Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Шефер И.А. и Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело делу N42RS0009-01-2020-006540-65 (2-3459/2020) по иску Поповой Т.М. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, обязании включить периоды работы в специальный стаж и назначить досрочную страховую пенсию по старости
по кассационной жалобе Поповой Т.М. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 22 декабря 2020 г.
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 8 октября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 22 декабря 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Шефер И.А, объяснения представителя Поповой Т.М. Моздуковой Т.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы Поповой Т.М. и возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное), судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Попова Т.М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Кемерово Кемеровской области (межрайонное) (далее - УПФР в г.Кемерово Кемеровской области (межрайонное)) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, обязании включить периоды работы в специальный стаж и назначить досрочную страховую пенсию по старости.
В обоснование заявленных требований указала на то, что 19 февраля 2020 г. она обратилась в УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Решением УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) от 18 мая 2020 г. ей отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ (стаж составил 25 лет 10 месяцев 3 дня, при требуемом - 30 лет).
В решении указано, что нет оснований для зачета в специальный стаж Поповой Т.М. работы периода с 16 июня 1993 г. по 19 августа 1997 г. (4 года 2 месяца 4 дня) в должности медицинской сестры в отделении общей кардиологии муниципального предприятия "Кемеровский кардиологический центр", так как законодателем изначально определена единственная организационно-правовая форма лечебно-профилактических организаций - учреждение, а не предприятие.
Кроме того, решением УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) период ее работы с 9 августа 2001 г. по 4 марта 2007 г. (5 лет 6 месяцев 26 дней) - старшей медицинской сестрой в кардиологическом отделении в муниципальном учреждении здравоохранения "Кемеровский кардиологический диспансер" засчитан в специальный стаж в календарном исчислении, но не как 1 год работы за 1 год 3 месяца.
Считает, что решение УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) вынесено незаконно, поскольку она в спорные периоды работала в должности медицинской сестры, выполняла функции по оказанию медицинской помощи как медицинский работник, ее функции, условия и характер деятельности не менялись, изменялось лишь наименование медицинского учреждения. В период с 9 августа 2001 г. по 4 марта 2007 г. (5 лет 6 месяцев 26 дней) она работала в отделении кардиологии в сельской местности.
Просила признать незаконным решение УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) от 18 мая 2020 г. N в части отказа в назначении пенсии и не включения периода работы с 16 июня 1993 г. по 19 августа 1997 г. (4 года 2 месяца 4 дня) в должности медицинской сестры в отделении общей кардиологии муниципального предприятия "Кемеровский кардиологический центр", - включения периода работы с 9 августа 2001 г. по 4 марта 2007 г. (5 лет 6 месяцев 26 дней) - старшей медицинской сестрой в кардиологическом отделении в муниципальном учреждении здравоохранения "Кемеровский кардиологический диспансер" в специальный стаж в календарном исчислении;
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы:
- с 16 июня 1993 г. по 19 августа 1997 г. (4 года 2 месяца 4 дня) в должности медицинской сестры в отделении общей кардиологии муниципального предприятия "Кемеровский кардиологический центр", - с 9 августа 2001 г. по 4 марта 2007 г. (5 лет 6 месяцев 26 дней) - старшей медицинской сестрой в кардиологическом отделении в муниципальном учреждении здравоохранения "Кемеровский кардиологический диспансер" в специальный стаж в льготном исчислении 1:1, 3;
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) назначить досрочную страховую пенсию по старости Поповой Т.М. со дня обращения -19 февраля 2020 г.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 8 октября 2020г. исковые требования удовлетворены, постановлено:
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) от 18 мая 2020 г N в части отказа в назначении пенсии и невключения периода работы с 16 июня 1993 г. по 19 августа 1997 г. (4 года 2 месяца 4 дня) в должности медицинской сестры в отделении общей кардиологии муниципального предприятия "Кемеровский кардиологический центр", включения периода работы с 9 августа 2001 г. по 4 марта 2007 г. (5 лет 6 месяцев 26 дней) - старшей медицинской сестрой в кардиологическом отделении в муниципальном учреждении здравоохранения "Кемеровский кардиологический диспансер" в специальный стаж в календарном исчислении.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) включить Поповой Т.М. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы:
- с 16 июня 1993 г. по 19 августа 1997 г. (4 года 2 месяца 4 дня) в должности медицинской сестры в отделении общей кардиологии Муниципального предприятия "Кемеровский кардиологический центр", - с 9 августа 2001 г. по 4 марта 2007 г. (5 лет 6 месяцев 26 дней) - старшей медицинской сестрой в кардиологическом отделении в Муниципальном учреждении здравоохранения "Кемеровский кардиологический диспансер" в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 месяца.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) назначить досрочную страховую пенсию по старости Поповой Т.М. с 19 февраля 2020 г.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) в пользу Поповой Т.М. судебные расходы в размере 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 22 декабря 2020 г. решение суда первой инстанции отменено в части признания незаконным решения об отказе в установлении пенсии, обязании включить периоды работы в специальный стаж и назначить досрочную страховую пенсию по старости, постановлено:
Исковые требования Поповой Т.М. к Государственному учреждению - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, обязании включить периоды работы в специальный стаж и назначить досрочную страховую пенсию по старости удовлетворить частично.
Отказать Поповой Т.М. в удовлетворении требований о признании незаконным решения УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) от 18 мая 2020 г. N в части невключения и обязании включить Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) в стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости и в стаж периодов работы:
- с 16 июня 1993 г. по 19 августа 1997 г. (4 года 2 месяца 4 дня) в должности медицинской сестры в отделении общей кардиологии муниципального предприятия "Кемеровский кардиологический центр", Отказать Поповой Т.М. в удовлетворении требований о возложении обязанности на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 19 февраля 2020 г.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции Поповой Т.М. поставлен вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 22 декабря 2020 г. в части отказа в включении периода с 16 июня 1993 г. по 19 августа 1997 г. (4 года 2 месяца 4 дня) в должности медицинской сестры в отделении общей кардиологии муниципального предприятия "Кемеровский кардиологический центр" в специальный стаж как незаконного.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции представителем Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) Денисовой А.А. поставлен вопрос об отмене решения Центрального районного суда г. Кемерово от 8 октября 2020 г. апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 22 декабря 2020 г, как незаконных.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу Поповой Т.М. подлежащей удовлетворению.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 19 февраля 2020г. Попова Т.М. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Решением УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) от 18 мая 2020 г. N Поповой Т.М. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, так как отсутствует требуемый стаж на соответствующих видах работ (стаж на соответствующих видах работ составил - 25 лет 10 месяцев 3 дня, при требуемом - 30 лет.
При принятии решения от 18 мая 2020 г. N ответчиком не засчитан в стаж работы по Спискам от 6 сентября 1991 г. N 464, от 22 сентября 1999 г. N 1066, от 29 октября 2002 г. N 781 период работы Поповой Т.М. с 16 июня 1993 г. по 19 августа 1997 г. (4 года 2 месяца 4 дня) в должности медицинской сестры в отделении общей кардиологии муниципального предприятия "Кемеровский кардиологический центр", так как законодателем изначально определена единственная организационно-правовая форма лечебно-профилактических организаций - учреждение, а не предприятие.
Кроме того, указанным решением ответчиком засчитан период с 9 августа 2001 г. по 4 марта 2007 г. (5 лет 6 месяцев 26 дней) - в должности старшей медицинской сестры в кардиологическом отделении в муниципальном учреждении здравоохранения "Кемеровский кардиологический диспансер" в специальный стаж в календарном исчислении, а не как 1 год работы за 1 год 3 месяца.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, включив в стаж период работы Поповой Т.М. с 16 июня 1993 г. по 19 августа 1997 г. в должности медицинской сестры в отделении общей кардиологии муниципального предприятия "Кемеровский кардиологический центр" 4 года 2 месяца 4 дня. Также суд посчитал, что период работы Поповой Т.М. с 9 августа 2001 г. по 4 марта 2007 г. (5 лет 6 месяцев 26 дней) старшей медицинской сестрой в кардиологическом отделении в муниципальном учреждении здравоохранения "Кемеровский кардиологический диспансер" подлежит зачету в специальный стаж истца не в календарном исчислении, а как 1 год работы за 1 год 3 месяца.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился в части включения в специальный стаж периода работы Поповой Т.М. с 16 июня 1993 г. по 19 августа 1997 г. в должности медицинской сестры в отделении общей кардиологии муниципального предприятия "Кемеровский кардиологический центр".
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции с выводами суда апелляционной инстанции согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федеральным законом от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федеральным законом от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 30 Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
Подпунктом "н" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г, Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства") (для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.), постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 (для периодов с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 (для периодов с 1 ноября 1999 по 31 декабря 2001 г. включительно), а также постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781; Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства") - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими Списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Согласно Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, подлежащему применению для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999г. включительно, и действовавшему в спорный период работы истца, право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В данном Списке не содержатся конкретные наименования должностей врачей и среднего медицинского персонала, а также лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Судами установлено и следует из материалов дела, что в период с 16 июня 1993 г. по 19 августа 1997 г. (4 года 2 месяца 4 дня) Попова Т.М. работала в должности медицинской сестры в отделении общей кардиологии муниципального предприятия "Кемеровский кардиологический центр", что подтверждается копией ее трудовой книжки.
Отменяя решение суда первой инстанции, и отказывая в включении в специальный стаж период с 16 июня 1993 г. по 19 августа 1997 г. (4 года 2 месяца 4 дня) работы истца в должности медицинской сестры в отделении общей кардиологии муниципального предприятия "Кемеровский кардиологический центр", суд апелляционной инстанции исходил из того, что Уставом муниципальное предприятие "Кемеровский кардиологический центр" предусмотрена в том числе такая цель как коммерческая деятельность, в связи с чем, данная организация не может быть отнесена к учреждению.
Вместе с тем согласно материалам дела, в муниципальное предприятие "Кемеровский кардиологический центр" оно было переименовано с муниципального учреждения здравоохранения "Кемеровский кардиологический центр" (с момента организации на базе ТМО-3 Рудничного района г. Кемерово). С 1 июля 1998 г. муниципальное предприятие "Кемеровский кардиологический центр" переименовано в муниципальное учреждение здравоохранения "Кемеровский кардиологический центр"; с 9 августа 1999 г. муниципальное учреждение здравоохранения "Кемеровский кардиологический центр" переименовано в муниципальное учреждение здравоохранения "Кемеровский кардиологический диспансер"; с 1 августа 2011 г. муниципальное учреждение здравоохранения "Кемеровский кардиологический диспансер" переименовано в муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Кемеровский кардиологический диспансер"; с 22 декабря 2016 г. муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Кемеровский кардиологический диспансер" переименовано в государственное бюджетное учреждение здравоохранения Кемеровской области "Кемеровский областной клинический кардиологический диспансер имени академика Л.С. Барбараша".
Согласно Уставу муниципального предприятия "Кемеровский кардиологический центр", зарегистрированного 21 января 1993 г, цель его создания - оказание населению медицинских услуг и получение прибыли, направляемой на развитие лечебно-материальной базы. Предприятие оказывает медицинские услуги в рамках обязательного и добровольного медицинского страхования граждан; договоров с городской администрацией; прямых договоров с предприятиями, учреждениями, организациями; отдельными гражданами вне системы медицинского страхования.
Согласно Уставу муниципального учреждения здравоохранения "Кемеровский кардиологический центр", зарегистрированного 1 июля 1998 г, Центр является правопреемником муниципального предприятия "Кемеровский кардиологический центр"; цель его создания - оказание консультативно-диагностической и лечебной помощи населению на основе высокоэффективных медицинский технологий; получение дополнительного дохода, направляемого на развитие лечебно-материальной базы. Центр оказывает медицинские услуги в рамках обязательного и добровольного медицинского страхования граждан; договоров с городской администрацией; прямых договоров с предприятиями, учреждениями, организациями; отдельными гражданами вне системы медицинского страхования; осуществление предпринимательской деятельностью, предусмотренной Уставом и не запрещенной законодательством.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
С учетом указанных разъяснений, суду апелляционной инстанции следовало установить, осуществляла ли истец в спорный период лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения, организационно-правовая форма которого неоднократно менялась, а именно изменялись ли цели и задачи учреждения при переименовании, менялись ли должностные обязанности медицинской сестры отделения кардиологии.
Вместе с тем отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции данные обстоятельства не установили оценки им не дал.
Исходя из изложенного, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 22 декабря 2020 г. в части отказа в удовлетворении требований в включении периода с 16 июня 1993 г. по 19 августа 1997 г. (4 года 2 месяца 4 дня) работы истца в должности медицинской сестры в отделении общей кардиологии муниципального предприятия "Кемеровский кардиологический центр" в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости и как следствие о возложении обязанности на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 19 февраля 2020 г. нельзя признать законным, поскольку оно принято в этой части с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного постановления в указанной части и направлении дела в этой части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Между тем суды, оценив доказательства в том числе справки ГБУЗ "Кузбасский клинический кардиологический диспансер" от 7 июля 2020 г. N, от 10 сентября 2020 г. N, приказы от 12 сентября 2001 г. N-п, от 22 августа 2001 г. N, от 22 августа 2003 г. N-п, от 13 ноября 2003 г. N-п, положение о санатории "Меркурий" МУЗ "Кемеровский кардиологический диспансер", утвержденное 10 января 2001 г, контрольно-технический журнал отделения ХКО, журнал технического обслуживания медицинской техники, установили, что в указанный спорный период истец осуществляла трудовую деятельность в сельской местности, тем самым включили период с 9 августа 2001 г. по 4 марта 2007 г. (5 лет 6 месяцев 26 дней) в должности старшей медицинской сестрой в кардиологическом отделении в муниципальном учреждении здравоохранения "Кемеровский кардиологический диспансер" в специальный стаж в льготном исчислении как год работы за 1 год и 3 месяца, поскольку в указанный период истцом осуществлялась лечебная деятельность в кардиологическом отделении располагавшегося в сельской местности ("адрес"), которая являлось структурным подразделением МУЗ "Кемеровский кардиологический диспансер".
Право на досрочную страховую пенсию по старости имеют лица, чья работа имела место в учреждениях, предусмотренных в соответствующем Списке и одновременно в указанных этим Списком должностях. Кроме этого, продолжительность стажа, необходимого для досрочного назначения страховой пенсии по старости, зависит от местности, в которой работает медицинский работник, а именно - в сельской местности, в поселке городского типа или в городе.
Согласно пункту 2 постановления Совета Министров СССР от 6 сентября 1991 г. N 464 стаж медицинской работы в сельской местности или поселке городского типа в предусмотренных Списком должностях и учреждениях засчитывался в льготном порядке - один год работы за один год и три месяца. Аналогичные разъяснения по данному вопросу приведены и в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. N 25 (пункт 11).
При этом необходимо иметь в виду, что до 1 ноября 1999 г. лечебная выслуга в соответствующих должностях и учреждениях, независимо от того где она протекала в сельской местности, селе, городе, поселке, городского типа, исчислялась как один год работы в сельской местности за один год и 3 месяца; после 1 ноября 1999 г. данное правило применяется лишь к смешанным периодам работы - в городе, в сельской местности и в поселке городского типа.
В связи с изложенным, суды пришли к выводу о том, что период работы Поповой Т.М. с 9 августа 2001 г. по 4 марта 2007 г. (5 лет 6 месяцев 26 дней) старшей медицинской сестрой в кардиологическом отделении в муниципальном учреждении здравоохранения "Кемеровский кардиологический диспансер" подлежит включению в стаж истца в льготном исчислении как год работы за 1 год и 3 месяца.
Выводы судов в данной части соответствуют положениям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон, сделаны на основании совокупности проанализированных судом доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение по делу.
Доводы кассационной жалобы Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) в данной части фактически направлены на несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, на переоценку доказательств по делу и оспаривание правильности выводов судов об установленных ими обстоятельствах.
Однако эти доводы, сами по себе не могут служить основанием для отмены судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции, поскольку согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное).
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 22 декабря 2020 г. в части отказа в удовлетворения требований включения периода с 16 июня 1993 г. по 19 августа 1997 г. работы Поповой Т.М. в должности медицинской сестры в отделении общей кардиологии муниципального предприятия "Кемеровский кардиологический центр" в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости и о возложении обязанности на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 19 февраля 2020 г. отменить, направить дело в указанной части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Кемеровский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.