Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б.
судей Лавник М.В, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-129/2020, УИД 38RS0014-01-2020-000080-74 по иску прокурора Казачинско-Ленского района в интересах Вингерт Ирины Давыдовны к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Казачинско-Ленская районная больница" о взыскании недоначисленной заработной платы, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Вингерт Ирины Давыдовны на решение Казачинско-Ленского районного суда Иркутской области от 6 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 9 ноября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, объяснения прокурора восьмого отдела (кассационный) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлова А.А, полагавшего кассационную жалобу подлежащей частичному удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Казачинско-Ленского района, обращаясь в суд в интересах Вингерт И.Д. с иском к ОГБУЗ "Казачинско-Ленская районная больница", просил взыскать в пользу Вингерт И.Д. недоначисленную заработную плату за период с марта по ноябрь 2019 года в размер 24 362, 10 руб. и компенсацию морального вреда в размере 2 000 руб.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что в период с 1 января 2018 г. по 1 марта 2019 г. действовало Положение об оплате труда работников ОГБУЗ "Казачинско-Ленская больница, утверждённое приказом от 29 декабря 2017 г. Указанное Положение включало в себя, в том числе, выплаты компенсационного характера в размере 15% оклада для среднего персонала. Данный размер выплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда установлен был по результатам проведённой специальной оценки условий труда. Более мероприятия по специальной оценки условий труда в больнице не проводились. Приказом от 26 ноября 2018 г. N 334/1-од/в утверждено новое Положение об оплате труда работников, введенное в действие с 1 марта 2019 г. В соответствии с Приложением N 3 к данному Положению, установленные ранее компенсационные выплаты медицинским работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда снижены до 4% к окладу. Данные действия работодателя не соответствуют действующему законодательству, произведены без проведения специальной оценки условий труда. Размер заработной платы остался на прежнем уровне.
Вингерт И.Д. работает в должности фельдшера-лаборанта клинико- диагностической лаборатории. В соответствии с новым Положением об оплате труда работников её оклад установлен в размере 8 000 руб, но снижена компенсационная надбавка за работу с вредными и (или) опасными условиями труда до 4%, а в марте 2019 года выплачена заработная плата из оклада 5 114 руб.
В связи с чем, заработная плата Вингерт И.Д. должна быть пересчитана с учётом нового оклада и незаконно сниженной компенсационной надбавки за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 15%.
Решением Казачинско-Ленского районного суда Иркутской области от 6 июля 2020 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 9 ноября 2020 г. принят отказ прокурора Казачинско-Ленского района от апелляционного представления на решение Казачинско-Ленского районного суда Иркутской области от 6 июля 2020 г. Производство по апелляционному представлению прекращено. Решение Казачинско-Ленского районного суда Иркутской области от 6 июля 2020 г. по данному делу оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Вингерт И.Д. просит отменить решение Казачинско-Ленского районного суда Иркутской области от 6 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 9 ноября 2020 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в соответствии с трудовым договором Вингерт И.Д. состоит в трудовых отношениях с ответчиком в должности лаборанта клинико-диагностической лаборатории.
За выполнение трудовых обязанностей работнику установлена заработная плата в размере: базовый оклад в месяц, выплата за вредные и опасные условия труда 15%, надбавка за работу в сельской местности 25%, районный коэффициент 70%, процентная надбавка 50%.
Из действующего на 2018 год Положения об оплате труда работников ОГБУЗ "Казачинско-Ленская районная больница", утверждённого приказом N-од/п от 29 декабря 2017 г, истец Вингерт И.Д. получала, в том числе, оклад в размере 3 321 руб, выплаты за вредные и опасные условия труда в размере 15%.
С учётом указанных изменений, внесённых приказом Министерства здравоохранения Иркутской области от 28 ноября 2018 г. N 92-мпр, которое согласно Уставу ОГБУЗ "Казачинско-Ленкая районная больница", является его Учредителем, ответчик разработал новое Положение об оплате труда работников ОГБУЗ "Казачинско-Ленская районная больница" с применением системы оплаты труда, отличной от тарифной системы оплаты труда на 2019 год, которое утверждено приказом от 26 ноября 2018 г. N 334/1-од/в.
Согласно новой редакции указанного Положения, размер оклада истца был увеличен, при этом, надбавка за работу с вредными и (или) опасными
условиями труда уменьшена с 15% до 4% (Приложение N 1 и Приложение N 3).
25 октября 2018 г. Вингерт И.Д. уведомлена работодателем об изменении с 1 января 2019 г. существенных условий трудового договора в части оплаты труда.
26 февраля 2019 г. Вингерт И.Д. подписала дополнительное соглашение N к трудовому договору, согласно которому ей установлена заработная плата с повышением оклада до 8 000 руб, выплаты за вредные и опасные условия труда 4%.
Полагая, что работодатель незаконно снизил надбавку за вредные и опасные условия труда, а также необоснованно выплачивал заработную плату с 1 марта 2019 г. без учёта установления нового размера оклада, прокурор Казачинско-Ленского района обратился с настоящим иском в суд в защиту интересов Вингерт И.Д.
Разрешая требования истца в части необоснованного снижения ответчиком надбавки за вредные и опасные условия труда с 15% до 4% и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, сославшись на положения статей 72, 147 Трудового кодекса Российской Федерации, пункты 16, 18, 37 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников, государственных и муниципальных учреждений на 2019 г, утверждённых решением Российской трёхсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2018 г, исходил из правомерности действий ответчика.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции в данной части, дополнительно указал, что изменение размера компенсации за работу с вредными условиями труда с 15% оклада до 4% оклада произведено в связи с введением новой системы оплаты труда. Приказом министерства здравоохранения Иркутской области от 22 ноября 2018 г. N 92-мпр "О внесении изменений в приказ министерства здравоохранения Иркутской области от 6 ноября 2015 г. N 119-мпр" произведено перераспределение средств в структуре заработной платы должностных окладов, которые в свою очередь устанавливаются с учётом финансирования этих расходов соответствующими бюджетами и их возможностей. Учитывая, что размер фонда оплаты труда бюджетных учреждений ограничен лимитом выделяемых на цели выплаты заработной платы бюджетных средств, обязанность ответчика по выплате компенсационной части оплаты труда также ограничена лимитом бюджетных обязательств на эти цели, в связи с чем, введением новой системы оплаты труда составные части заработной платы (оклад, надбавки и т.д.) могут быть пересмотрены и перераспределены.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашаясь с выводами суда первой и апелляционной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика в пользу Вингерт И.Д. задолженности по заработной плате с учётом ранее установленной надбавки за вредные условия труда в размере 15 %, исходит из следующего.
В соответствии с частями 1 - 3 статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:
в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.
Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.
В силу части 5 статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2019 год" (утв. решением Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2018 г, протокол N 12) (далее - Единые рекомендации), определено, что системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях формируются на основе в том числе принципов недопущения снижения и (или) ухудшения размеров и условий оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений по сравнению с размерами и условиями оплаты труда, предусмотренными Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; обеспечения равной оплаты за труд равной ценности, в том числе при установлении размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также недопущение какой бы то ни было дискриминации - различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников и результатами их труда, а также результатами деятельности учреждений.
Пунктом 6 Единых рекомендаций предусмотрено, что системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:
а) в федеральных государственных учреждениях - соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
б) в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
в) в муниципальных учреждениях - соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 7 указанных Единых рекомендаций установление и изменение (совершенствование) систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений осуществляются в том числе, с учётом:
а) обеспечения в 2019 году уровня заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы в размерах не ниже уровня, достигнутого в 2018 году при реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
б) создания условий для оплаты труда работников в зависимости от результатов и качества работы, а также их заинтересованности в эффективном функционировании структурных подразделений и учреждения в целом, в повышении качества оказываемых услуг;
в) обеспечения достигнутого уровня оплаты труда, в том числе по отдельным категориям работников (определяется на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики);
г) обеспечения государственных гарантий по оплате труда.
В соответствии с подпунктами "б" и "ж" пункта 37 Единых рекомендаций органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, руководителям государственных и муниципальных учреждений здравоохранения при формировании систем оплаты труда работников необходимо учитывать, что в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в медицинских учреждениях, снижения внутрирегиональной дифференциации в оплате труда рекомендуется продолжить работу по совершенствованию систем оплаты труда работников в части увеличения доли выплат по окладам в структуре заработной платы, сбалансировав её таким образом, чтобы без учета выплат компенсационного характера за работу в местностях с особыми климатическими условиями 55 - 60 процентов заработной платы направлялось на выплаты по окладам, 30 процентов структуры заработной платы составляли стимулирующие выплаты преимущественно за достижение конкретных результатов деятельности по показателям и критериям эффективности, повышение квалификации, 10 - 15 процентов структуры заработной платы составляли выплаты компенсационного характера в зависимости от условий труда работников.
Повышение оплаты труда работников учреждений, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится по результатам специальной оценки условий труда в размере не менее 4% оклада (должностного оклада), установленного для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Конкретные размеры повышенной оплаты труда работникам устанавливаются работодателем в порядке, установленном статьёй 372 Трудового кодекса Российской Федерации для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
Приказом министерства здравоохранения Иркутской области от 6 ноября 2015 г. N 119-мпр утверждено примерное Положение об оплате труда работников организаций, подведомственных министерству здравоохранения Иркутской области, пунктом 33 которого, в редакции Приказа министерства здравоохранения Иркутской области от 12 декабря 2017 г. N 73-мпр, вступившего в силу с 1 февраля 2019 г, определено, что выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в соответствии со статьёй 147 Трудового кодекса Российской Федерации. Размер повышения оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда иным работникам медицинских организаций осуществляется по результатам специальной оценки рабочих мест по условиям труда. Конкретные размеры повышенной оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда медицинским и иным работникам организаций устанавливаются работодателем по результатам специальной оценки условий труда в размерах не менее 4% оклада (должностного оклада), установленного для различных видов работ с нормальными условиями труда, с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьёй 372 Трудового кодекса Российской Федерации.
В связи с принятием названного Примерного положения об оплате труда работников организаций, подведомственных министерству здравоохранения Иркутской области, ответчик разработал новое Положение об оплате труда работников ОГБУЗ "Казачинско-Ленская районная больница" на 2019 г. в соответствии с которым размер оклада истца увеличен до 8 000 руб, надбавка за работу с вредными и (или) опасными условиями труда уменьшена с 15% до 4 % (Приложение N 1 и Приложение N 3).
Таким образом изменение размера компенсации за работу с вредными условиями труда с 15% от должностного оклада истца (который увеличен по сравнению с ранее установленным с 5114 руб. до 8 000 руб.) до 4% произведено в связи с введением новой системы оплаты труда Приказом министерства здравоохранения Иркутской области от 6 ноября 2015 г. N 119-мпр, в редакции приказа министерства здравоохранения Иркутской области от 12 декабря 2017 г. N 73-мпр, которое распространяется на отношения, возникшие после введения его в действие, в том числе в части недопустимости уменьшения установленных этим постановлением размеров повышения оплаты труда без подтверждения улучшения условий труда результатами специальной оценки условий труда.
Утверждённым приказом Министерства здравоохранения Иркутской области от 6 ноября 2015 г. N 119-мпр, в редакции приказа министерства здравоохранения Иркутской области от 12 декабря 2017 г. N 73-мпр, Примерным положением об оплате труда работников организаций, подведомственных министерству здравоохранения Иркутской области, произведено перераспределение средств в структуре заработной платы на увеличение (за счёт оптимизации иных видов доплат и надбавок) должностных окладов, которые в свою очередь, устанавливаются с учётом финансирования этих расходов соответствующими бюджетами и их возможностей.
Учитывая, что размер фонда оплаты труда бюджетных учреждений ограничен лимитом выделяемых на цели выплаты заработной платы бюджетных средств, обязанность ответчика по выплате стимулирующей части оплаты труда также ограничена лимитом бюджетных обязательств на эти цели, в связи с чем с введением новой системы оплаты труда составные части заработной платы (оклад, надбавки, доплаты и т.д.) могут быть пересмотрены и перераспределены.
При этом, несмотря на уменьшение процентного выражения компенсации за работы с вредными условиями труда с 15% до 4% при изменении с 1 марта 2019 г. системы оплаты труда в учреждении, с учётом произведённого увеличения размеров окладов установленные выплаты компенсационного характера занятым на работах с вредными и (или) опасными) условиями труда работникам в абсолютном выражении снижены не были.
При изложенных обстоятельствах введение новой системы оплаты труда и применение её к истцу в части размера компенсации за вредные условия труда с 1 марта 2019 г. не влечёт удовлетворения требований истца о взыскании в её пользу задолженности по заработной плате с 1 марта 2019 г. с учётом ранее установленной компенсации за вредные и (или) опасные условия труда исходя из размера 15%.
Вместе с тем, судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы кассационной жалобы о преждевременности выводов судов нижестоящих инстанций о выплате истцу заработной платы за период с марта 2019 г. в полном объёме с учётом установления нового должностного оклада.
Так, обращаясь с настоящим иском в суд, прокурор указал, что с 1 марта 2019 г. в ОГБУЗ "Казачинско-Ленская районная больница" введено новое Положение об оплате труда, в соответствии с которым с 1 марта 2019 г. размер оклада медицинского технолога составляет 8 000 руб, однако работодатель не применил к Вингерт И.Д. улучшение условий труда, не увеличил размер оклада, в связи с чем начисленная Вингерт И.Д. заработная плата с марта 2019 г. подлежит перерасчёту исходя из оклада 8 000 руб.
Отказывая в удовлетворении требований о взыскании задолженности по заработной плате за спорный период в полном объёме, суд первой инстанции исходил из того, что предписанием государственного инспектора по труду N от 25 сентября 2019 г. главному врачу ОГБУЗ "Казачинско-Ленская районная больница" предписано произвести выплату заработной платы работникам, которые не согласились на новые условия труда, но продолжили работать, в соответствии с действующим в учреждении локальным нормативным актом о системах оплаты труда - Положением об оплате труда с 1 сентября 2019 г. В связи с чем оснований для перерасчёта заработной платы Вингерт И.Д. не имеется.
Соглашаясь с данными выводами суда первой инстанции, сославшись на расчётные листки, суд апелляционной инстанции исходил из того, что заработная плата выплачена истцу в полном объёме, перерасчёт заработной платы произведён в мае 2019 г.
Вместе с тем в ходе рассмотрения дела истец продолжала настаивать на том, что перерасчёт за март 2019 г. ей не произведён.
Делая вывод о том, что перерасчёт заработной платы из нового оклада истцу произведён и сумма недоплаты выплачена истцу в мае 2019 г, суды фактически не установили в каком размере произведена доплата и соответствовал ли её размер заработку истца за спорный период.
Имеющийся в материалах дела расчётный листок за май 2019 г. также не содержит полной информации относительно порядка определения размера задолженности по заработной плате.
Между тем, ни суд первой инстанции, ни суд апелляционной инстанции разрешая требования Вингерт И.Д. о перерасчёте заработной платы за период с марта 2019 г, указанным обстоятельствам оценку не дали.
Кроме того, суд апелляционной инстанции определением от 19 октября 2020 г. предложил ответчику представить доказательства начисления и выплаты истцу заработной платы в полном объёме. Однако несмотря на то, что ответчик таких доказательств не представил, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о выплате истцу заработной платы в полном объёме.
Исходя из положений статей 67, 71, 195 - 198, 329 ГПК РФ выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости (статьи 59, 60 ГПК РФ). В противном случае нарушаются задачи и смысл гражданского судопроизводства, установленные статьёй 2 названного кодекса.
Оценка доказательств и отражение её результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможности оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Эти требования процессуального закона, как усматривается из текстов судебных постановлений, судами первой и апелляционной инстанций при разрешении спора выполнены не были. Также ими не учтено, что при рассмотрении дела суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства с учётом доводов и возражений сторон спора и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы. Иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закреплённое в части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным.
С учётом изложенного обжалуемые решение суда первой инстанции и апелляционное определение нельзя признать законными, они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанных судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, разрешить спор в соответствии с подлежащими применению нормами права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Казачинско-Ленского районного суда Иркутской области от 6 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 9 ноября 2020 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Казачинско-Ленский районный суд Иркутской области.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи М.В. Лавник
Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.