Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Богдевич Н.В, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-432/2020 по иску Злобина Валерия Леонидовича к Управлению пенсионного фонда РФ в Коченевском районе (межрайонное) о признании незаконным решения пенсионного органа об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении в специальный стаж периодов работы, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости и возложении обязанности досрочно назначить страховую пенсию по старости
по кассационной жалобе Управления пенсионного фонда РФ в Коченевском районе Новосибирской области на решение Коченевского районного суда Новосибирской области от 30 сентября 2020 г, апелляционное определение Новосибирского областного суда от 14 января 2021 г, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Богдевич Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Злобин Валерий Леонидович (далее-Злобин В.Л, истец) обратился в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ в Коченевском районе (межрайонное) (далее-УПФР, пенсионный орган, ответчик) о признании незаконным решения пенсионного органа об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении в специальный стаж периодов работы, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости и возложении обязанности досрочно назначить страховую пенсию по старости.
По мнению истца, при подсчете стажа на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, пенсионным органом необоснованно не были включены периоды его работы в должности техника ГСМ, старшего техника ГСМ, авиационного техника по ГСМ 5 разряда, инженера смены ГСМ, начальника смены в группе контроля качества службы ГСМ, инженера смены ГСМ 2 категории, инженера по ГСМ первой категории в период с 20.02.84. по 31.03.04. в Толмачевском объединенном отряде, с 25.06.91 - Государственное авиационное предприятие "Аэропорт Толмачево", с 14.12.95 - ОАО "Аэропорт Толмачево", начальником смены производственной службы, начальником производственного управления в период с 01.04.04 в ЗАО "Аэропорт-Сервис, с 12.11.08 - ЗАО "Газпромнефть-Аэро Новосибирск", с 22.09.17 - АО "Газпромнефть-Аэро Новосибирск".
Решением Коченевского районного суда Новосибирской области от 30 сентября 2020 года частично удовлетворен уточненный иск Злобина Валерия Леонидовича к Управлению пенсионного фонда РФ в Коченевском районе (межрайонное) о признании незаконным решения пенсионного органа об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении в специальный стаж периодов работы, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости и возложении обязанности досрочно назначить страховую пенсию по старости.
Включены в льготный стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, следующие периоды работы Злобина Валерия Леонидовича: в ОАО "Аэропорт Толмачево" до 25.06.91. Толмачевский объединенный авиаотряд, до 14.12.95 - Государственное авиационное предприятие "Аэропорт Толмачево", с 20.02.84. по 30.06.85. техником ГСМ; с 01.07.85. по 3011.86. старшим техником ГСМ; с 01.12.86. по 08.08.88. авиационным техником по ГСМ 5 разряда; с 09.08.88. по 31.10.88. инженером смены ГСМ; с 01.11.88. по 31.03.91. начальником смены в группе контроля качества службы ГСМ; с 01.04.91. по 31.07.96. инженером смены ГСМ 2 категории; с 01.08.96. по 31.05.98. инженером по ГСМ 1 категории; с 01.06.98. по 31.03.04. инженером по ГСМ 1 категории в ЗАО "Газпромнефть-Аэро", до 12.11.08 - ЗАО "Аэропорт-Сервис", до 22.09.17 - ЗАО "Газпромнефть-Аэро Новосибирск"; c 01.04.04. по 31.12.12. начальником смены производственной службы, за исключением периодов без сохранения заработной платы с 04.12.10. по 05.12.10, 11.12.10, 16.01.11, 24.12.11, 26.07.12, 02.03.13.
Признано за Злобиным Валерием Леонидовичем право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 15 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.13. N 400 - ФЗ "О страховых пенсиях" с момента обращения, т.е. с 23.10.18.
Обязано УПФР в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) назначить Злобину Валерию Леонидовичу страховую пенсию по старости в соответствии ст. 15 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.13. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 23.10.18.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 14 января 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчика, поступившей в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, содержится просьба об отмене судебных актов суда первой и апелляционной инстанций, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь пунктом 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствии лиц, участвующих в деле.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном нормами статей 379.6, 379.7, 390 ГПК РФ, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено, а доводы жалобы не могут повлечь отмену или изменение обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ в редакции, действующей на день обращения истца за назначением пенсии).
В силу статьи 14 Федерального закона N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1).
Согласно статье 11 Федерального закона N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона N 400-ФЗ.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно данной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 30 Федерального закона 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Согласно подпункта "з" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в летном составе гражданской авиации и инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, соответственно - Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", и Список должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 года N 459 "Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением".
В силу пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в пункта 13 - 15 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, применяются соответствующие положения: пунктов 9 и 11 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 11 декабря 1987 года N 1412 "О дальнейшем улучшении пенсионного обеспечения работников гражданской авиации", - для исчисления периодов соответствующей работы, имевшей место до 1 января 1992 года; Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 года N 459 "Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением", - для исчисления периодов соответствующих работ, имевших место до 1 января 2002 года.
Право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники (авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований; мастера всех наименований; инженеры всех наименований; начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов), непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во внеаэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, МВД СССР И КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации.
Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.
Аналогичные положения содержатся в пункте 11 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава, утвержденного постановлением Совмина СССР от 11 декабря 1987 года N 1412.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 23.10.18. Злобин В.Л, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в возрасте "данные изъяты" лет обратился в УПФР по Коченевскому району за назначением страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с п. 15 ч.1 ст.30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.13. "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в Коченевском районе Новосибирской области N от 30.10.18. Злобину В.Л. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 15 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.13. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
Отказ пенсионного органа мотивирован тем, что в Перечне льготных профессий ОАО "Аэропорт Толмачево" отсутствуют должности техник ГСМ, старший техник ГСМ, авиационный техник ГСМ, инженер смены ГСМ, начальник смены группы контроля качества. По страхователю АО "Газпромнефть-Аэро Новосибирск" отсутствует информация, что данное предприятие относится к предприятиям гражданской авиации.
Также пенсионный орган сослался на отсутствие справки, уточняющей непосредственную занятость Злобина В.Л. в течение полного рабочего дня на работах по оперативному и периодическому /гарантийному/ аэродромному обслуживанию воздушных судов в аэродромных условиях.
Общий страховой стаж Злобина В.Л. ответчиком исчислен в 34 года 5 месяцев 15 дней.
Суд первой инстанции, проанализировав представленные истцом доказательства, пришел к выводу о наличии у Злобина В.Л. достаточного стажа для досрочного назначения страховой пенсии.
Удовлетворяя иск Злобина В.Л, суд первой инстанции исходил из того, что истец на момент обращения с заявлением о назначении страховой пенсии по старости имел необходимый стаж, как в гражданской авиации, так и в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации.
Проверяя законность решения суда в апелляционном порядке, суд второй инстанции согласился с его выводами, оставив решение без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
С выводами судов первой и апелляционной инстанций соглашается судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются верными, соответствующими представленным в дело доказательствам, которым дана надлежащая оценка в их совокупности по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не противоречащими требованиям действующего законодательства, регулирующего спорное правоотношение.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции полагает правомерными выводы судов первой и апелляционной инстанций о необоснованном исключении ответчиком из специального стажа Злобина В.Л. спорных периодов, поскольку на момент обращения истца в пенсионный орган у Злобина В.Л. имелся страховой стаж в гражданской авиации более 25 лет, а также стаж в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обсаживанию судов гражданской авиации более 20 лет.
Доводы кассационной жалобы ответчика являются несостоятельными.
В силу статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В п. 15 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" указано, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
При исчислении стажа применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях в РФ", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2002 г. N 516.
В подпункте "з" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 (ред. от 05.12.2018) "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в летном составе гражданской авиации и инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, соответственно - Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", и Список должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459 "Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением".
Согласно п. 1 Списка N 459, в данный список включены авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу п. 13, п. 15 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации; мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
11 декабря 1987 года Постановлением Совета Министров СССР N 1412 утверждено Положение о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава.
В п. 1 названного Положения указано, что пенсии за выслугу лет назначаются работникам летного (летно-испытательного) состава, работникам, осуществляющим управление воздушным движением, и работникам инженерно-технического состава независимо от ведомственной подчиненности предприятий, учреждений и организаций, в которых они работают.
Пунктом 11 Положения предусмотрено, что пенсии за выслугу лет работникам инженерно-технического состава назначаются: начальникам смен, инженерам всех наименований, мастерам (контрольным мастерам), авиационным техникам (механикам, мотористам) всех наименований, непосредственно занятым на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов на предприятиях (объединениях), в летно-испытательных комплексах (станциях) научно-исследовательских, авиационно-спортивных организаций и заводов, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений гражданской авиации.
С учетом указанных выше нормативных актов, суд обоснованно указал, что законодатель связывает реализацию права на досрочное пенсионное обеспечение с условиями и характером выполняемых работником работ, а не с видом авиации, а также что право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, МВД СССР И КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации.
Основным показателем условий труда работников инженерно-технического состава является наличие на рабочем месте вредности вследствие непосредственного обслуживания воздушных судов в аэродромных условиях.
Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается справками, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 1.04.96 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 1.04.96 г. N 27-ФЗ, именно страхователи представляют предусмотренные сведения для индивидуального учета в органы Пенсионного фонда РФ по месту их регистрации.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования суд первой инстанции, применив положения вышеназванных законов, оценив представленные сторонами в обоснование своих позиций доказательства в соответствии с требованиями ст. ст. 12, 56, 67, 71 ГПК РФ, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, сделал обоснованный вывод о включении в специальный стаж истца периоды работы в гражданской авиации, так и в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, поскольку они подтверждаются имеющимися в деле доказательствами.
Как верно установлено судом, истец в данные периоды выполнял работу, связанную с непосредственным аэродромным техническим обслуживанием воздушных судов, в специально оборудованных помещениях занят не был, то есть выполнял работу, предусмотренную списком должностей.
При этом, как верно отмечено судами, отсутствие сведений персонифицированного учета о льготных периодах работы истца, при наличии соответствующих записей в его трудовой книжке, - не может являться безусловным основанием для отказа во включении периодов трудовой деятельности истца в его трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение; поскольку обязанность предоставлять достоверные сведения на каждое застрахованное лицо и справки с кодом льготы, а также сведения о характере трудовой деятельности работника - является обязанностью работодателя.
Изложенные ответчиком в жалобе доводы по существу сводятся к несогласию с выводами суда, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных постановлений являться не могут, т.к. в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, по делу не допущено.
Приведенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций, признаны несостоятельными, они не нуждаются в дополнительной проверке, а потому основанием к отмене решения суда и апелляционного определения судебной коллегии не являются.
Доводы кассационной жалобы по своей сути сводятся к несогласию с оценкой обстоятельств дела, данным в решении суда первой инстанции и определении суда апелляционной инстанции.
Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебных актах является проявлением дискреционных полномочий судов первой и апелляционной инстанции, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций в нарушение своей компетенции, предусмотренной Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции считает, что исходя из конкретных обстоятельств, установленных по настоящему делу, предмета и оснований заявленных требований, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, судами применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм материального и процессуального права. Нарушений судами норм процессуального права, являющихся безусловными основаниям для отмены судебных актов, кассационной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Коченевского районного суда Новосибирской области от 30 сентября 2020 г, апелляционное определение Новосибирского областного суда от 14 января 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.