Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе председательствующего Солдатовой С.В., судей Александрова Г.И., Колпаковой А.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Дораевой А.А., рассмотрела в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, при содействии Черноморского районного суда Республики Крым административное дело (УИД N 91RS0023-01-2020-000280-97) по административному исковому заявлению администрации Черноморского района Республики Крым о признании недействующим решения 6 сессии Окуневского сельского совета Черноморского района Республики Крым от 31 января 2020 г. N 46, по апелляционной жалобе администрации Окуневского сельского поселения Черноморского района Республики Крым на решение Верховного Суда Республики Крым от 10 декабря 2020 г., которым удовлетворено административное исковое заявление.
Заслушав доклад судьи Колпаковой А.В, объяснения представителя заинтересованного лица администрации Окуневского сельского поселения Черноморского района Республики Крым Шинкевича Д.В, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя административного ответчика Председателя Окуневского сельского совета Черноморского района Республики Крым, главы Администрации Окуневского сельского поселения Черноморского района Республики Крым Шконда А.А, не возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение заместителя начальника отдела Третьего отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кондрашовой И.В, судебная коллегия
установила:
31 января 2020 г. решением 6 сессии Окуневского сельского совета Черноморского района Республики Крым II созыва N 46 было отменено решение 64 заседания Окуневского сельского совета I созыва от 26 ноября 2018г. N "О передаче осуществления части полномочий муниципального образования Окунёвское сельское поселение Черноморского района Республики Крым по решению вопросов местного значения поселения органам местного самоуправления муниципального образования Черноморский район Республики Крым"(далее- решение Окуневского сельского совета N 46).
Администрация Черноморского района Республики Крым обратилась с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просила признать незаконным и отменить решение Окуневского сельского совета N 46, указывая, что данный нормативный акт нарушает установленную органами местного самоуправления процедуру расторжения соглашения, не содержит правовых оснований подтверждающих обоснованность отмены ранее принятого муниципального нормативного правового акта, влечет грубое нарушение прав и законных интересов административного истца.
Решением Верховного Суда Республики Крым от 10 декабря 2020 г. удовлетворены административные исковые требования администрации Черноморского района Республики Крым.
Не соглашаясь с вынесенным решением, представителем заинтересованного лица, администрацией Окуневского сельского поселения Черноморского района Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой указано на противоречие выводов судебного акта нормам федерального законодательства.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица, администрации Окуневского сельского поселения Черноморского района Республики Крым Шинкевич Д.В, доводы апелляционной жалобы поддержал по изложенным основаниям, указал, что муниципальный правовой акт был обоснованно отменен органом местного самоуправления на основании части 1 статьи 48 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
Председатель Окуневского сельского совета Черноморского района Республики Крым - глава Администрации Окуневского сельского поселения Черноморского района Республики Крым Шконда А.А. в судебном заседании поддержал доводы апеллятора. Пояснил, что действия сельского совета Окуневского сельского поселения Черноморского района Республики Крым являются законными, так как выражают волеизъявление депутатского корпуса.
Иные лица в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания, а также сведений об уважительных причинах неявки в адрес суда не поступило.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемые положения нормативных правовых актов на их соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, проанализировав в соответствии с требованиями пункта 3 части 8 статьи 213 КАС РФ доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судом первой инстанции не допущены.
Разрешая возникший между сторонами спор, суд правильно истолковал и применил положения действующего в настоящее время законодательства, регулирующего спорное правоотношение.
Судом первой инстанции верно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, из которых следует, что 14 января 2015 г. Окуневский сельский совет Черноморского района Республики Крым I созыва принял решение N 48 "О передаче осуществления части полномочий муниципальным образованием Окунёвское сельское поселение Черноморского района Республики Крым по решению вопросов местного значения поселения органам местного самоуправления муниципального образования Черноморский район Республики Крым" (далее решение от 14 января 2015 г. N 48).
27 февраля 2015 г. на 10 заседании Окуневского сельского совета Черноморского района Республики Крым I созыва принято решение N 65 "Об утверждении соглашения о передаче осуществления части полномочий администрацией Окуневского сельского поселения Черноморского района Республики Крым администрации Черноморского района Республики Крым", с утвержденной в приложении N 1 формой.
На основании решения от 14 января 2015 г. N 48 и в соответствии с утвержденной формой соглашения о передаче осуществления части полномочий, 24 марта 2015 г. Администрация Черноморского района Республики Крым и Администрация Окунёвского сельского поселения Черноморского района Республики Крым заключили соглашение о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления на период с момента подписания до 31 декабря 2015 г. (далее - соглашение)
Решениями от 3 апреля 2015 г. N 76, от 18 декабря 2015 г. N 155, в решение N 48 Окунёвского сельского совета Черноморского района Республики Крым I созыва от 14 января 2015 г. "О передаче осуществления части полномочий муниципальным образованием Окунёвское сельское поселение Черноморского района Республики Крым по решению вопросов местного значения поселения органам местного самоуправления муниципального образования Черноморский район Республики Крым" вносились изменения в части срока его действия.
26 ноября 2018г. Окуневского сельского совета I созыва вынесено решение 64 заседания от N 472 "О передаче осуществления части полномочий муниципального образования Окунёвское сельское поселение Черноморского района Республики Крым по решению вопросов местного значения поселения органам местного самоуправления муниципального образования Черноморский район Республики Крым"(далее- решение Окуневского сельского совета N 472).
Оспариваемым решением Окуневского сельского совета N 46 решение Окуневского сельского совета N 472 было отменено.
В обоснование его отмены было указано на часть 4 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ и решение 9 заседания Окуневского сельского совета Черноморского района Республики Крым 1 созыва от 14 января 2015 г. N 47 "Об утверждении Порядка заключения соглашений между органами местного самоуправления муниципального образования Черноморский район Республики Крым о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения".
Удовлетворяя административный иск и признавая решение Окуневского сельского совета N 46 недействующим, суд первой инстанции обоснованно указал, что правовых оснований для принятия оспариваемого нормативного правого акта у Окуневского сельского совета Черноморского района Республики Крым не имелось, так как отмененный им акт законодательству не противоречил, на момент его принятия срок соглашения о передаче части полномочий не истек, уведомление о досрочном прекращении соглашения не направлялось, согласие истца на прекращение действия соглашения получено не было.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами, поскольку они соответствуют обстоятельствам, установленным по делу, и сделаны при верном применении к спорным правоотношениям норм материального права.
Вместе с тем с доводами апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции согласиться не может, поскольку они основаны на неверном толковании действующего законодательства.
В силу части 1 статьи 48 Федерального закона 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Названное положение Федерального закона N 131-ФЗ являлось предметом проверки Конституционного Суда Российской Федерации, согласно правовой позиции которого, положение части 1 статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленных в статье 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.
Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что оспариваемое положение не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или о приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными (определения от 26 мая 2011 г. N 739-О-О и от 22 марта 2012 г. N 486-О-О).
Исходя из совокупного содержания вышеизложенных норм, орган местного самоуправления действительно вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт в случае выявления его противоречия закону. Вместе с тем, обладая достаточно широкой дискрецией в сфере муниципального нормотворчества, органы муниципального образования при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно и должны соблюдать принципы баланса частных интересов граждан и публичных интересов субъекта Российской Федерации; справедливости, равенства, соразмерности, которые, как указывал в решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.
Судом первой инстанции правильно установлено, что Окуневским сельским советом Черноморского района Республики Крым второго созыва при вынесении оспариваемого нормативного правового акта не была должным образом обоснована необходимость отмены Решения от 26 ноября 2018 года N 472.
В оспариваемом акте, отменяющем ранее вынесенное решение Окуневского сельского совета, не приведено должного правового обоснования со ссылками на нарушение норм права или законодательные акты, которым не соответствовал отменяемый нормативный акт.
Указания в преамбуле на часть 4 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ и решение 9 заседания Окуневского сельского совета Черноморского района Республики Крым 1 созыва от 14 января 2015 г. N 47 "Об утверждении Порядка заключения соглашений между органами местного самоуправления муниципального образования Черноморский район Республики Крым о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения", которыми регламентировано право органов местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий не является доказательством того, что ранее, при первоначальном вынесении отмененного решения Окуневского сельского совета N 472 были допущены какие-либо нарушения.
Таким образом, доводы административного ответчика о правовой обоснованности решения Окуневского сельского совета N 46 подлежат отклонению, как неподтвержденные.
Доводы административного ответчика о неэффективности исполнения администрацией Черноморского района переданных полномочий также ничем не подтверждены и не свидетельствуют о соблюдении досудебного либо судебного порядка прекращения действия соглашения, в связи с чем не являются в силу статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ основанием для отмены решения о передаче осуществления части полномочий.
Следует согласиться и с выводами суда первой инстанции о том, что поскольку на момент вынесения оспариваемого Решения Окуневского сельского совета N 46 не истек срок действия соглашения о передаче полномочий, не было направлено уведомление о досрочном прекращении соглашения, не предпринимались меры к расторжению соглашения в судебном порядке, а также отсутствовало согласие второй стороны на прекращение его действия, следовательно, у административного ответчика не имелось каких-либо фактических либо правовых оснований для отмены Решения Окуневского сельского совета N 472.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, реализация Окуневским сельским советом Черноморского района предоставленных установленных статьёй 48 Федерального закона N 131-ФЗ полномочий на отмену ранее вынесенных решений, не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.
Муниципальный орган должен подтвердить, что отмененный им нормативный акт принят с нарушением действующего законодательства, поскольку обратное означало бы возможность произвольной отмены правового акта по субъективным причинам.
Доводы административного ответчика о соблюдении процедуры расторжения соглашения и направлении в адрес административного истца уведомлений о досрочном прекращении его действия не имеют правового значения, поскольку указанное действие было совершено после вынесения оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение Окуневского сельского совета N 46 противоречит актам большей юридической силы, нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, в связи с чем имеются основания для признания его недействующим.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства и не содержат оснований для отмены судебного акта, предусмотренных статьей 310 КАС РФ.
Руководствуясь статьями 307 - 310 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Крым от 10 декабря 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Окуневского сельского поселения Черноморского района Республики Крым - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 КАС РФ в течение 6 месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.