюджета, поскольку сама колония не располагает необходимыми средствами для исполнения возложенной на нее судом обязанности.
Согласно п. 7 положения о Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России), утвержденного указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314, именно ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе исправительных колоний), предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, а также функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы, а также по жилищному строительству, в связи с этим исправительная колония не может являться надлежащим ответчиком по настоящему делу.
При этом понуждение ФСИН России к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, и реализацию возложенных на нее функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Возложение на ФСИН России и ГУФСИН России обязанности финансирования мероприятий по обеспечению каждого осужденного к принудительным работам, отбывающим наказание на участке, функционирующем как исправительные центры, нормой жилой площади в размене не менее четырех квадратных метров на одного осужденного, является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа.
Допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм права являются существенными и непреодолимыми, в связи с чем могут быть исправлены только посредством отмены судебного постановления.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 01.12.2020 нельзя признать законными, оно подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 1 декабря 2020 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий Т.Ю. Чунькова
Судьи Н.Г. Умыскова
Е.В. Прудентова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.