Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Новожиловой И.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-326/2020; УИД: 24RS0007-01-2020-000218-90 по иску Корникова Ивана Никандровича к Администрации Богучанского района, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края о признании права на получение социальной выплаты в рамках Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и возложения обязанности произвести расчет размера социальной выплаты, по кассационной жалобе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на решение Богучанского районного суда Красноярского края от 10 сентября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 21 декабря 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Корников И.Н. обратился в суд с требованиями к Администрации Богучанского района, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края о признании права на получение социальной выплаты в рамках Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", возложении обязанности произвести расчет размера социальной выплаты.
Требования мотивированы тем, что с 30 октября 1987 г. проживает в п. Нижнетерянск Богучанского района. В период с 10 января 1973 г. по 22 октября 1992 г. проходил службу в органах внутренних дел. С 11 ноября 2019 г. является инвалидом "данные изъяты" группы.
27 декабря 2019 г. его представитель по доверенности Корникова Л.Н. обратилась в Администрацию Богучанского района с заявлением о включении его в список на получение социальной выплаты для приобретения жилья при переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Однако в постановке на учет ему было отказано, со ссылкой на то, что до настоящего времени вопрос о включении периодов службы в органах внутренних дел на территории Крайнего Севера и приравненных к нему местностей в общую продолжительность стажа работы, дающего право на получение жилищной субсидии, законодательством не урегулирован.
Решением Богучанского районного суда Красноярского края от 10 сентября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 21 декабря 2020 г, постановлено:
"Исковое заявление Корникова Ивана Никандровича удовлетворить.
Признать за Корниковым Иваном Никандровичем право на получение социальной выплаты в рамках Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края произвести расчет размера социальной выплаты Корникову Ивану Никандровичу на приобретение жилого помещения в объеме, согласно действующего законодательства и общего стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и службы в органах внутренних дел в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
В кассационной жалобе представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Кордюкова Е.А. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец Корников И.Н. в период с 10 января 1973 г. по 22 октября 1992 г. проходил службу в органах внутренних дел, расположенных в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, имеет иной стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, 4 года 04 месяца 19 дней.
Корников И.Н. является инвалидом "данные изъяты" группы по общему заболеванию, инвалидность установлена бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ-2017 N.
27 декабря 2019 г. Коринковым И.Н. в лице представителя Корниковой Л.Н. на имя главы Богучанского района было направлено заявление, поступившее в администрацию Богучанского района 31 декабря 2019 г, о включении его в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в г. Красноярске в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
22 января 2020 г. решением и.о. главы Богучанского района Корникову И.Н. было отказано в постановке на учет. Основанием отказа явилось отсутствие необходимого стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. При этом, период службы в органах внутренних дел не был включен в общую продолжительность стажа, дающую гражданам право на получение жилищной субсидии, со ссылкой на то, что до настоящего времени вопрос о включении периодов военной службы, службы в органах внутренних дел на территории Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в общую продолжительность стажа работы, дающего право на получение жилищной субсидии, законодательством не урегулирован.
Истец, считая, что имеет право на получение социальной выплаты, обратился с иском в суд о признании права на получение социальной выплаты в рамках Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", возложении обязанности произвести расчет размера социальной выплаты.
Разрешая и удовлетворяя заявленные требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" предусматривает при определении права лица на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета наличие трудового стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при этом исключение периода службы в органах внутренних дел в условиях Крайнего Севера из стажа, противоречит положениям с Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", поскольку в таком случае истец, работая в тех же тяжелых природно-климатических условиях, что и граждане, работающие в иных организациях в районах Крайнего Севера, будет лишен в отличие от них права на получение жилищной субсидии.
С данным выводом суда первой инстанции и его правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Суд кассационной инстанции находит данные выводы нижестоящих судов основанными на правильном применении норм материального права и соответствующими исследованным судом доказательствам, которым, исходя из требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, дана надлежащая правовая оценка.
В силу статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
Статья 3 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" предусматривает, что постановка на учет граждан, нуждающихся в получении жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
Согласно статье 1 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" служба в органах внутренних дел - федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел), а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии с абзацем 4 статьи 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, время нахождения сотрудников на службе в органах внутренних дел засчитывается в их общий трудовой стаж.
Руководствуясь вышеприведенными нормами действующего законодательства, принимая во внимание, что в рамках Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" при определении права лица на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета требуется установить наличие трудового стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а не наличие специального трудового стажа, имеющего значение для назначения пенсии за выслугу лет на службе в органах внутренних дел, либо за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу об удовлетворении заявленных Корниковым И.Н. исковых требований.
Доводы жалобы о том, что статья 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" устанавливает требования непосредственно к продолжительности стажа работы и не учитывает иные периоды, к каковым отнесены периоды службы в органах внутренних дел, указанный Федеральный закон не имеет цели обеспечивать жилищными субсидиями граждан, проходящих службу в силовых ведомствах, основаны на неверном толковании норм права.
Поскольку судами правильно применены нормы материального права к спорным правоотношениям ссылка в жалобе на иные специальные законы, регулирующие вопросы предоставления социальных гарантий сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти не является основанием для отмены обжалуемых по существу правильных судебных постановлений.
Доводы жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, не опровергают правильных выводов судов и не могут явиться основанием для отмены обжалуемых постановлений в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения Богучанского районного суда Красноярского края от 10 сентября 2020г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 21 декабря 2020 г.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Богучанского районного суда Красноярского края от 10 сентября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 21 декабря 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.