Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Катанаевой А.С, Солдатовой С.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сапожниковой А.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-64/2020 по административному исковому заявлению Муратовой Людмилы Васильевны об оспаривании нормативного правового акта в части
по апелляционной жалобе Муратовой Людмилы Васильевны на решение Севастопольского городского суда от 2 декабря 2020 г, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Катанаевой А.С, объяснения представителя административного истца Ласицы А.В, представителя административного ответчика Правительства Севастополя Замятиной М.О, представителя заинтересованного лица департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя Сучу Я.С, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н, судебная коллегия
установила:
Правительством Севастополя от 18 марта 2019 г. издано постановлением N 173-ПП "Об утверждении градостроительной документации "Проект планировки и проект межевания территории парка Победы в городе Севастополе" в Гагаринском муниципальном округе (далее - постановление Правительства Севастополя N 173-ПП от 18 марта 2019 г.).
Муратова Л.В. обратилась в Севастопольский городской суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнений, просила признать недействующим с даты вступления решения суда в законную силу указанное постановление Правительства Севастополя N 173-ПП от 18 марта 2019 г. в части наложения границ красных линий проектируемой территории на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", и предполагающее включение указанного земельного участка с капитальными строениями, находящимися в собственности административного истца, в территорию земель общего пользования. В обоснование указала на принятие оспариваемого нормативного акта без оценки регулирующего воздействия его проекта, в том числе, в той мере, в какой в названном нормативном правовом акте не определено, подлежит ли земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" с расположенными на нем объектами недвижимости резервированию и (или) изъятию для государственных нужд, согласованному с органом государственной власти, уполномоченным на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных нужд, а так же в той мере, в какой в названном нормативном правовом акте не определено, принято ли в порядке ст. 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации решение в отношении земельного участка, а также расположенных на нем объектов недвижимости административного истца, по резервированию и (или) изъятию для государственных нужд, согласованному с соответствующим органом государственной власти.
Решением Севастопольского городского суда от 2 декабря 2020 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
На решение суда административным истцом подана апелляционная жалоба, а также дополнительные пояснения к апелляционной жалобе с просьбой о его отмене, принятии по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований.
Относительно доводов апелляционной жалобы участвующим в деле прокурором, представителем Правительства Севастополя поданы возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнительных пояснений к ней, возражений на нее, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, проверив законность и обоснованность решения по правилам части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации - далее ГрК РФ) и находится в силу комплексного характера регулируемых отношений в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 Конституции Российской Федерации и часть 3 статьи 4 ГрК РФ).
Статьей 3 ГрК РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает Кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения в действие. Установленный Законом города Севастополя от 10 марта 2017 г. N 325-ЗС "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Севастополе" порядок организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Севастополе соблюден.
Деятельность по планировке территории является одним из видов градостроительной деятельности по развитию территорий (статья 1 ГрК РФ). Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории (статья 41 ГрК РФ).
Согласно части 2 статьи 42 проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта (часть 3 статьи 43 ГрК РФ).
Проект планировки территории и проект межевания подлежат обязательному опубликованию, что предусмотрено частями 15 и 16 статьи 45 ГрК РФ.
Проект планировки и проект межевания территории парка победы в городе Севастополя в основной (утверждаемой) части опубликованы 19 марта 2019 г. на официальном сайте Правительства Севастополя в сети Интернет https://sevastopol.gov.ru.
В данной связи доводы административного истца о несоблюдении процедуры опубликования оспариваемого нормативного правового акта обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий (часть 9 статьи 42 ГрК РФ). Проект межевания территории, предназначенный для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, регионального значения или местного значения, включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются границы существующих и (или) подлежащих образованию земельных участков, в том числе предполагаемых к изъятию для государственных или муниципальных нужд, для размещения таких объектов.
Статья 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусматривает изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (пункт 1).
Положениями статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию (пункт 1).
Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия (пункт 2).
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правильно исходил из того, что в оспариваемая градостроительная документация содержит сведения об изъятии спорного земельного участка, согласована в установленном порядке. Доводы апелляционной жалобы об обратном опровергаются материалами административного дела.
Так Том III.2 проекта межевания территории "Материалы по обоснованию проекта межевания территории" предусмотрен перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагается резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд, где в таблице N 23 указан земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты". Данный участок входит в часть образуемого земельного участка N ЗУ:8, указанного в основной (утверждаемой) части проекта межевания, с указанием в качестве возможного способа включения земельного участка заявителя в участок ЗУ:8 - изъятие для государственных нужд, мена или иной способ, установленный действующим законодательством.
Доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемым нормативным правовым актом не учтены наличие на изымаемом участке объектов капитального строительства, находящихся в собственности Муратовой Л.В, аналогичны позиции административного истца, выраженной в суде первой инстанции, которая направлена на защиту ее прав как собственника объектов недвижимого имущества.
Вместе с тем, согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 15 июля 2010 г. N 931-О-О, регламентация градостроительной деятельности направлена, в первую очередь, на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
Статья 1 Протокола N 1 от 20 марта 1952 года к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года определяет, что ограничение права собственности по основаниям, установленным законом, допускается, если этим преследуются общественные интересы, и при установлении ограничений права собственности будет соблюден баланс публичных и частных интересов.
Правительство Севастополя, принимая оспариваемое Постановление и утверждая документацию по планировке территории, правомерно осуществило реализацию своих полномочий как орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере градостроительной деятельности, что прямо предусмотрено статьями 26, 41, 42 и 43 ГрК РФ.
Таким образом, постановление Правительства Севастополя N 173-ПП от 18 марта 2019 г. не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, принято компетентным органом в рамках реализации государственных полномочий в сфере градостроительной деятельности и прав заявителя не нарушает.
Обоснованно суд первой инстанции отклонил довод о нарушении требований статьи 26.3.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" о необходимости проведения уполномоченными органами государственной власти субъекта Российской Федерации оценки регулирующего воздействия проекта оспариваемого нормативного правового акта.
Согласно пункту 1.1 названной статьи упомянутого Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ такая оценка проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1 Положения о проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов города Севастополя и экспертизы нормативных правовых актов города Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 3 апреля 2015 г. N 269-ПП.
Оспариваемое постановление Правительства Севастополя N 173-ПП от 18 марта 2019 г. не проходило процедуры оценки регулирующего воздействия, поскольку не содержит положений, которыми вводились новые либо изменялись ранее предусмотренные нормативными правовыми актами города Севастополя обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также не содержит положений, которыми устанавливалась ответственность за нарушения нормативных правовых актов города Севастополя, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, основаны на правильном толковании материального закона, подлежащего применению по данному делу, в связи с чем оснований для отмены решения в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Севастопольского городского суда от 2 декабря 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Муратовой Людмилы Васильевны - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ в течение 6 месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.