Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Дударёк Н.Г, судей Жуленко Н.Л, Ковалевской В.В, при участии прокурора восьмого (апелляционно-кассационного) отдела (с дислокацией в г. Кемерово) управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Симоненко Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску прокурора г. Кызыла в интересах Баяновой Лидии Сюрюновны, Баянова Валентина Сергеевича, Баяновой Тарий Валентиновны к мэрии г. Кызыла, Министерству внутренних дел по Республике Тыва, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о возложении обязанностей предоставить по договору социального найма жилое помещение, передать взамен жилого помещения из муниципальной собственности по акту передачи жилое помещение, принять из муниципальной собственности по акту передачи жилое помещение, понуждении действий к передаче и принятию жилого помещения
по кассационной жалобе Министерства внутренних дел России и Министерства внутренних дел по Республике Тыва на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 20 января 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Жуленко Н.Л, выслушав посредством систем видеоконференц-связи объяснения представителя Министерства внутренних дел России и Министерства внутренних дел по Республике Тыва Педченко В.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, а также прокурора Симоненко Е.В, возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Заместитель прокурора г. Кызыла в интересах Баяновой Л.С, Баянова В.С, Баяновой Т.В. обратился в суд с иском к мэрии г. Кызыла, Министерству внутренних дел по Республике Тыва, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о возложении обязанностей предоставить по договору социального найма жилое помещение, передать взамен жилого помещения из муниципальной собственности по акту передачи жилое помещение, принять из муниципальной собственности по акту передачи жилое помещение, после принятия на оперативное управление жилое помещение снять с кадастрового регистрационного учета, принять взамен жилого помещения из муниципальной собственности в федеральную собственность жилое помещение, признать право оперативного управления на жилое помещение за Министерством внутренних дел по Республике Тыва.
В обоснование требований указано, что прокуратурой г. Кызыла на основании обращения Баяновой Л.В, Баянова В.С. проведена проверка, по результатам которой установлено, что заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом "адрес" признан аварийным, не пригодным для постоянного проживания и подлежащим сносу. Постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N указанный жилой дом включен в перечень домов в г. Кызыле Республики Тыва, сейсмоусиление которых экономически нецелесообразно. В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" постановлением мэрии г. Кызыла утверждена муниципальная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проживающих на территории г. Кызыла, в ДД.ММ.ГГГГ годах с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства", в рамках которой запланировано переселение жильцов дома "адрес". Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ квартира "адрес" находится в оперативном управлении Министерства внутренних дел по Республике Тыва (далее - МВД по Республике Тыва).
Постановлением мэрии г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ N "О внесении изменений в постановление от ДД.ММ.ГГГГ N "О переселении граждан в многоквартирный жилой дом по адресу: "адрес"" в строку 5 приложения N внесены изменения, согласно которым слова " ФИО4" заменены словами "собственность Российской Федерации, на праве оперативного управления за МВД по Республике Тыва", и в графе 6 установлено указать адрес: "адрес", общей площадью 51, 8 кв.м. Пунктом 2 данного постановления мэрии г. Кызыла предписано обеспечить передачу из муниципальной собственности в собственность Российской Федерации жилого помещения общей площадью 55, 4 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", с последующим закреплением на праве оперативного управления за МВД по Республике Тыва. Таким образом, в соответствии с Положением о признании жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также постановлением мэрии г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ N взамен жилого помещения по адресу: "адрес", мэрией г. Кызыла из муниципальной собственности в федеральную собственность по договору мены передаче подлежит жилое помещение по адресу: "адрес".
Законность проживания Баянова В.С. в "адрес" установлена решением Кызылского городского суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционным определением Верховного Суда Республики Тыва, принятыми по делу по иску МВД по Республике Тыва о выселении Баянова В.С, Баяновой Л.С, Баяновой Т.В. из вышеуказанного жилого помещения. Судом установлено, что спорная квартира была представлена Баянову В.С. в период прохождения им службы в органах внутренних дел, отсутствие служебного ордера, договора найма не может быть поставлено в вину работника, а обязанность по хранению служебного ордера на него не возлагалась, заключение договора социального найма должно быть произведено МВД по Республике Тыва. Баянов В.С. имеет выслугу в правоохранительных органах более 10 лет, иным жилым помещением не обеспечен, в связи с чем он не может быть выселен из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. Баянов В.С. фактически является нанимателем служебного жилого помещения по адресу: "адрес". МВД по Республике Тыва отказывается от принятия жилого помещения по адресу: "адрес", ввиду проживания в нем Баяновых. До настоящего времени указанное жилое помещение взамен аварийного жилого помещения из муниципальной собственности в федеральную собственность по договору мены не передано.
В связи с отказом МВД по Республике Тыва принять указанное жилое помещение оно не может быть передано в собственность Российской Федерации и в оперативное управление МВД по Республике Тыва, тем самым нарушаются права Баяновых на переселение из аварийного жилья. Постоянное проживание и нахождение истцов в аварийном доме, имеющем признаки обрушения, создает угрозу их жизни и здоровью, что требует незамедлительных мер по предоставлению другого жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям.
С учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просит обязать МВД по Республике Тыва предоставить истцам по договору социального найма жилое помещение, соответствующее требованиям жилищного законодательства; обязать мэрию "адрес" взамен жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", общей площадью 51, 8 кв.м, передать из муниципальной собственности МВД по Республике Тыва по акту передачи жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес"; обязать МВД по Республике Тыва взамен жилого помещения по адресу: "адрес", принять из муниципальной собственности по акту передачи жилое помещение по адресу: "адрес"; после принятия на оперативное управление данного жилого помещения снять с кадастрового регистрационного учета жилое помещение по адресу: "адрес"; обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва (далее - Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва) принять взамен жилого помещения по адресу: "адрес" из муниципальной собственности в федеральную собственность жилое помещение по адресу: "адрес", признать право оперативного управления на жилое помещение по адресу: "адрес" за МВД по Республике Тыва в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Определением Кызылского городского суда Республики Тыва от 25 августа 2020 г. производство в части требований о возложении на мэрию г. Кызыла обязанности предоставить Баяновой Л.С, Баянову В.С, Баяновой Т.В. благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, находящее в черте "адрес" равноценное жилому помещению по адресу: "адрес", а также о возложении обязанности на мэрию г. Кызыла взамен жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", передать из муниципальной собственности в федеральную собственность по договору мены жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", прекращено в связи с отказом прокурора г. Кызыла от иска.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 25 августа 2020 г. исковые требования удовлетворены частично.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 20 января 2021 г. решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 25 августа 2020 г. отменено, принято по делу новое решение о частичном удовлетворении исковых требований заместителя прокурора города Кызыла.
На мэрию города Кызыла Республики Тыва возложена обязанность передать в установленном порядке Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва из муниципальной собственности по акту передачи жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", общей площадью 55, 4 квадратных метра.
На Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва возложена обязанность принять решение о передаче жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", общей площадью 55, 4 квадратных метра, находящегося в муниципальной собственности, в федеральную собственность; передать жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", общей площадью 55, 4 квадратных метра, в оперативное управление Министерства внутренних дел по Республике Тыва; утвердить акт приема-передачи жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
На Министерство внутренних дел по Республике Тыва возложена обязанность принять по акту приема-передачи жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес"; передать жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", общей площадью 55, 4 квадратных метра, по договору найма служебного жилого помещения Баянову Валентину Сергеевичу.
Отказано в удовлетворении исковых требований к Министерству внутренних дел по Республике Тыва о возложении обязанностей: предоставить истцам по договору социального найма жилое помещение, соответствующее требованиям жилищного законодательства; снять с кадастрового регистрационного учета жилое помещение по адресу: "адрес"; инициировать направление Министерством внутренних дел Российской Федерации предложения в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о передаче в федеральную собственность жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", общей площадью 55, 4 квадратных метра, с обоснованием необходимости осуществления передачи данного имущества на праве оперативного управления за Министерством внутренних дел по Республике Тыва.
Отказано в удовлетворении исковых требований к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о признании права оперативного управления на жилое помещение по адресу: "адрес", за Министерством внутренних дел по Республике Тыва.
В кассационной жалобе Министерством внутренних дел России и Министерством внутренних дел по Республике Тыва ставится вопрос об отмене апелляционного определения со ссылкой на нарушения норм материального и процессуального права.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не поступило.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, в связи с чем судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.
Установив нарушения норм процессуального права судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, а также принял уточненное исковое заявление прокурора г. Кызыла.
Так, судом установлено, что жилое помещение по адресу: "адрес", общей площадью 51, 8 кв.м, является федеральной собственностью и принадлежит на праве оперативного управления МВД по Республике Тыва, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно поквартирной карточке от ДД.ММ.ГГГГ, Баянов В.С, Баянова Л.С, Баянова Т.В. зарегистрированы в указанной квартире с ДД.ММ.ГГГГ
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ, МВД по Республике Тыва отказано в удовлетворении исковых требований к Баянову В.С, Баяновой Л.С, Баяновой Т.В. об устранении препятствий в пользовании жилым помещением путем выселения и снятия с регистрационного учета. Указанным судебным актом установлено, что квартира по адресу: "адрес", была представлена Баянову В.С. в период прохождения им службы в органах внутренних дел. Баянов В.С. был вселен в указанное жилое помещение должностными лицами МВД по Республике Тыва в период прохождения им службы, имеет выслугу в правоохранительных органах более 10 лет (37 лет 09 месяцев 21 день), иным жилым помещением он и члены его семьи не обеспечены, в связи с чем он и члены его семьи не могут быть выселены из указанного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Актом обследования межведомственной комиссии, назначенной постановлением мэра г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что жилой дом по адресу: "адрес" - деревянный, двухэтажный, ДД.ММ.ГГГГ года постройки; деформации фундамента, стен, несущих конструкций чердачного перекрытия свидетельствуют об исчерпании несущей способности вследствие старения и опасности обрушения здания дома в целом; кроме того, проект, по которому строился дом, не предусматривает антисейсмические мероприятия; инженерные системы дома не соответствуют необходимым санитарно-эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам.
Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением мэрии г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ N утверждена новая редакция муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проживающих на территории "адрес", в ДД.ММ.ГГГГ г.г. с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства", согласно приложению N к которой жильцы дома, расположенного по адресу: "адрес", подлежали переселению в ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден перечень домов в г. Кызыле Республики Тыва, сейсмоусиление которых экономически нецелесообразно, в который входит многоквартирный жилой "адрес".
Постановлением мэрии г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ N "О переселении граждан в многоквартирный жилой дом по адресу: "адрес"" утвержден список граждан, подлежащих переселению в указанный многоквартирный жилой дом.
Постановлением мэрии г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ N внесены изменения в постановление мэрии г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ N "О переселении граждан в многоквартирный жилой дом по адресу: "адрес"", согласно которым в отношении квартиры N, в графе "ФИО нанимателя/собственника" вместо " ФИО4" указано "собственность Российской Федерации, на праве оперативного управления за МВД по Республике Тыва", в графе 6 (адрес дома, сейсмоусиление которого экономически нецелесообразно) указан адрес: "адрес", общей площадью 51, 8 кв.м. Пунктом 2 указанного постановления предписано обеспечить передачу из муниципальной собственности в собственность Российской Федерации жилого помещения (2-х комнатной благоустроенной квартиры), общей площадью 55, 4 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", с последующим закреплением на праве оперативного управления за МВД по "адрес".
По акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ мэрия г. Кызыла в лице первого заместителя мэра по экономике и финансам ФИО11 передала, а Баянов В.С. принял благоустроенное жилое помещение, состоящее из 2-х комнат, общей площадью 55, 4 кв.м, находящееся по адресу: "адрес".
Постановлением мэрии г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ N Департаменту городского хозяйства мэрии г. Кызыла поручено в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по сносу аварийного многоквартирного жилого дома по адресу: "адрес".
Также судом установлено, что жилой дом по адресу: "адрес", снесен в ДД.ММ.ГГГГ.; в настоящее время Баянов В.С, Баянова Л.С, Баянова Т.В. проживают в жилом помещении по адресу: "адрес". Указанное жилое помещение по адресу: "адрес", принадлежит на праве собственности муниципальному образованию - городскому округу "Города Кызыла Республики Тыва", что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ
Из содержания постановлений мэрии г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ N "О переселении граждан в многоквартирный жилой дом по адресу: "адрес"" и от ДД.ММ.ГГГГ N о внесении изменений в указанное постановление следует, что переселение жильцов в жилой дом по адресу: "адрес", произведено в рамках подпрограммы "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Республики Тыва на ДД.ММ.ГГГГ годы" государственной программы Республики Тыва "Обеспечение жителей Республики Тыва доступным и комфортным жильем на ДД.ММ.ГГГГ годы".
Постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N утверждено Положение о переселении граждан из домов, сейсмоусиление которых экономически нецелесообразно.
Согласно указанному Положению, предоставление жилых помещений гражданам, выселяемым из домов, сейсмоусиление которых экономически нецелесообразно, возлагается на уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва или орган местного самоуправления муниципального образования, принявший решение о признании жилого помещения непригодным для проживания граждан в связи с невозможностью и экономической нецелесообразностью (п. 1.6).
Гражданину, освобождающему принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение в доме, подлежащем сносу, предоставляется возмещение в натуральной форме в виде жилого помещения в многоквартирном доме, построенном по комплексной программе, в собственность либо с его письменного согласия по договору социального найма в соответствии с пунктами 2.1 - 2.5 данного Положения (п. 3.1).
В случае предоставления возмещения в натуральной форме в виде жилого помещения в собственность орган местного самоуправления заключает с собственником предварительный договор мены жилого помещения (п. 3.2).
Собственнику в порядке возмещения предоставляется другое жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, соответствующее общей площади жилого помещения, находящегося в собственности. Количество комнат в жилом помещении, принадлежащем гражданину на праве собственности, при предоставлении жилого помещения большей площади не учитывается (п. 3.3).
Собственник жилого помещения обязан освободить занимаемое жилое помещение в сроки, определенные предварительным договором, но не позднее чем через месяц после подписания акта приема-передачи предоставленного жилого помещения (п. 3.5).
Департамент экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г. Кызыла неоднократно - ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ обращался к заместителю руководителя Межрегионального территориального управления Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и "адрес" ФИО12 и руководителю управления ФИО13 с просьбой принять в собственность Российской Федерации жилое помещение по адресу: "адрес".
Однако, в передаче жилого помещения в федеральную собственность отказано в связи с несоответствием представленных документов перечню документов, установленному п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 г. N 374 (ответы Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ).
Также из ответа представителя Министерства внутренних дел Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда апелляционной инстанции следует, что Министерство внутренних дел Российской Федерации согласно на передачу в федеральную собственность жилого помещения по адресу: "адрес", взамен жилого помещения по адресу: "адрес", при условии освобождения его от владения третьих лиц, и полагает, что оно должно быть закреплено на праве оперативного управления за МВД по Республике Тыва.
Разрешая спор и принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований прокурора г..Кызыла, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 32, 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2002 г..N 897 "Об утверждении типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации", ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г..N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Федеральным законом от 22 августа 2004 г..N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 13 июня 2006 г..N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации", Административным регламентом Федерального агентства по управлению государственным имуществом по исполнению государственной функции "Осуществление передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в
государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, принятие имущества из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 13 июля 2009 г..N 270 (далее - Административный регламент от 13 июля 2009 г..N 270), а также дав оценку представленным доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, указал, что порядок предоставления собственнику возмещения в натуральной форме в виде жилого помещения в собственность мэрией г..Кызыла соблюден не был; предварительный договор мены жилого помещения с собственником жилого помещения по адресу: "адрес", - Российской Федерацией в лице уполномоченного органа - Межрегионального территориального управления Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва до решения вопроса о сносе жилого дома не заключался; установленный ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд мэрией г..Кызыла также не был соблюден, уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва не направлялось, соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд с ним не заключалось.
Также указано, что жилой дом по адресу: "адрес", включен в муниципальную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проживающих на территории г. Кызыла, в ДД.ММ.ГГГГ г.г. с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства". Однако в связи со сносом данного жилого дома соблюдение указанного порядка не представляется возможным. В результате сноса жилого помещения по адресу: "адрес", без равноценного возмещения нарушены интересы собственника жилого помещения - Российской Федерации, а также МВД по Республике Тыва, в оперативном управлении которого находилось указанное жилое помещение.
Между тем, отмечено, что несоответствие представленных мэрией в Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва документов перечню документов, установленному п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 г. N 374 не является основанием для отказа в передаче жилого помещения в федеральную собственность, поскольку п. 4.3 Административного регламента от 13 июля 2009 г. N 270 предусмотрено, что в случае выявления несоответствия представленных документов перечню документов, указанному в пункте 2.4.1 настоящего Регламента, ответственный исполнитель в месячный срок со дня поступления обращения в Росимущество направляет представленный пакет документов в территориальный орган Росимущества с поручением обеспечить его формирование и принять решение по существу. Таким образом, Росимущество и его территориальные органы уполномочены обеспечить формирование необходимого пакета документов и принять, по существу, решение о передаче имущества в федеральную собственность.
Таким образом, судом признано, что заявленные исковые требования прокурора г. Кызыла направлены на защиту нарушенных интересов Российской Федерации путем предоставления равноценного возмещения, в связи с чем являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении требований о возложении на МВД по Республике Тыва обязанности инициировать направление Министерством внутренних дел Российской Федерации предложения в Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о передаче в федеральную собственность жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", с обоснованием необходимости осуществления передачи данного имущества на праве оперативного управления за МВД по Республике Тыва, суд указал, что указанная обязанность МВД по Республике Тыва не вытекает из положений п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ и Административного регламента от 13 июля 2009 г. N 270.
Вместе с тем, возлагая на Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва обязанность передать жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", общей площадью 55, 4 квадратных метра, в оперативное управление Министерства внутренних дел по Республике Тыва, суд указал, что поскольку ранее жилое помещение по адресу: "адрес", принадлежало на праве оперативного управления МВД по Республике Тыва, соответственно предоставленное в порядке возмещения жилое помещение по адресу: "адрес", также подлежит передаче в оперативное управление МВД по Республике Тыва.
Удовлетворяя требования прокурора г. Кызыла о возложении обязанности на МВД по Республике Тыва по передаче жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", по договору найма служебного жилого помещения Баянову В.С. суд указал, что поскольку ранее Баянов В.С, а также члены его семьи фактически проживали и пользовались жилым помещением по адресу: "адрес", снесенным в ДД.ММ.ГГГГ. по договору служебного найма, что нашло свое подтверждение вступившим в законную силу решением Кызылского городского суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ, то предоставление взамен иного жилого помещения подлежит на тех же условиях.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанции незаконными, поскольку они отвечают требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, имеющие значение для дела обстоятельства определены судом верно.
В силу части 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Доводы кассаторов в части необоснованного возложения обязанности по принятию по акту приема-передачи жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", находящегося под обременением третьих лиц (семьи Баяновых), а также передаче указанного жилого помещения по договору найма служебного жилого помещения Баянову В.С. являются не состоятельными, основанными на ошибочном толковании норм права.
Как верно указано судом апелляционной инстанцией, вступившим в законную силу решением Кызылского городского суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Баянов В.С. был вселен в квартиру по адресу: "адрес" в связи с прохождением службы в органах внутренних дел, на момент вселения имел выслугу более 10 лет, иным жилым помещением он и члены его семьи в период службы не обеспечены, в связи с чем выселению без предоставления иного жилого помещения они не подлежат; судебным актом установлено, что спорное жилое помещение находится в оперативном управлении МВД России по Республике Тыва, Баянов и члены его семьи занимают спорное жилое помещение фактически на условиях служебного найма.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции в части возложения на МВД России по Республике Тыва обязанности по принятию в оперативное управление жилого помещения по адресу: "адрес", и передаче его по договору найма служебного жилого помещения Баянову В.С, т.е. на тех же условиях, что и ранее занимаемое жилое помещение.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, расцениваются судом кассационной инстанции как фактически направленные на обжалование вступившего в законную силу решения Кызылского городского суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем не подлежат судебной проверке в рамках настоящего спора. Судом апелляционной инстанции верно применены положения ст. 61 ГПК РФ.
Судебная коллегия находит несостоятельными ссылки на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, поскольку указанные доводы основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на переоценку исследованных судом обстоятельств и основанием для отмены принятого судебного акта служить не могут.
Указания кассаторов на то, что судом не проверены важнейшие обстоятельства дела, также не конкретизированы. Вместе с тем, материалами дела подтверждено, что судом определены юридически значимые обстоятельства с учетом подлежащих применению к спорным правоотношениям норм материального права.
Вопреки доводам заявителей кассационной жалобы в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 198 ГПК РФ, в апелляционном определении приведены выводы суда, вытекающие из установленных судом обстоятельств дела, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и принятия нового судебного постановления другого содержания.
Кассационный порядок пересмотра судебных постановлений предназначен для устранения существенных нарушений в применении и толковании норм материального права, норм процессуального права при рассмотрении дела. По настоящему делу таких нарушений не усматривается.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены апелляционного определения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 20 января 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства внутренних дел России и Министерства внутренних дел по Республике Тыва - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.