Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Богдевич Н.В, судей Леонтьевой Т.В, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-134/2020 по иску Вьюшина Сергея Владимировича к Государственному учреждению ? Управлению Пенсионного фонда РФ в Куйтунском районе Иркутской области о признании незаконным решения о прекращении выплаты досрочной страховой пенсии по старости, признании права на досрочную страховую пенсию по старости, обязании зачесть периоды в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и возобновить выплату страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда РФ Куйтунском районе Иркутской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 30 ноября 2020 г, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Богдевич Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Вьюшин Сергей Владимирович (далее-Вьюшин С.В, истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению ? Управлению Пенсионного фонда РФ в Куйтунском районе Иркутской области(далее-УПФР, ответчик) о признании незаконным решения о прекращении выплаты досрочной страховой пенсии по старости, признании права на досрочную страховую пенсию по старости, обязании зачесть периоды в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и возобновить выплату страховой пенсии по старости. В обоснование исковых требований истец Вьюшин С.В. указал, что с 01.10.2016 по 30.11.2019 он получал досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Неожиданно для него с декабря 2019 года выплата пенсии прекратилась. 19.01.2020 он письменно обратился в Управление для разъяснения причины невыплаты пенсии за декабрь-январь 2019. 07.02.2020 получен ответ Управления с пояснением о том, что включение периода работы в противопожарных службах субъектов Российской Федерации в том числе Иркутской области, в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ не предусмотрено.
По справке о преобразованиях и организационно-штатных изменениях "Отряда Государственной противопожарной службы МЧС России Куйтунского района" усматривается, что с 01.01.2004 по 28.02.2006 Куйтунский отряд противопожарной службы относился к субъекту РФ. Таким образом, период с 01.01.2004 по 28.02.2006 (2г.1м.27д.) не подлежит зачету в стаж на соответствующих видах работ, страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости составил 22 года 10 мес. 5 дней при требуемых 25 лет. С ответом Управления полностью не согласен, полагает, что периоды работы: с 01.01.2004 по 04.07.2005 в профессии (должности) пожарного в Управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Куйтунского района Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Иркутской области: ПСЧ-111 (Куйтун); с 04.07.2005 по 01.03.2006 в профессии (должности) пожарного в Пожарно-спасательном отряде N 23-филиала Областного государственного учреждения "Служба Иркутской области по вопросам пожарной безопасности" 6 ПСЧ-111 (Куйтун) Управлением в стаж на соответствующих видах работ необоснованно не включены. Истец достиг возраста, проработал более 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно- спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, начиная с 24.09.1991 по 28.11.2016 беспрерывно в должности пожарного, место работы не менял, работал в одной должности, выполнял одни и те же функции, соответственно имеет право на получение страховой пенсии по старости. Условия и характер работы его профессиональной деятельности не изменялись в течение 25 лет. Его непосредственный работодатель квалифицирует его трудовую деятельность на протяжении всех спорных периодов с льготной кодировкой (28-ПЖ). Неверное исчисление стажа трудовой деятельности истца, неправомерное не включение в соответствующий стаж некоторых периодов работы нарушает его право на досрочное назначение пенсии по старости.
Истец Вьюшин С.В. просил суд признать незаконным решение УПФР в Куйтунском районе Иркутской области от 07.02.2020 о прекращении выплаты ему досрочной страховой пенсии по старости. Признать за истцом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с работой не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, со дня подачи заявления о назначении досрочной страховой пенсии, т.е. с 29.09.2016.
Обязать ответчика зачесть в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды: с 01.01.2004 по 04.07.2005 в профессии (должности) пожарного в Управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Куйтунского района Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Иркутской области ПСЧ-111 (Куйтун); с 04.07.2005 по 01.03.2006 в профессии (должности) пожарного в Пожарно-спасательном отряде N 23-филиала Областного государственного у учреждения "Служба Иркутской области по вопросам пожарной безопасности" 6 ПСЧ-111 (Куйтун), возобновить ему выплату страховой пенсии по старости, начиная с 01.12.2019.
Решением Куйтунского районного суда Иркутской области от 28.08.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 30 ноября 2020 года постановлено:
Решение Куйтунского районного суда Иркутской области от 28 августа 2020 года по данному гражданскому делу отменить, принять новое решение.
Исковые требования Вьюшина Сергея Владимировича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Куйтунском районе Иркутской области о признании незаконным решения о прекращении выплаты досрочной страховой пенсии по старости, признании права на досрочную страховую пенсию по старости, обязании зачесть периоды в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и возобновить выплату страховой пенсии по старости удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Куйтунском районе Иркутской области о прекращении выплаты досрочной страховой пенсии.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Куйтунском районе Иркутской области включить в стаж работы с 01.01.2004 по 01.03.2006 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.18 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Признать за Вьюшиным Сергеем Владимировичем право на досрочное назначение страховой пенсии по п.18 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 29.09.2016.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Куйтунском районе возобновить Выюшину Сергею Владимировичу выплату досрочной страховой пенсии с 01.12.2019.
В кассационной жалобе ответчика, поступившей в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, содержится просьба об отмене судебного акта суда апелляционной инстанции, как незаконного, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь пунктом 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствии лиц, участвующих в деле.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном нормами статей 379.6, 379.7, 390 ГПК РФ, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, а доводы жалобы не могут повлечь отмену или изменение обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии устанавливаются законом.
В соответствии со ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно данной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В силу положений ч. 1 ст. 22 ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Стаж на соответствующих видах работ, с учетом которого застрахованные лица приобретают право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 32 ФЗ "О страховых пенсиях", представляет собой суммарную продолжительность периодов работы в определенных производствах, профессиях, должностях и учреждениях, на отдельных видах работ.
Согласно подп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам и" женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон N 400-ФЗ "О страховых пенсиях.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно- спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 N 437 "Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно- спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в пункте 2 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается-трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных списком, утвержденным настоящим постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В указанном списке должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно- спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации их последствий, стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подл. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" указаны, в том числе должности пожарный (боец, респираторщик); командиры отделения, пожарной части (команды), части пожарной охраны, отдельного поста, пожарного поезда.
На основании ч. 3 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В соответствии с ч. 4 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно, в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 11 указанного Закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 14 ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 14 ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Аналогичные нормы были закреплены в Федеральном законе от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшем до 01.01.2015.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Вьюшин С.В. являлся получателем досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.18 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 29.09.2016 на основании решения УПФ РФ (ГУ) в Куйтунском районе Иркутской области от 05.10.2016.
Решением ГУ УПФР в Куйтунском районе Иркутской области от 25.11.2019 выплата пенсии по старости Вьюшину С.В. прекращена с 01.12.2019 в соответствии с п.3 ч.1 ст.25 Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях.
Из трудовой книжки истца усматривается, что 24.09.1991 истец принят на должность пожарного в Куйтунскую ПЧ-2; 08.01.2004 в связи реорганизацией Куйтунского ОГПС в Управление ГО и ЧС Куйтунского района зачислен переводом на занимаемой должности. 30.06.2005 уволен по п. 5 ст. 77 ТК РФ. 01.07.2005 принят пожарным в ПСЧ-111 ОГУ "Служба Иркутской области по вопросам пожарной безопасности". 31.03.2006 уволен по ст.77 п.5 ТК РФ. В соответствии со справкой от 13.05.2020 о преобразованиях пожарно-спасательной части N 21 (п. Куйтун) 7-го пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Иркутской области, с 01.01.2004 Куйтунский отряд Государственной противопожарной службы УГПС МЧС России Иркутской области преобразован Управление по делам ГО и ЧС Куйтунского района Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Иркутской области. С 04.07.2005 Управление по делам ГО и ЧС Куйтунского района Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Иркутской области преобразовано в Пожарно-спасательный отряд N 23 - филиал Областного государственного учреждения Служба Иркутской области по вопросам пожарной безопасности. С 01.03.2006 Пожарно-спасательный отряд N 23 - филиал Областного государственного учреждения "Служба Иркутской области по вопросам пожарной безопасности" преобразован в Отряд Государственной противопожарной службы МЧС России Куйтунского района.
Из справки, уточняющей характер труда, дающий право на льготную пенсию, ГУ МЧС России по Иркутской области от 15.05.2020 N, следует, что Вьюшин С.В. с 1991 по 2016 год работал в должности пожарного, полный восьмичасовой рабочий день, при этом с 01 июля 2005 года по 31 марта 2006 года работал на предприятии Отряд государственной противопожарной службы МЧС России Куйтунского района в качестве пожарного.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета, истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования с 11.02.1999.
За период с 01.01.2004 по 31.12.2004, с 01.01.2005 по 01.03.2006 проставлен льготный, код 28-ПЖ.
Разрешая спор и отказывая истцу о включении периода его работы в специальный стаж С 01.01.2004 по 01.03.2006, суд исходил из того, что в указанный период истец работал в противопожарной службе субъекта Российской Федерации, каких-либо доказательств, достоверно свидетельствующих о трудовой деятельности истца в федеральной противопожарной службе в спорный период, не представлено, в связи с чем пришел к выводу, что пенсионный орган обоснованно отказал истцу во включении указанного периода в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, и в связи с недостаточным специальным стажем правомерно принял решение о прекращении выплаты Вьюшину С.В. досрочной страховой пенсии по старости.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, судебная коллегия суда апелляционной инстанции не согласилась с выводами суда первой инстанции, указав, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, сделаны с нарушением норм материального права, регулирующие спорные правоотношения.
При этом суд апелляционной инстанции указал следующее.
Из лицевого счета застрахованного лица Вьюшина С.В, застрахованного в системе обязательного пенсионного страхования 11.02.1999, следует, что индивидуальные сведения в отношении специального стажа истца за спорный период, а именно с 01.01.2004 по 01.03.2006 представлен работодателем в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации с указанием кода льготных условий труда 27-ПЖ.
Пенсионный орган, фактически признав, что спорный период включается в стаж, дающий истцу право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, с 29.09.2016 назначил истцу досрочную пенсию по старости, производил выплату пенсии по старости до 01.12.2019.
Суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что спорный период работы Вьюшина С.В. 01.01.2004 по 01.03.2006 ответчиком необоснованно исключен из специального стажа истца для досрочного назначения страховой пенсии по старости по п. 18 ч. 1 ст. 30 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 1 апреля. 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются, в том числе, периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1-18 части 1 ст. 30 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными ст. 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу пунктов 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со ст. 28 ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 4 и 5 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", в редакции, действовавшей до 01.01.2005, пожарная охрана подразделялась на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
В соответствии с Указом Президента РФ от 09.11.2001 N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России. Сотрудники указанной противопожарной службы имели право на досрочное назначение трудовой пенсии по, старости. Согласно ст. 5 ФЗ РФ от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 29.06.2004) "О пожарной безопасности" (в ред. ФЗ от 22.08.2004 N122-ФЗ) Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны. В Государственную противопожарную службу входят: федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации.
Из анализа вышеуказанного законодательства следует, что до 01.01.2005 отсутствовало понятие "противопожарная служба субъектов Российской Федерации", как и отсутствовала сама противопожарная служба субъектов Российской Федерации в принципе.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции считает правомерным вывод суда апелляционной инстанции о возложении на пенсионный орган обязанности включить период работы истца с 01.01.2004 по 01.03.2006 в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по п. 18 ч.1 ст. 30 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Учитывая, что общий стаж истца на соответствующих видах работ с учетом периодов, зачтенных пенсионным органом, и периодов, подлежащих зачету по решению суда, составил 25 лет на дату обращения истца с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости 29.09.2016, то у ответчика не имелось оснований для прекращения истцу выплаты пенсии с 01.12.2019.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, по существу сводятся к оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу, а потому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку в силу положений главы 41 ГПК РФ суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по непосредственному исследованию вопросов факта и переоценке доказательств. В силу статей 67 и 327.1 ГПК РФ оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций, и иная оценка доказательств стороны спора не может послужить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке при отсутствии со стороны судов нарушений установленных процессуальным законом правил их оценки.
Вопреки доводам кассационной жалобы фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения суд апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятое по делу апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Позиция суда апелляционной инстанции основана на правильном толковании в их системном единстве нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, соответствует фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Приведенные доводы кассационной жалобы основаны на ином применении ответчиком положений законодательства к установленным обстоятельствам дела, не подтверждают нарушений судом норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта на основании статьи 379.7 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 30 ноября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда РФ Куйтунском районе Иркутской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.