Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б.
судей Шефер И.А, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1862/2020, УИД 38RS0032-01-2020-001810-41 по исковому заявлению Шеверды Сергея Васильевича к временно исполняющему обязанности Губернатора Иркутской области о признании незаконными действий по вынесению указа, возложении обязанности устранить допущенные нарушения путём принятия решения об отмене указа, по кассационной жалобе Шеверды Сергея Васильевича на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 23 июня 2020 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 30 ноября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Шеверда С.В. обратился в суд с иском к временно исполняющему обязанности Губернатора Иркутской области о признании незаконными действий по вынесению указа, возложении обязанности устранить допущенные нарушения путём принятия решения об отмене указа.
В обоснование исковых требований Шеверда С.В. указал, что 11 февраля 2020 г. при ознакомлении с материалами гражданского дела N по иску прокурора Иркутской области в защиту интересов неопределённого круга лиц и Российской Федерации к Губернатору Иркутской области стало известно об Указе Губернатора Иркутской области N-угк от 20 января 2020 г. "О внесении изменения в пункт 1 указа Губернатора Иркутской области от 21 августа 2019 г. N-угк", в соответствии с которым пункт 1 изложен в следующей редакции: "прекратить досрочно полномочия Шеверды Сергея Васильевича, замещающего государственную должность Иркутской области министра лесного комплекса Иркутской области, 21 августа 2019 г. в связи с утратой доверия на основании пункта 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-Ф3 "О противодействии коррупции". Основание: доклад о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных министром лесного комплекса Иркутской области Шевердой С.В, решение Кировского районного суда г. Иркутска от 23 июля 2019 г.".
В данном случае действия временно исполняющего обязанности Губернатора Иркутской области Кобзева И.И. по вынесению Указа N-угк от 20 января 2020 г. не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают его права и законные интересы. При вынесении Указа временно исполняющий обязанности Губернатора Иркутской области Кобзев И.И. проигнорировал нормы закона о наличии у истца возможности уйти в добровольную отставку и его заявление от 15 августа 2019 г.
Таким образом, при вынесении Указа N-угк от 20 января 2020 г. временно исполняющим обязанности Губернатора Иркутской области нарушены нормы статьи 6 Закона Иркутской области от 13 декабря 2010 г. N125-оз "О государственных должностях Иркутской области", статьи 9 (1) Закона Иркутской области от 11 мая 2010 г. N 30-оз "О системе исполнительных органов государственной власти Иркутской области", позволяющие ему уйти в добровольную отставку.
В Указе N-угк от 20 января 2020 г. в качестве одного из оснований указан доклад о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных министром Шевердой С.В.
Однако согласно выписке из протокола N заседания комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области от 1 апреля 2019 г. по вопросу повестки дня о рассмотрении доклада о результатах проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных министром Шевердой С.В, принято решение признать отсутствие оснований для применения к Шеверде С.В. мер юридической ответственности.
Шеверда С.В. просил суд признать незаконными действия временно исполняющего обязанности Губернатора Иркутской области Кобзева И.И. по вынесению указа N-угк от 20 января 2020 г. "О внесении изменения в пункт 1 указа Губернатора Иркутской области от 21 августа 2019 г. N-угк", возложить обязанность на Врио губернатора Иркутской области устранить допущенные нарушения путем принятия решения об отмене указа Губернатора Иркутской области N-угк от 20 января 2020 г.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 23 июня 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 30 ноября 2020 г, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Шеверда С.В. просит отменить решение Кировского районного суда г. Иркутска от 23 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 30 ноября 2020 г.
Относительно доводов кассационной жалобы представителем Губернатора Иркутской области Хороших К.А. принесены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений о причинах неявки не представили. На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в письменных возражениях на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не было допущено судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что указом Губернатора Иркутской области от 22 апреля 2016 г. N-угк Шеверда С.В. назначен на государственную должность Иркутской области министра лесного комплекса Иркутской области на срок один год, но не более срока полномочий Губернатора Иркутской области, с 15 июня 2016 г.
Указом Губернатора Иркутской области от 14 июня 2017 г. N-угк внесены в Указ Губернатора Иркутской области от 22 апреля 2016 г. N-угк "О назначении на должность Шеверды С.В." изменения, заменены слова "сроком на один год, но не более полномочий Губернатора Иркутской области" словами "на срок полномочий Губернатора Иркутской области".
Распоряжением Губернатора Иркутской области от 29 октября 2018 г. N-рк на основании представления прокуратуры Иркутской области об устранении нарушений федерального законодательства от 27 сентября 2018 г. N, управлению по профилактике коррупционных и иных правонарушений поручено провести проверку достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных министром лесного комплекса Иркутской области Шевердой С.В. за отчётный период и за два года, предшествующие отчётному периоду, и обеспечить подготовку доклада по её результатам в течение 60 календарных дней со дня подписания настоящего распоряжения.
Согласно докладу о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных министром лесного комплекса Иркутской области Шевердой С.В. от 24 января 2019 г. в ходе проверки выявлены факты недостоверного и неполного представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных Шевердой С.В. в отношении себя и своей супруги за отчётный 2016 год (неуказание доходов, полученных Шевердой С.В. от продажи ценных бумаг, от деятельности в филиале ФБУ "Рослесозащита" - "ЦЗЛ Иркутской области", неуказание сведений об открытых на имя Шеверды С.В. трёх банковских счетов в Банке ВТБ (ПАО), некорректное указание размера остатка денежных средств на банковском счёте супруги Шеверды С.В.), а также недостатки в справке о доходах Шеверды С.В. за отчётный 2017 год. С учётом выявленных недостатков, начальником управления по профилактике коррупционных и иных правонарушений предложено принять решение о примении к Шеверде С.В, министру лесного комплекса Иркутской области, меру юридической ответственности.
Согласно Выписке из протокола N заседания комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области от 1 апреля 2019 г, комиссия решилапризнать отсутствие оснований для применения к министру лесного комплекса Иркутской области Шеверде С.В. мер юридической ответственности.
Указом Губернатора Иркутской области от 21 августа 2019 г. N-угк "Об освобождении от должности Шеверды С.В." истец освобождён от должности министра лесного комплекса Иркутской области в связи с его добровольной отставкой на основании его личного заявления.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 23 июля 2019 г. по административному делу N удовлетворены требования административного истца прокурора Иркутской области в интересах неопределённого круга лиц и Российской Федерации. Признано незаконным бездействие Губернатора Иркутской области, выразившееся в непринятии решения (указа) об увольнении (освобождении от должности) в связи с утратой доверия министра лесного комплекса Иркутской области Шеверды С.В.
На Губернатора Иркутской области возложена обязанность устранить нарушение путём принятия решения об увольнении (освобождении от должности) в связи с утратой доверия в отношении министра лесного комплекса Иркутской области Шеверды С.В. в установленном Законом Иркутской области от 30 декабря 2014 г. N-оз "О порядке увольнения (освобождения от должности) лиц, замещающих государственные должности Иркутской области, в связи с утратой доверия" порядке.
20 января 2020 г. Губернатором Иркутской области издан Указ N-угк "О внесении изменения в пункт 1 указа Губернатора Иркутской области от 21 августа 2019 г. N-угк", согласно которому в пункт 1 указа Губернатора Иркутской области от 21 августа 2019 г. N-угк "Об освобождении от должности Шеверды С.В." внесено изменение, пункт 1 указа Губернатора Иркутской области от 21 августа 2019 г. N-угк "Об освобождении от должности Шеверды С.В" изложен в следующей редакции: "Прекратить досрочно полномочия Шеверды Сергея Васильевича, замещающего государственную должность Иркутской области министра лесного комплекса Иркутской области, 21 августа 2019 г. в связи с утратой доверия на основании пункта 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 20 января 2020 г. по гражданскому делу N по иску прокурора Иркутской области в защиту интересов неопределённого круга лиц и Российской Федерации к Губернатору Иркутской области о признании незаконным основания увольнения (досрочного прекращения полномочий) Шеверды С.В, замещающего государственную должность Иркутской области министра лестного комплекса Иркутской области, в связи с его добровольной отставкой, указанного в Указе Губернатора Иркутской области от 21 августа 2019 г. N-угк "Об освобождении от должности Шеверды С.В.", обязании изменить формулировку увольнения (досрочного прекращения полномочий) министра лесного комплекса Иркутской области Шеверды С.В. на досрочное прекращение полномочий в связи с утратой доверия на основании пункта 2 части 1 с статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", исковые требования прокурора Иркутской области удовлетворены.
Признано незаконным основание увольнения (досрочного прекращения полномочий) Шеверды С.В, замещающего государственную должность Иркутской области министра лесного комплекса Иркутской области, в связи с его добровольной отставкой, указанное в Указе Губернатора Иркутской области от 21 августа 2019 г. N-угк "Об освобождении от должности Шеверды С.В.".
Суд обязал Губернатора Иркутской области изменить формулировку увольнения (досрочного прекращения полномочий) министра лесного комплекса Иркутской области Шеверды Сергея Васильевича, указанную в Указе Губернатора Иркутской области от 21 августа 2019 г. N-угк "Об освобождении от должности Шеверды С.В.", на досрочное прекращение полномочий в связи с утратой доверия на основании пункта 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение Кировского районного суда г. Иркутска от 20 января 2020 г. вступило в законную силу 15 июня 2020 г.
Разрешая спор и отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, установив вышеуказанные обстоятельства, сославшись на положения части 2 статьи 61 ГПК РФ, часть 1 статьи 3 Закона Иркутской области от 30 декабря 2014 г. N-оз "О порядке увольнения (освобождения от должности) лиц, замещающих государственные должности Иркутской области в связи с утратой доверия", статей 16, 20, 37, 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", пришёл к выводу о том, что у временно исполняющего обязанности Губернатора Иркутской области имелись законные основания для вынесения указа N-угк от 20 января 2020 г. "О внесении изменения в пункт 1 указа Губернатора Иркутской области от 21 августа 2019 г. N-угк", поскольку действия ответчика по изданию оспариваемого Указа N-угк основаны на нормах действующего законодательства, в том числе в сфере противодействия коррупции, обеспечение порядка государственного управления, зашиты законности и правопорядка.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что выявленное правонарушение является основанием для увольнения государственного гражданского служащего в связи с утратой доверия в соответствии с нормами части 6.1 статьи 20, 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе", статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", которые носят императивный характер. При этом подача работником письменного заявления об увольнении по собственному желанию не может считаться обстоятельством, исключающим возможность прекращения трудового договора с ним по инициативе работодателя - при наличии к тому установленных законом оснований.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Выводы судебных инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (закон приведён в редакции, действовавшей на момент увольнения истца, далее также - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ) служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя (руководителем государственного органа, лицом, замещающим государственную должность, либо представителем указанных руководителя или лица, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации), а государственный гражданский служащий освобожден от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволен с государственной гражданской службы в связи с утратой представителем нанимателя доверия к государственному гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами (пункт 1.1 части 1 статьи 37); государственный гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непредставления государственным гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений (пункт 2 части 1 статьи 59.2).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений, если иное не установлено федеральными законами.
В силу пункта 9 части 1 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданский служащий обязан представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи.
Статья 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ предусматривает обязанность государственного гражданского служащего ежегодно предоставлять представителю нанимателя сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи.
В силу части 6.1 статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ не предоставление гражданским служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Иркутской области от 30 декабря 2014 г. N 181-оз "О порядке увольнения (освобождения от должности) лиц, замещающих государственные должности Иркутской области в связи с утратой доверия" увольнение (освобождение от должности) лица, замещающего государственную должность Иркутской области, в связи с утратой доверия осуществляется органом государственной власти Иркутской области (руководителем органа государственной власти Иркутской области), принявшим решение о назначении данного лица на должность, на основании представленных ему итоговых результатов проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Иркутской области, их супруги (супруга) и несовершеннолетних детей и соблюдения установленных ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей, проведённой подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области, в которых высказана рекомендация о применении к лицу, замещающему государственную должность Иркутской области, мер юридической ответственности за совершение коррупционного правонарушения, предусмотренного статьёй 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Установив, что проверка в отношении министра Шеверды С.В. проведена Управлением по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в докладе начальника управления от 24 января 2019 г. высказана рекомендация о применении к министру мер юридической ответственности, принимая во внимание, что вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г. Иркутска от 20 января 2020 г. по гражданскому делу N на Губернатора Иркутской области возложена обязанность изменить формулировку увольнения (досрочного прекращения полномочий) министра лесного комплекса Иркутской области Шеверды Сергея Васильевича, указанную в Указе Губернатора Иркутской области от 21 августа 2019 г. N-угк "Об освобождении от должности Шеверды С.В.", на досрочное прекращение полномочий в связи с утратой доверия на основании пункта 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, суды нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу о наличии у представителя нанимателя обязанности привлечь истца к дисциплинарной ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия.
Выражая несогласие с судебными актами, заявитель в кассационной жалобе ссылается на определение судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 5 августа 2020 г, отменившего решение Кировского районного суда г. Иркутска от 23 июля 2019 г, которое, по мнению заявителя, имеет преюдициальное значение для разрешения настоящего спора.
Вместе с тем, данные доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены принятых по делу судебных постановлений, поскольку одним из оснований для издания Указа Губернатора Иркутской области N-угк от 20 января 2020 г. является доклад о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных министром лесного комплекса Иркутской области Шевердой С.В. Кроме того, решением Кировского районного суда г. Иркутска от 20 января 2020 г. по гражданскому делу N, вступившим в законную силу 15 июня 2020 г. на Губернатора Иркутской области возложена обязанность изменить формулировку увольнения (досрочного прекращения полномочий) министра лесного комплекса Иркутской области Шеверды Сергея Васильевича, указанное в Указе Губернатора Иркутской области от 21 августа 2019 г. N-угк "Об освобождении от должности Шеверды С.В.", на досрочное прекращение полномочий в связи с утратой доверия на основании пункта 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
При рассмотрении дела суды первой и апелляционной инстанций учли требования специальных норм, специфику возникших правоотношений и особый статус лиц, проходящих государственную гражданскую службу и пришли к выводу, что увольнение истца произведено в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", оснований, предусмотренных законом, для признания увольнения незаконным не имеется.
Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны состоятельными, поскольку, как усматривается из их содержания, не содержат каких-либо сведений, опровергающих выводы судов первой и апелляционной инстанции и ставящих под сомнение законность судебных постановлений, принятых по данному делу, фактически направлены на переоценку и иное толкование заявителем выводов суда об установленных им по делу обстоятельствах и воспроизводят позицию и аргументы заявителя, которые являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку в решении суда и апелляционном определении, в которых приведены мотивы, по которым соответствующие доводы отклонены судами первой и апелляционной инстанции.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 23 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 30 ноября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Шеверды Сергея Васильевича - без удовлетворения.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи И.А. Шефер
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.