Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Шефер И.А, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-860/2020 (УИД 54RS0003-01-2020-000195-09) по иску Государственного автономного учреждения Новосибирской области стационарного социального обслуживания "Новосибирский дом ветеранов" к Жукову Александру Викторовичу о взыскании задолженности, по кассационной жалобе Жукова Александра Викторовича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 24 ноября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, возражения представителя Государственного автономного учреждения Новосибирской области стационарного социального обслуживания "Новосибирский дом ветеранов" Нукенова А.Д, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Государственное автономное учреждение Новосибирской области стационарного социального обслуживания "Новосибирский дом ветеранов" (далее - ГАУ НСО ССО "Новосибирский дом ветеранов", истец), обратился в суд с иском к Жукову Александру Викторовичу (далее - Жуков А.В, ответчик) о взыскании задолженности.
В обоснование своих требований указывал на то, что на основании приказа от 6 мая 2013 г. N 95-Г, путевки от 29 марта 2013 г. N7604 и договора от 6 мая 2013 г. N 1877 Жуков А.В. принят на стационарное социальное обслуживание и включен в список ГАУ НСО ССО "Новосибирский дом ветеранов". За период с марта 2017 г. по сентябрь 2019 г. у Жукова А.В. перед ГАУ НСО ССО "Новосибирский дом ветеранов" образовалась задолженность в связи с отсутствием оплаты за стационарное социальное обслуживание. В добровольном порядке оплатить задолженность Жуков А.В. отказывается.
ГАУ НСО ССО "Новосибирский дом ветеранов" просило суд взыскать с Жукова А.В. в пользу ГАУ НСО ССО "Новосибирский дом ветеранов" задолженность за период с марта 2017 г. по июнь 2020 г. включительно по договору от 6 мая 2013 г. N 1877 в размере 186 108, 47 руб.
Решением Заельцовского районного суда г. Новосибирска Новосибирской области от 30 июля 2020 г. в удовлетворении исковых требований ГАУ НСО ССО "Новосибирский дом ветеранов" отказано в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 24 ноября 2020 г. решение Заельцовского районного суда г. Новосибирска Новосибирской области от 30 июля 2020 г. отменено. Постановлено новое решение, которым исковые требования ГАУ НСО ССО "Новосибирский дом ветеранов" удовлетворены. С Жукова А.В. в пользу ГАУ НСО ССО "Новосибирский дом ветеранов" взыскана задолженность в размере 186 108, 47 руб.
В кассационной жалобе Жуков А.В. просит об отмене судебного акта апелляционной инстанции как незаконного.
ГАУ НСО ССО "Новосибирский дом ветеранов" подан отзыв на кассационную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 29 марта 2013 г. Министерством социального развития Новосибирской области Жукову А.В. была выдана путевка N 7604 о направлении на стационарное социальное обслуживание в ГАУ НСО ССО "Новосибирский дом ветеранов".
6 мая 2013 г. между ГАУ НСО ССО "Новосибирский дом ветеранов" и Жуковым А.В. заключен договор N N о стационарном социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов.
6 мая 2013 г. администрацией ГАУ НСО ССО "Новосибирский дом ветеранов" вынесен приказ N 95-Г о принятии на стационарное социальное обслуживание и включении в списки дома ветеранов Жукова А.В. на основании путевки N 7604 от 29 марта 2013 г. и договора N N от 6 мая 2013 г.
В соответствии с пунктами 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6 вышеуказанного договора исполнитель обязан предоставить заказчику мягкий инвентарь в соответствии с нормами обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов в условиях стационарного учреждения социального обслуживания с учетом потребности и состояния здоровья заказчика, койко- место в помещении, соответствующим санитарным и гигиеническим требованиям, четырехразовое питание, сохранить место заказчика в случае его болезни, лечения, отпуска и иных случаях отсутствия по уважительной причине, оказание неотложной медицинской помощи в условиях стационарного учреждения социального обслуживания.
Согласно п. 3.1 договора оплата за стационарное социальное обслуживание производится за счет средств установленной получателю услуг пенсии.
Плата за стационарное социальное обслуживание гражданина включает в себя затраты на приобретение продуктов питания, посуды, мягкого инвентаря, медикаментов, хозяйственных материалов, оборудования, инструментов и прочих основных средств, необходимых для соблюдения требований государственных стандартов социального обслуживания, расходы по содержанию имущества, расходы по содержанию - предоставляемых жилых помещений, оплату услуг охраны, услуг установки, наладки и эксплуатации охранной и пожарной сигнализаций (пункт 3.2 договора).
Пунктом 3.3 договора установлено, что размер ежемесячной платы за стационарное социальное обслуживание заказчика устанавливается в размере 75% установленной заказчику пенсии, но не может превышать затрат исполнителя на содержание одного человека в месяц.
В соответствии с пунктами 3.7, 3.8 договора срок оплаты за стационарное социальное обслуживание устанавливается до 25 числа текущего месяца, форма оплаты ? безналичное перечисление денежных средств на основании личного заявления заказчика, поданного в Управление Пенсионного фонда Заельцовского района г. Новосибирска.
6 мая 2013 г. Жуковым А.В. было подано заявление в Управление Пенсионного фонда Заельцовского района г. Новосибирска о перечислении 75% назначенной пенсии на расчетный счет ГАУ НСО ССО "Новосибирский дом ветеранов" постоянно за весь период проживания в учреждении, начиная с июня 2013 г.
В соответствии с положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" Жукову А.В. были переданы для ознакомления и заключения договор о предоставлении социальных услуг в стационарной форме, перечень социальных услуг, предоставляемых в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг гражданам, индивидуальная программа предоставления социальных услуг N 66 от 12 января 2015 г. и соглашение о расторжении договора N N от 6 мая 2013 г. о стационарном социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов.
От расторжения договора N N от 6 мая 2013 г. Жуков А.В. отказался и так же отказался от подписания новой разработанной Индивидуальной программы предоставления социальных услуг и от заключения нового договора о стационарном социальном обслуживании.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из факта отказа Жукова А.В. от всех иных услуг, кроме проживания и услуг парикмахерской, пришел к выводу о том, что получатель услуг имеет право отказаться от части услуг, в связи с чем отказал в иске.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, при этом исходил из того, что поскольку Жуков А.В. признан нуждающимся в социальном обслуживании в стационарной форме социального обслуживания при постоянном проживании, имеет ранее установленную индивидуальную программу предоставления социальных услуг, проживает в помещении ГАУ НСО ССО "Новосибирский дом ветеранов", принимает данную услугу, то обязан оплачивать услуги в целом, предоставляемые по договору.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами суда апелляционной инстанции не усматривает, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также вопросы установления экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого возраста и инвалидов на момент поступления Жукова А.В. в ГАУ НСО ССО "Новосибирский дом ветеранов" (2013 год) регулировались Федеральным законом от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (далее - Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ).
Одной из форм социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ является стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования).
В соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ Правительством Российской Федерации было принято постановление от 17 апреля 2002 г. N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. N 244).
Пунктом 1 указанного постановления было установлено, что плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания, включающая затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений, производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между указанными гражданами (их законными представителями) и учреждениями. Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и не может превышать 75 процентов установленной им пенсии.
С 1 января 2015 г. правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (часть 1 статьи 1 этого закона).
В статье 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" даны понятия, используемые в целях названного федерального закона, в том числе получателя социальных услуг - гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги, и поставщика социальных услуг - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание (пункты 3 и 4 статьи 3 названного федерального закона).
В статье 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" закреплены права получателей социальных услуг, в том числе право на получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно, а также о поставщиках социальных услуг; право на защиту своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации; право на участие в составлении индивидуальных программ.
Согласно статье 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ индивидуальная программа предоставления социальных услуг гражданину является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению, осуществляемые в соответствии со статьей 22 данного федерального закона.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг. Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату.
В силу части 4 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 этого федерального закона.
Частью 4 статьи 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" определено, что порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей этого федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации. В соответствии с названной нормой Правительством Российской Федерации утверждено постановление от 18 октября 2014 г. N 1075 "Об утверждении правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно".
Статьей 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" предусмотрены переходные положения, в соответствии с которыми утвержденный органом государственной власти субъекта Российской Федерации в связи с принятием данного федерального закона перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации, не может быть сокращен по сравнению с установленным в субъекте Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2014 г. перечнем социальных услуг, предоставляемых организациями социального обслуживания в субъекте Российской Федерации (часть 2 этой статьи).
В рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу названного федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с этим федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 г, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 г. (часть 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации").
Суд апелляционной инстанции, установив в соответствии к положениям части 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ, что между ГАУ НСО ССО "Новосибирский дом ветеранов" (поставщиком социальных услуг) и Жуковым А.В. (получателем социальных услуг) правоотношения по предоставлению социальных услуг возникли до 1 января 2015 г, то есть на момент введения нового правового регулирования такие отношения являлись длящимися, и приняв во внимание условие названной нормы о недопустимости превышения размера оплаты за предоставление социальных услуг, установленного для граждан - получателей социальных услуг по состоянию на 31 декабря 2014 г, при установлении с 1 января 2015 г. нового размера такой оплаты, с учетом того, что ранее заключенный договор от 6 мая 2013 г. не расторгнут, является юридически действующим, пришел к выводу о том, что ответчик обязан оплачивать социальные услуги в размере 75% получаемой пенсии.
При этом суд установил, что размер ежемесячной оплаты с пенсии ответчика не превышает затрат исполнителя на содержание одного человека в месяц.
Размер взыскиваемых сумм ответчик не оспаривал, однако полагал, что, поскольку не пользуется социальными услугами, кроме проживания и услугами парикмахерской, то не должен нести расходы по оплате.
Суд апелляционной инстанции установил, что Министерством социального развития Новосибирской области решение о предоставлении Жукову А.В. социальных услуг бесплатно не принималось, предоставление социальных услуг определено органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в путевке на условиях оплаты.
ГАУ НСО ССО "Новосибирский дом ветеранов", являясь учреждением социального обслуживания населения Новосибирской области, действующим на основании Устава в рамках выполнения государственного задания, не вправе принимать решение об иных условиях предоставления стационарного социального обслуживания граждан.
Довод кассационной жалобы о том, что согласно Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" он вправе отказаться от социального обслуживания, не может являться основанием для отмены апелляционного определения.
На основании части 1 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от социального обслуживания, социальной услуги. Отказ оформляется в письменной форме и вносится в индивидуальную программу.
Приказом Минтруда России от 24 ноября 2014 г. N 935н утвержден Примерный порядок предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, согласно пункту 12 которого получателю социальных услуг предоставляются следующие виды социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания:
1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;
2) социально-медицинские, направленные, на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения для выявления отклонений в состоянии здоровья;
3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;
4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;
6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;
7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов.
Пунктом 38 данного Порядка предусмотрено одним из оснований прекращения предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания письменное заявление получателя социальных услуг об отказе в предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания.
Отказ от всех социальных услуг только с условием проживания не предусмотрен нормами о социальном обслуживании.
Отказ от социального обслуживания означает отказ от всей совокупности предоставляемых гражданину социальных услуг, а потому доводы ответчика о возможности его отказа от части социального обслуживания основаны на неправильном применении норм материального права.
Такой отказ от части социального обслуживания возможен только со внесением изменений в индивидуальную программу, от чего ответчик отказался, как установлено судом апелляционной инстанции.
Положения статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации применены правильно.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судом апелляционной инстанции применен верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебного акта в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 24 ноября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Жукова Александра Викторовича - без удовлетворения.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи И.А. Шефер
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.