Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Новожиловой И.А, Богдевич Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2424/2020 (УИД 04RS0007-01-2020-003309-47) по иску Цыбикова Бадармы Мункуевича к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия, администрации муниципального образования сельское поселение "Новосретенское" о признании права на получение меры социальной поддержки как ветерана боевых действий, по кассационной жалобе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 27 августа 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 20 января 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Цыбиков Бадарма Мункуевич (далее по тексту - Цыбиков Б.М.) обратился в Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия, администрации муниципального образования сельское поселение "Новосретенское" с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о признании решения администрации муниципального образования сельское поселение "Новосретенское" о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий (протокол жилищной комиссии от 9 октября 2006 г. N N, распоряжение от 24 октября 2010 г. N 13 "а") незаконными, обязании восстановить на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1 июня 2003 г, обязании Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия восстановить в Едином сводном списке по Республике Бурятия граждан на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов боевых действий с момента включения в данный список, обязании обеспечить ветерана боевых действий жильем.
Определением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 27 июля 2020 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства и жилищно - коммунального хозяйства Российской Федерации.
Решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 27 августа 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 20 января 2021 г, исковые требования Цыбикова Б.М. удовлетворены. Признаны незаконными и отмены решение жилищной комиссии администрации муниципального образования сельское поселение "Новосретенское" от 9 октября 2006 г. N N об исключении Цыбикова Б.М. из списка ветеранов боевых действий, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, распоряжение администрации муниципального образования сельское поселение "Новосретенское" от 24 октября 2010 г. N N о снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ветерана боевых действий Цыбикова Б.М. На администрацию муниципального образования сельское поселение "Новосретенское" возложена обязанность восстановить Цыбикова Б.М. на учете граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1 июня 2003 г. За Цыбиковым Б.М. признано право на получение мер социальной поддержки как ветерана боевых действий в виде обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" с даты постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, то есть с 1 июня 2003 г. На Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия возложена обязанность восстановить Цыбикова Б.М. в Едином сводном списке по Республике Бурятия граждан на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем с даты постановки на учет с 1 июня 2003 г.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 27 августа 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятии от 20 января 2021 г. отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований или направить дело на новое рассмотрение; кассационную жалобу рассмотреть в отсутствие своего представителя.
Неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в период с 15 октября 1999 г. по 11 апреля 2000 г. Цыбиков Б.М. проходил военную службу в составе Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, что подтверждается учетно-послужной карточкой к военному билету.
29 мая 2003 г. на основании личного заявления решением жилищной комиссии муниципального образования сельское поселение "Новосретенское" N 1 Цыбиков Б.М. как ветеран боевых действий принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с 1 июня 2003 г. В последующем, Цыбиков Б.М. был включен в Единый сводный список граждан по Республике Бурятия на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем, вплоть до 22 апреля 2020 г.
Удостоверение ветерана боевых действий установленного образца выдано Цыбикову Б.М. 27 июля 2006 г. До указанной даты Цыбиков Б.М. имел удостоверение участника боевых действий, выданное общественной организацией "Воины Отечества" 11 июля 2000 г.
Приказом от 22 апреля 2020 г. N N Цыбиков Б.М. исключен из Единого сводного списка граждан по обеспечению жильем в связи с отсутствием права на меры социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Письмом от 29 апреля 2020 г. истец уведомлен о том, что основанием для принятия данного решения явилось то обстоятельство, что удостоверение ветерана боевых действий им получено 27 июля 2006 г, то есть после 1 января 2005 г, а также то, что по сведениям, предоставленным администрацией муниципального образования сельское поселение "Новосретенское", Цыбиков Б.М. снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи со снятием с регистрационного учета в сельском поселении (протокол жилищной комиссии от 9 октября 2006 г. N N, распоряжение от 24 октября 2010 г. N N")
Цыбиков Б.М, ссылаясь на наличие у него права на меры социальной поддержки как ветерана боевых действий, обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь подпунктом 1 пункта 1 статьи 3, пунктом 3 статьи 3, подпунктом 3 пункта 1 статьи 16, пунктом 11.1 статьи 23.2, статьей 28 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", исходил из доказанности наличия у Цыбикова Б.М. права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем как ветерана боевых действий, поскольку на дату постановки на учет он являлся ветераном боевых действий в силу закона, соответственно относился к категории лиц, подлежащих обеспечению жильем независимо от времен выдачи удостоверения.
Также суды указали, что истец в составе семьи из шести человек проживают по месту жительства в квартире площадью 28, 05 кв.м, размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи истца менее учетной нормы, с момента постановки на жилищный учет уровень обеспеченности семьи истца жилыми помещениями не изменился, согласно статьям 54-56 Жилищного кодекса Российской Федерации, снятие истца с учета должно быть произведено не иначе, как путем принятия соответствующего решения органом местного самоуправления с указанием основания снятия с такого учета, тогда как такого решения уполномоченным органом в отношении истца не выносилось.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими фактическим обстоятельствам дела, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" установлено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (далее - Перечень) приводится в приложении к данному федеральному закону.
В разделе III Перечня к числу периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации отнесено, в том числе выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 г.
Статьей 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 данного Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г, которые осуществляются в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения для ветеранов боевых действий, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 г, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 28 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" определено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенных выше положений Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" Правительство Российской Федерации постановлением от 19 декабря 2003 г. N 763 утвердило единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий, его описание и инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учета данного удостоверения (далее - Инструкция).
Пунктом 1 Инструкции предусмотрено, что удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" Министерством внутренних дел Российской Федерации (далее по тексту - МВД России) разработана и утверждена приказом от 7 мая 2004 г. N 282 Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России).
Названная инструкция, как указано в ее пункте 1, определяет порядок выдачи в системе МВД России удостоверений ветерана боевых действий лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работникам органов внутренних дел, военнослужащим и лицам гражданского персонала внутренних войск МВД России, гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России, иных государственных органов, правопреемником которых является МВД России, из числа лиц, указанных в подпунктах 1-6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах".
Из анализа указанных положений действующего законодательства, следует, что право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", поставлено в зависимость от двух условий: наличия удостоверения установленного образца, подтверждающего право на меры социальной поддержки, обращение в компетентные органы до 1 января 2005 г. с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки с предоставлением документа (удостоверения ветерана боевых действий), подтверждающего данное право.
Поскольку Цыбиков Б.М. встал на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как ветеран боевых действий до 1 января 2005 г. в отсутствие удостоверения ветерана боевых действий, которые в тот период не оформлялись, но при наличии соответствующих документов, подтверждающих его участие в вооруженных конфликтах, выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии у него права на получение мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" являются правильными, соответствующими приведенному правовому регулированию и обстоятельствам дела, оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.
При разрешении спора суды правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии у Цыбикова Б.М. статуса ветерана боевых действий и права на меры социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" подлежат отклонению.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2018 г. N 3107-О, для наделения статусом ветерана боевых действий необходимо два основных условия: во-первых, принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", и, во-вторых, их непосредственное участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании названного Перечня. При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий, а, следовательно, и право на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки.
Цыбиков Б.М. данным критериям соответствует, что в дальнейшем, было подтверждено выдачей удостоверения установленного образца, которое не аннулировано и недействительным не признано.
В целом доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, о нарушении судами норм материального и процессуального права не свидетельствуют, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции и не является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 27 августа 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 20 января 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи И.А. Новожилова
Н.В. Богдевич
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.