Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шефер И.А, судей Кожевниковой Л.П, Богдевич Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 75RS0001-02-2020-004422-51 (N2-3721/2020) по иску А.Ю.В. к государственному казенному учреждению Краевой центр занятости населения Забайкальского края, Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве безработного и выплатить социальное пособие по безработице, по кассационной жалобе государственного казенного учреждения "Краевой центр занятости населения" Забайкальского края на решение Центрального районного суда г. Читы от 29 июля 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 3 декабря 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
А.Ю.В. обратился в суд с иском к государственному казенному учреждению Краевой центр занятости населения Забайкальского края (далее- ГКУ "КЦЗН" Забайкальского края), Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве безработного и выплатить социальное пособие по безработице.
В обосновании исковых требований указал, что он обратился в ГКУ "КЦЗН" Забайкальского края с заявлением о постановке на учет в качестве безработного. Заявление было подано посредством обращения на сайт Государственных услуг, где зарегистрировано 14 апреля 2020 г. за N.
В личный кабинет истцу пришло сообщение о том, что ему отказано в выплате пособия, однако в заявлении поданным через сайт, он просил не только о выплате пособия, но и постановке на учет в качестве безработного.
Причина отказа ему разъяснена не была. Письменный ответ о причинах отказа ему также не был дан.
25 мая 2020 г. ему было предложено вновь написать заявление о признании его безработным, постановке на учет и выплате социального пособия. При этом ему сообщили, что вновь будут рассматривать заявление и ответ дадут в течение 30 дней. Ссылаясь на неправомерность действий ответчика, он обратился в суд с иском.
Просил суд признать незаконным отказ Межрайонного отдела по г. Чите и Читинскому району ГКУ "КЦЗН" Забайкальского края в признании его безработным и постановке на учет, с выплатой социального пособия. Возложить на ответчика обязанность признать его безработным с 1 апреля 2020 г, возложить на ответчика обязанность поставить его на учет в качестве безработного с выплатой социального пособия с апреля 2020 г.
Решением Центрального районного суда г. Читы от 29 июля 2020 г. исковые требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ межрайонного отдела по г. Чита и Читинскому району ГКУ "КЦЗН" Забайкальского края в признании А.Ю.В. безработным и постановке на учет с выплатой пособия, обязал ответчика признать безработным А.Ю.В, поставить на учет в качестве безработного с выплатой пособия с 14 апреля 2020 г. В исковых требованиях к Министерству труда и социальной защиты Забайкальского края суд отказал.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 3 декабря 2020 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представителем ГКУ "КЦЗН" Забайкальского края ставится вопрос об отмене судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь ст. ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворений жалобы.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 14 апреля 2020 г. А.Ю.В. через Единый портал госуслуг обратился в Межрайонный отдел по г. Чите и Читинскому району ГКУ "КЦЗН" Забайкальского края с заявлением о поставке его на учет в целях поиска подходящей работы и последующей регистрацией в качестве безработного.
Обращаясь 14 апреля 2020 г. с заявлением о признании безработным, истец указал, что он до 3 марта 2020 г. работал у ИП О.Е.А. Был уволен приказом от 3 марта 2020 г. N в связи с закрытием предприятия.
К заявлению истец представил трудовую книжку, где за N имелась запись ИП Овсянкина об увольнении Арясова Ю.В. с 3 марта 2020 г. на основании приказа от 3 марта 2020 г. Nк в связи с закрытием предприятия.
С целью уточнения причины увольнения, по просьбе сотрудников Межрайонного отдела по г. Чите и Читинскому району ГКУ "КЦЗН" Забайкальского края, истец повторно представил трудовую книжку, где за N имелась запись работодателя ИП Овсянкина о признании недействительной записи об увольнении истца. Также имелась новая запись за N, составленная работодателем истца, об увольнении А.Ю.В. с 30 апреля 2020 г. на основании приказа Nк от 3 марта 2020 г. по собственному желанию.
В электронной форме истец получил ответ на свое заявление, в котором ему сообщалось, что Центр занятости населения отказал в признании его безработным и отказал в назначении пособия. Оснований, по которым А.Ю.В. было оказано, в ответе Центра занятости не содержится.
Возражая против иска, представители ГКУ "КЦЗН" Забайкальского края указали на то, что статус безработного не был присвоен А.Ю.В. правомерно, поскольку в заявлении о признании безработным истец сообщил ложные сведения об отсутствии у него на момент обращения с данным заявлением работы. В обоснование своих доводов представили приказ от 24 апреля 2020 г. N, в соответствии с которым А.Ю.В. было отказано в признании безработным на основании ст. 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в действиях истца недобросовестности не имеется. Истец работал у индивидуального предпринимателя (далее-ИП) О.Е.О, о чем имеется запись в трудовой книжке. Однако несоответствие в трудовой книжке записи требованиям закона не является основанием для отказа гражданину в постановке его на учет в качестве безработного.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно указав, что с целью проверки сообщенной истцом в заявлении информации, ответчиком из органов Пенсионного фонда Российской Федерации получены сведения о том, что истец в период с 15 апреля 2019г. по 14 апреля 2020 г. не работал, заработной платы, на которую начислены страховые взносы, не имел. Согласно сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, О.Е.О. прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в январе 2018 года. Таким образом, ответчику было достоверно известно о том, что на момент подачи заявления, то есть, на 14 апреля 2020 г, истец не работал и какого-либо заработка не имел. То обстоятельство, что первоначальная запись об увольнении была составлена работодателем истца не в соответствии с требованиями трудового законодательства, которая впоследствии была им же признана недействительной с внесением новой записи об увольнении, но уже с другой даты, в данном случае не может свидетельствовать о ложности сообщенных А.Ю.В. сведений.
В суде апелляционной инстанции истец пояснял, что с О.Е.О. в настоящее время он связаться и истребовать приказ об увольнении не может, так как тот деятельность не осуществляет, запрос судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда, направленный посредством почтовой связи в адрес бывшего работодателя истца - О.Е.О. о предоставлении приказа об увольнении истца не был последнему вручен и вернулся с отметкой "истек срок хранения".
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что данные обстоятельства не должны повлиять на возможность реализации истцом своих прав на защиту от безработицы. Ненадлежащее исполнение работодателем требований действующего законодательства по заполнению трудовых книжек, ведению делопроизводства не может повлечь для истца неблагоприятных последствий в виде отказа в признании его безработным.
Кроме того, исходя из конституционного принципа, ограничение в праве на защиту от безработицы в результате внесения работодателем в трудовую книжку работника записи с нарушением Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях не отвечает целям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при разрешении спора суды правильно применили нормы материального права.
Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции Российской Федерации).
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера, а также право на защиту от безработицы.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения).
В ст. 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" перечислены категории граждан, которые считаются занятыми. К таким гражданам относятся в том числе граждане, работающие по трудовому договору, граждане, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, граждане, проходящие военную службу.
Порядок и условия признания граждан безработными установлены ст. 3 Закона о занятости населения.
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 3 Закона о занятости населения).
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (абзц. 1 п. 2 ст. 3 Закона о занятости населения).
Согласно п. 3 ст. 3 Закона о занятости населения безработными не могут быть признаны граждане:
не достигшие 16-летнего возраста;
которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная п. 2 ст. 32 данного закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды;
не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;
представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;
перечисленные в ст. 2 названного закона (то есть занятые граждане).
Главой III Закона о занятости населения установлены гарантии государства в области занятости. К их числу относится и социальная поддержка безработных граждан.
Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах (п. 1 ст. 28 Закона о занятости населения).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891 утверждены Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и Правила регистрации безработных граждан.
Пунктом 3 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы установлено, что постановка на регистрационный учет осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении гражданами следующих документов: а) паспорта гражданина Российской Федерации или документа, его заменяющего; б) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной в установленном порядке и содержащей заключение о рекомендуемом характере и об условиях труда.
В п. 4 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы в числе документов, которые граждане могут предъявить при постановке на учет в целях поиска подходящей работы, указана трудовая книжка или документ, ее заменяющий, а также трудовые договоры и служебные контракты.
В соответствии с п. 4 Правил регистрации безработных граждан постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов: а) паспорта или документа, его заменяющего; б) трудовой книжки или документа, ее заменяющего; в) документов об образовании, документов об образовании и о квалификации, документов о квалификации, документов об обучении, документов об ученых степенях и ученых званиях; г) справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы); д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной в установленном порядке и содержащей заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.
Сведения о дате принятия решения об отказе в признании безработными зарегистрированных граждан вносятся в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц (п. 10 Правил регистрации безработных граждан).
Государственные учреждения службы занятости населения уведомляют зарегистрированных граждан письменно (под роспись) или в форме почтового отправления об отказе в признании их безработными и постановке на регистрационный учет в течение суток со дня принятия такого решения (п. 11 Правил регистрации безработных граждан).
Установив, что истец в установленном порядке обратился с заявлением о признании его безработным, на которое был получен необоснованный отказ, суды пришли к правильному выводу об удовлетворении иска.
Доводы кассатора о том, что А.Ю.В. предоставлены недостоверные данные для признания его безработным, что и послужило основанием для отказа в постановке его на регистрационный учет безработных граждан, были предметом рассмотрения судов, которые пришли к правильному выводу о том, что А.Ю.В. на момент обращения с вышеуказанным заявлением не являлся занятым работником, поскольку его работодатель прекратил свою деятельность, ложные сведения им не предоставлялись, запись в трудовой книжке о дате его увольнения должна основываться на одном и том же приказе N-к от 3 марта 2020 г, вины истца в неправильном заполнении его трудовой книжки работодателем не имеется.
Иные доводы кассационной жалобы, в частности о неправильном, толковании судами указанных нормативных актов, о несогласии с выводами суда в отношении права истца на указанное пособие, направлены на переоценку выводов суда и собранных по делу доказательств, что в силу ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции, так как в соответствии со ст.ст. 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции.
Определение же наличия (или отсутствия) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений осуществляется соответствующим судом кассационной инстанции, который должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права.
В связи с изложенным, оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Центрального районного суда г. Читы от 29 июля 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 3 декабря 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ГКУ "Краевой центр занятости населения Забайкальского края" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.