Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Богдевич Н.В, судей Гусева Д.А, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1902/2020 (УИД 42RS0019-01-2020-002153-86) по иску Рокотянского Андрея Петровича к Управлению Министерства внутренних дел России по г. Новокузнецку, Главному Управлению Министерства внутренних дел России по Кемеровской области о возложении обязанности включить в выслугу лет период службы в льготном исчислении, произвести перерасчет пенсии, по кассационной жалобе Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области, Управления Министерства внутренних дел России по г. Новокузнецку на решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 7 сентября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 26 ноября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Рокотянский Андрей Петрович (далее - Рокотянский А.П, истец) обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел России по г. Новокузнецку (далее - УМВД России по г. Новокузнецку), Главному Управлению Министерства внутренних дел России по Кемеровской области (далее - ГУ МВД России по Кемеровской области) о возложении обязанности включить в выслугу лет период службы в льготном исчислении, произвести перерасчет пенсии.
В обоснование своих требований указывал на то, что в соответствии с Законом от 12 февраля 1993 г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел" Рокотянскому А.П. назначена пенсия за выслугу лет с 4 марта 2016 г. В расчете выслуги лет, период службы с 15 января 2001 г. по 1 ноября 2007 г, в должности заместителя командира батальона - начальника штаба отдельного батальона конвойной службы милиции УВД г. Новокузнецка, засчитан в льготном исчислении из расчета один за полтора месяца службы.
Отделом пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения ГУ МВД России по Калининградской области выплата денежного довольствия за льготную выслугу с 1 сентября 2017 г. Рокотянскому А.П. приостановлена и переназначена пенсия за выслугу (21 год), в связи с тем, что должность заместителя командира батальона - начальника штаба отдельного батальона конвойной службы милиции отсутствует в перечне.
В дальнейшем Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Новокузнецку внесены изменения, утвержденные приказом от 30 мая 2018 г. N 528л/с, выслуга лет для назначения пенсии составила: в календарном исчислении - 21 год 5 месяцев 5 дней, в льготном исчислении - 22 года 11 месяцев 20 дней.
Период службы с 15 января 2001 г. по 1 октября 2004 г. в должности заместителя командира батальона - начальника штаба отдельного батальона конвойной службы милиции Управления внутренних дел г. Новокузнецка засчитан в выслугу лет для назначения пенсии без льготного исчисления.
Период службы с 1 октября 2004 г. по 1 ноября 2007 г. в должности заместителя командира батальона - начальника штаба отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых Управления внутренних дел г. Новокузнецка засчитан в стаж службы для назначения пенсии из расчета один за полтора месяца службы.
Рокотянский А.П. считал незаконным зачет периода его службы с 15 января 2001 г. по 1 октября 2004 г. в выслугу лет для назначения пенсии без льготного исчисления, поскольку его должностные обязанности в период службы с 15 января 2001 г. по 1 октября 2004 г. и с 1 октября 2004 г. по 1 ноября 2007 г. не менялись.
Рокотянский А.П. просил суд обязать Управление МВД России по г. Новокузнецку, ГУ МВД России по Кемеровской области зачесть в выслугу лет Рокотянского А.П. период службы с 15 января 2001 г. по 30 сентября 2004 г. в должности заместителя командира батальона - начальника штаба отдельного батальона конвойной службы милиции УВД г. Новокузнецка в льготном исчислении один за полтора месяца службы. Обязать Управление МВД России по г. Новокузнецку внести изменения в расчет выслуги лет для назначения пенсии Рокотянского А.П. и направить данный расчет в Отдел пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения Главного Управления МВД России по Кемеровской области и в Отдел пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения ГУ МВД России по Калининградской области для перерасчета размера пенсии.
Определением Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 8 июня 2020 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено УМВД России по Калининградской области.
Решением Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 7 сентября 2020 г. исковые требования Рокотянского А.П. удовлетворены. На Управление МВД России по г. Новокузнецку, ГУ МВД России по Кемеровской области возложена обязанность зачесть в выслугу лет Рокотянского А.П. период службы с 15 января 2001 г. по 30 сентября 2004 г. в должности заместителя командира батальона - начальника штаба отдельного батальона конвойной службы милиции УВД г. Новокузнецка в льготном исчислении один за полтора месяца службы.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 26 ноября 2020 г. решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 7 сентября 2020 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Главное Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области, Управление Министерства внутренних дел России по г. Новокузнецку просят об отмене судебных актов как незаконных.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Рокотянский А.П. приказом УМВД России по г. Новокузнецку от 3 марта 2016 г. N 254 л/с уволен со службы из органов внутренних дел по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федераций" (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии).
С учетом приказа от 30 марта 2016 г. N 656л/с, которым внесены изменения в приказ УМВД России по г. Новокузнецку от 3 марта 2016 г. N 254л/с, на момент увольнения выслуга лет Рокотянского А.П в календарном исчислении составила 21 год 5 месяцев 5 дней, в льготном исчислений - 24 года 9 месяцев 28 дней.
Приказом УМВД России по г. Новокузнецку от 30 мая 2018 г. N 528л/с произведен перерасчет выслуги лет Рокотянского А.П. на момент увольнения, в результате которого выслуга лет для назначения пенсии составила в календарном исчислении 21 год 5 месяцев 5 дней, в льготном исчислении - 22 года 11 месяцев 20 дней.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 20 мая 2004 г. N 309, приказом ГУ МВД России по Кемеровской области от 23 августа 2004 г. N 608 утверждены изменения в штатных расписаниях подразделений милиции ГУ МВД по Кемеровской области. В составе УМВД г. Новокузнецка было ликвидировано подразделение "Отдельный батальон конвойной службы милиции", вместо которого введено подразделение "Отдельный батальон охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых".
Из должностных инструкций заместителя командира батальона - начальника штаба отдельного батальона конвойной службы милиции УМВД г. Новокузнецка за 2001, 2002, 2003, 2004 годы судом установлено, что в обязанности сотрудника входит, в том числе, обязанность принимать непосредственное участие в получении, осмотре и конвоировании лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, следственно-арестованных и осужденных к лишению свободы.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей", постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей", изданными в их исполнение ведомственными актами в системе МВД России и исходил из того, что в спорный период Рокотянский А.П. проходил службу в с 15 января 2001 г. по 30 сентября 2004 г. в конвойном подразделении милиции в должности, выполнение обязанностей в которой связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в связи с чем пришел к выводу о том, что истец имеет право на включение в выслугу лет указанного периода в льготном исчислении, из расчета один месяц службы за полтора месяца.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).
В статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 перечислены лица, на которых распространяется действие данного Закона, в частности на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей) (абзац 4 пункта "а").
В соответствии с частью 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2000 г. N 690 в подпункте "г" пункта 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей" был введен абзац, в соответствии с которым в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, засчитывается на льготных условиях (из расчета один месяц службы за полтора месяца) служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 1 января 2001 г.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2003 г. N 684, вступившим в силу с 24 ноября 2003 г, указанный абзац дополнен указанием на то, что служба в указанных подразделениях засчитывается в выслугу лет в льготном исчислении с 1 января 2001 г. по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
Приказом МВД России от 9 октября 2004 г. N 640 утвержден Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, который утратил силу в связи с изданием Приказа МВД России от 20 декабря 2016 г. N 868 "Об утверждении Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий".
Из вышеприведенных положений следует, что с 1 января 2001 г. и до принятия перечня должностей, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации для исчисления выслуги лет в льготном порядке, необходимым условием исчисления выслуги лет в льготном порядке являлась служба сотрудника в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, связанных с выполнением обязанностей по непосредственному осуществлению ими функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Данное обстоятельство определялось исходя из закрепленных и фактически исполняемых должностных обязанностей сотрудника.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что судами установлено и материалами дела подтверждается, что в спорный период Рокотянский А.П. в силу должностных полномочий непосредственно осуществлял функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, также, поскольку в связи с увеличением продолжительности выслуги подлежит перерасчету и размер пенсии, выводы нижестоящих судов о том, что спорные периода работы Рокотянского А.П. подлежат включению в выслугу лет в льготном исчислении, из расчета один месяц службы за полтора месяца, и о возложении обязанности на ответчиков произвести перерасчет пенсии с учетом спорных периодов со дня ее назначения, следует признать правильными, соответствующими нормам материального права.
Доводы кассационной жалобы о том, что в Перечне должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденном Приказом МВД России от 9 октября 2004 г. N 640, имеется должность "Заместитель командира батальона - начальник штаба Отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых", а должность, которую занимал истец в спорный период "Заместитель командира батальона - начальник штаба Отдельного батальона конвойной службы милиции", не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Действующие в спорный период нормативные акты - подпункт "г" пункта 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2000 г. N 690 предусматривал, что единственным условиям для льготного исчисления выслуги лет являлась служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Все доводы кассационной жалобы являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции, оснований для переоценки данных выводов не имеется.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебных актов в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 7 сентября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 26 ноября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области, Управления Министерства внутренних дел России по г. Новокузнецку - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Богдевич
Судьи Д.А. Гусев
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.