Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Солдатовой С.В, судей Александрова Г.И, Колпаковой А.В, при ведении протокола помощником судьи Учадзе Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 15OS0000-01-2019-000180-33 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Блоссом" об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости по апелляционной жалобе административного ответчика Правительства Республики Северная Осетия-Алания на решение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 28 декабря 2020 г, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Солдатовой С.В, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Блоссом" (далее также - Общество), являясь собственником нежилого здания с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 800, 7 кв.м, наименование: нежилое здание, расположенного по адресу: "адрес", обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилого здания, равной его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований указало, что считает кадастровую стоимость нежилого здания, определенную по состоянию на 20 ноября 2014 г, в размере 13 806 870, 45 руб, завышенной. Полагает, что завышенная кадастровая стоимость принадлежащего ему объекта недвижимости увеличивает размер его налоговых платежей. В обоснование заявленного требования представило отчет об оценке рыночной стоимости нежилого здания N 21-19окс от 25 марта 2019 г, выполненный индивидуальным предпринимателем ФИО13, согласно которому, рыночная стоимость нежилого здания по состоянию на 20 ноября 2014 г. определена в размере 1 482 000 руб. Просило суд установить кадастровую стоимость нежилого здания в указанном размере.
В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции в целях проверки достоверности размера рыночной стоимости объекта, принадлежащего административному истцу, определенного оценщиком, назначена судебная экспертиза, по результатам которой представлено заключение эксперта N 07/2020 от 1 июня 2020 г, подготовленное экспертом общества с ограниченной ответственностью "Аскан" ФИО10, согласно выводам которого, рыночная стоимость нежилого здания по состоянию на 20 ноября 2014 г. составляет 14 283 000 руб.
По результатам анализа экспертного заключения судом назначена повторная судебная экспертиза, по результатам которой суду представлено заключение эксперта N 326-Э-2020 от 6 октября 2020 г, подготовленное индивидуальным предпринимателем ФИО17, согласно выводам которого, рыночная стоимость нежилого здания по состоянию на 20 ноября 2014 г. составляет 7 876 000 руб.
Представитель административного истца с учетом выводов повторной судебной оценочной экспертизы уточнил административные исковые требования и просил установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, в соответствии с экспертным заключением, представленным по результатам повторной экспертизы.
Решением Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 28 декабря 2020 г, с учетом определения Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 3 февраля 2021 г. об исправлении описки, установлена кадастровая стоимость нежилого здания по состоянию на 20 ноября 2014 г. в размере 7 876 000 руб. Датой подачи заявления о кадастровой стоимости нежилого здания постановлено считать 22 октября 2019 г.
Не согласившись с решением суда, административный ответчик Правительство Республики Северная Осетия-Алания подало апелляционную жалобу, в которой полагает положенное судом в основу принятого решения заключение эксперта не соответствующим требованиям законодательства об оценочной деятельности, просит обжалуемое решение суда отменить и принять решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, участия не принимали, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, что подтверждается материалами дела, ходатайств об отложении судебного разбирательства - не заявляли.
На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Производство по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регулируется главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Так, частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судом установлено и следует из материалов дела, что Общество является собственником нежилого здания с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 800, 7 кв.м, наименование: нежилое здание, расположенного по адресу: "адрес".
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее также ЕГРН) от 26 июня 2019 г, кадастровый номер объекту недвижимости присвоен 18 декабря 2013 г.
Из выписки из ЕГРН от 21 июня 2019 г. следует, что по состоянию на 20 ноября 2014 г. определена кадастровая стоимость здания в размере 13 806 870, 45 руб, сведения о которой внесены в ЕГРН 11 мая 2016 г.
Из сведений, предоставленных филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Северная Осетия-Алания по запросу суда апелляционной инстанции следует, что кадастровая стоимость спорного здания была определена в размере 362 863, 17 руб. на основании удельных показателей кадастровой стоимости, утверждённых постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 21 декабря 2012 г. N 433, по состоянию на 20 ноября 2014 г. и в эту же дату внесена в ЕГРН.
В последующем, в связи с выявлением технической ошибки (выбрано неверное значение удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м.) определена кадастровая стоимость в оспариваемом размере - 13 806 870, 45 руб. по состоянию на 20 ноября 2014 г, с внесением сведений о ней в ЕГРН 11 мая 2016 г.
22 апреля 2019 г. Общество обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Северная Осетия-Алания (далее - Комиссия) с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, представив отчет об оценке рыночной стоимости нежилого здания N 21-19окс от 25 марта 2019 г, выполненный индивидуальным предпринимателем ФИО14, согласно которому, рыночная стоимость нежилого здания по состоянию на 20 ноября 2014 г. определена в размере 1 482 000 руб.
Решением Комиссии N 276 от 6 мая 2019 г. заявление административного истца было отклонено, ввиду выявленных в представленном им отчете об оценке рыночной стоимости нежилого здания N 21-19окс от 25 марта 2019 г, составленном индивидуальным предпринимателем ФИО12, нарушений требований действующего законодательства, предъявляемых к проведению оценки и составлению отчета об оценке.
В целях проверки достоверности определенной в представленном отчёте рыночной стоимости объекта недвижимости суд первой инстанции назначил проведение по делу судебной экспертизы.
По результатам судебной экспертизы представлено заключение эксперта N 07/2020 от 1 июня 2020 г, подготовленное экспертом общества с ограниченной ответственностью "Аскан" ФИО11, согласно выводам которого, рыночная стоимость нежилого здания по состоянию на 20 ноября 2014 г. составляет 14 283 000 руб.
По результатам обоснованного анализа экспертного заключения, с которым, принимая во внимание включение экспертом в качестве одного из ценообразующих факторов в итоговую величину рыночной стоимости объекта оценки (применен доходный подход, метод прямой капитализации доходов, с расчетом потенциального валового дохода на основе анализа текущих ставок на рынке аренды для сравнимых объектов) размера налога на добавленную стоимость, что противоречит нормам действующего налогового законодательства и законодательства об оценочной деятельности, подлежащим применению при разрешении споров о пересмотре кадастровой стоимости, соглашается суд апелляционной инстанции, судом назначена повторная судебная экспертиза, по результатам которой, суду представлено заключение N 326-Э-2020 от 6 октября 2020 г, подготовленное индивидуальным предпринимателем ФИО16, согласно выводам которого, рыночная стоимость нежилого здания по состоянию на 20 ноября 2014 г. составляет 7 876 000 руб.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции в соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ принял во внимание заключение повторной судебной экспертизы и установилкадастровую стоимость объекта недвижимости в размере рыночной. Суд исходил из того, что заключение повторной судебной экспертизы отвечает требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", а также не противоречит положениям Закона N 135-ФЗ и федеральным стандартам оценки.
Приведенные выводы суда первой инстанции являются обоснованными, соответствующими материалам дела.
Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N 297 от 20 мая 2015 г. "Об утверждении федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)".
В соответствии с пунктом 8 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 мая 2015 г. N 299, экспертом составлено точное описание объекта оценки.
Эксперт произвел анализ рынка объекта исследования и привел мотивированные суждения об отказе от сравнительного и доходного подходов.
Применяя затратный подход, эксперт использовал метод сравнительной единицы, скорректировав стоимость сравнительной единицы выбранного аналога на имеющиеся различия в сравниваемых объектах, использовав справочные материалы - сборники УПВС.
Так экспертом введена поправка на климатический район, с применением индекса изменения цен на строительно-монтажные работы с 1969 г. на дату оценки; эксперт также учел прибыль предпринимателя, исходя из вывода о неактивном рынке объекта оценки, выбрав ее среднее значение - 16%, исходя из сведений справочника оценщика недвижимости" под редакцией Лейфера Л.А, Шегурова Д.А, 2104 г, представил логичное и последовательное обоснование определения использованного им размера значения физического износа объекта оценки, 1998 года постройки, в размере 10, 67%.
Оснований сомневаться в верности профессиональных суждений эксперта, являющегося субъектом оценочной деятельности и обладающего необходимым опытом и знаниями в данной области, суд не находит.
Экспертное заключение полностью соответствует положениям статьи 11 Закона об оценочной деятельности, приведенные в заключении выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение.
Доказательств, ставящих под сомнение правильность заключения повторной судебной оценочной экспертизы, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены, в том числе по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не установлено.
Судебная коллегия также исходит из того, что согласно материалам дела, Общество обратилось в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости 22 апреля 2019 г. В силу разъяснений, содержащихся в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", эта дата подлежит указанию как дата обращения Общества с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, в то время как судом указана дата 22 октября 2019 г. - дата обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением. В связи с чем, решение суда в указанной части подлежит уточнению.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 28 декабря 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Уточнить, что датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания следует считать 22 апреля 2019 г.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.