Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сиротиной Е.С, судей Катанаевой А.С. и Печуриной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козловской Л.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-74/2021 (УИД N 05OS0000-01-2020-000347-89) по апелляционной жалобе Правительства Республики Дагестан на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 8 февраля 2021 г. об удовлетворении административного искового заявления Салаутдиновой Беллы Асельдаровны о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. N 175 "Об утверждении Региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2020 годы" в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2020 г. N 219 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. N 175".
Заслушав доклад судьи Сиротиной Е.С, заключение прокурора Кондрашовой И.В, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. N 175 утверждена Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014 - 2040 гг. (далее также - Региональная программа).
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2016 г. N 396 "О внесении изменений в Региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2020 годы" (далее - постановление от 23 декабря 2016 г. N 396) многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Махачкала, ул. Журавлева, д. 4, включен в региональную программу на 2014-2040 гг. с установлением следующих сроков и видов ремонтных работ: в плановый период 2023 - 2025 гг. - работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (шифр работ - 1), газоснабжения (шифр работ - 2), работ по ремонту крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю (шифр работ - 8), в плановый период 2026 - 2028 гг. - работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного негодным для эксплуатации, ремонту лифтовых шахт (шифр работ - 6), утеплению и ремонту фасада (шифр работ - 10), в плановый период 2032 - 2034 гг. - работ по ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения (шифр работ - 3), водоснабжения (шифр работ - 4), подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (шифр работ - 9).
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 г. N 10 "О внесении изменений в Региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2020 годы" (далее - постановление от 28 января 2020 г. N 10) изменены следующие сроки и виды ремонтных работ вышеуказанного многоквартирного жилого дома: в плановый период 2029 - 2031 гг. - работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного негодным для эксплуатации, ремонту лифтовых шахт (шифр работ - 6), в плановый период 2032 - 2034 гг. - работ по ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения (шифр работ - 1), в плановый период 2035 - 2037 гг. - работ по ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения (шифр работ - 2), в плановый период 2038 - 2040 гг. - работ по ремонту крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю (шифр работ - 8); исключены в плановый период 2026 - 2028 гг. работы по утеплению и ремонту фасада (шифр работ - 10), в плановый период 2032 - 2034 гг. - работы по ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения (шифр работ - 3), водоснабжения (шифр работ - 4), подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (шифр работ - 9).
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2020 г. N 219 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. N 175" (далее - постановление от 14 октября 2020 г. N 219) изменены следующие сроки и виды ремонтных работ вышеуказанного многоквартирного жилого дома: в плановый период 2029 - 2031 гг. - работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного негодным для эксплуатации, ремонту лифтовых шахт (шифр работ - 6), в плановый период 2032 - 2034 гг. - работ по ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения (шифр работ - 1), в плановый период 2035 - 2037 гг. - работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения (шифр работ - 2), теплоснабжения (шифр работ - 3), водоснабжения (шифр работ - 4), водоотведения (шифр работ - 5), работ по утеплению и ремонту фасада (шифр работ - 10), работ по ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (шифр работ - 9), в плановый период 2038 - 2040 гг. - работ по ремонту крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю (шифр работ - 8).
Салаутдинова Б.А. обратилась в Верховный Суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением о признании постановления Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. N 175 "Об утверждении Региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2020 годы" в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2020 г. N 219 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. N 175" недействующим в части переноса установленных сроков капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Махачкала, ул. Журавлева, д. 4, собственником квартиры N 21 которого она является.
В обоснование иска указано на то, что необоснованное увеличение сроков выполнения работ по капитальному ремонту произведено с нарушением положений части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), в отсутствие решения общего собрания собственников многоквартирного дома.
Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 8 февраля 2020 г. административные исковые требования удовлетворены, признаны недействующими со дня принятия столбцы 13, 14, 15 и 16 строки 1742 подраздела "город Махачкала" Перечня многоквартирных домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту в рамках реализации Региональной программы, Приложения к Региональной программе по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы (далее также - Перечень), утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. N 175, в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2020 г. N 219, в части переноса работ:
по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного негодным для эксплуатации, ремонту лифтовых шахт (6) из планового периода 2026-2028 гг. на плановый период 2029-2031 гг. (столбец 13);
по ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения (1) из планового периода 2023-2025 гг. на плановый период 2032 - 2034 гг. (столбец 14);
по ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения (2) из планового периода 2023-2025 гг, работ по утеплению и ремонту фасада (10) из планового периода 2026-2028 гг, работ по ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения (3), водоснабжения (4), работ по ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (9) из планового периода 2032-2034 гг. на плановый период 2035-2037 гг. (столбец 15);
по ремонту крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю (8) из планового периода 2023-2025 гг. на плановый период 2038 - 2040 гг. (столбец 16) многоквартирного дома, расположенного по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Журавлева, д. 4. На Правительство Республики Дагестан возложена обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанные судом недействующими части оспариваемого нормативного правового акта и опубликовать сообщение о принятии решения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании "Дагестанская правда".
В апелляционной жалобе Правительство Республики Дагестан просит об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, при неправильном установлении имеющих значение для дела обстоятельств, принятии по административному делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований, указывает на то, что судом первой инстанции не дана оценка сведениям о проценте износа конструктивных элементов многоквартирного дома, позволяющая провести перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества на более поздний период без наличия соответствующего решения общего собрания собственников помещений в соответствии с действующим законодательством.
В судебном заседании апелляционной инстанции прокурор Кондрашова И.В. полагала решение суда не подлежащим отмене.
Иные участвующие в рассмотрении административного дела лица в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, будучи извещены о рассмотрении дела своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав заключение прокурора, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта и признает решение суда постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с частями 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, к которым относится жилищное законодательство (пункт "к" части 1 статьи 72), издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
В силу пункта 11.1 части 1 статьи 4 ЖК РФ жилищные отношения, в том числе отношения по поводу формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, регулируются ЖК РФ.
Согласно пункту 8.3 статьи 13, части 1 статьи 167 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации отнесены определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, принятие нормативных правовых актов, направленных на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации
Частью 1 и пунктом 1 части 2 статьи 168 ЖК РФ предусмотрено, что в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации утверждается региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которая формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя, в том числе перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
В соответствии с частью 6 статьи 168 ЖК РФ порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с данным кодексом.
Согласно пункту 2 статьи 2.2 регулирующего отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Дагестан Закона Республики Дагестан от 9 июля 2013 г. N 57 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан" (далее - Закон от 9 июля 2013 г. N 57) утверждение и актуализация региональной программы капитального ремонта осуществляется Правительством Республики Дагестан.
В целях реализации данных полномочий постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. N 175 утверждена Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы с Перечнем многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества.
Постановлениями Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2016 г. N 396, 28 января 2020 г. N 10, 14 октября 2020 г. N 219 внесены изменения в постановление Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. N 175.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что нормативный правовой акт в оспариваемой редакции принят в пределах полномочий Правительства Республики Дагестан, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Проверяя соответствие содержания нормативного правового акта в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции с выводами суда первой инстанции соглашается.
Из материалов административного дела следует, что административный истец является собственником ? долей в праве общей долевой собственности на квартиру N 21, расположенную в многоквартирном доме по адресу: Республика Дагестан, Журавлева, д. 4.
Оспариваемым нормативным правовым актом в региональную программу внесены изменения, согласно которым в Перечне многоквартирных домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту, перенесены сроки работ в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Журавлева, д. 4:
- по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного негодным для эксплуатации, ремонту лифтовых шахт (шифр работ - 6) из планового периода 2026-2028 гг. на плановый период 2029-2031 гг. (столбец 13);
по ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения (шифр работ - 1) из планового периода 2023-2025 гг. на плановый период 2032 - 2034 гг. (столбец 14);
по ремонту внутридомовых инженерной системы газоснабжения (шифр работ - 2) из планового периода 2023-2025 гг, работ по утеплению и ремонту фасада (10) из планового периода 2026-2028 гг, работ по ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения (шифр работ - 3), водоснабжения (шифр работ - 4), работ по ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном (шифр работ - 9) из планового периода 2032-2034 гг. на плановый период 2035-2037 гг. (столбец 15);
по ремонту крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю (шифр работ - 8) из планового периода 2023-2025 гг. на плановый период 2038 - 2040 гг. (столбец 16).
Анализируя содержание приведенных нормативных актов, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемым постановлением Правительства Республики Дагестан увеличены сроки проведения запланированных ремонтных работ.
Давая правовую оценку доводам административного истца о нарушении предусмотренных законом условий для принятия оспариваемого нормативного правового акта, увеличившего сроки проведения работ по капитальному ремонту, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемый нормативный акт принят с нарушением предусмотренных положениями статьи 168 ЖК РФ условий.
В силу части 5 статьи 168 ЖК РФ и части 11 статьи 11 Закона от 9 июля 2013 г. N 57 региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год, которая осуществляется путем внесения в нее изменений.
Частью 11 статьи 11 Закона от 9 июля 2013 г. N 57 предусмотрено, что актуализация программы капитального ремонта осуществляется в порядке, предусмотренном частями 6 - 10 данной статьи.
Согласно частям 6 - 10 Закона от 9 июля 2013 г. N 57 процедура формирования региональной программы капитального ремонта начинается с ежегодного предоставления лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, в органы местного самоуправления информации о многоквартирных домах. После получения и обобщения поступившей информации орган местного самоуправления направляет ее в орган государственного жилищного надзора Республики Дагестан, который подготавливает предложения, необходимые для разработки проекта региональной программы капитального ремонта, и направляет их в уполномоченный орган; уполномоченный орган на основании поступивших предложений подготавливает проект региональной программы капитального ремонта и направляет его на утверждение в правительство Республики Дагестан, которое утверждает региональную программу капитального ремонта.
Частью 4 статьи 168 ЖК РФ предусмотрено, что внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случая, если:
1) сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт;
2) запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что повторные оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются;
3) изменение способа формирования фонда капитального ремонта произошло по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта в этом случае определяется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;
4) в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, определена невозможность оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ собственниками помещений в многоквартирном доме, и (или) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и (или) лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выразившимся в недопуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома;
5) внесение в региональную программу капитального ремонта изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.
Аналогичные положения предусмотрены в части 8 статьи 15 Закона от 9 июля 2013 г. N 57.
Из материалов дела следует, что решения о переносе срока проведения работ по капитальному ремонту собственниками многоквартирного дома не принималось, фактических оснований для переноса срока ремонта общего имущества дома не имеется.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что нормативный правовой акт в оспариваемой части принят с нарушением установленных федеральным законом правил, нарушает права административного истца на проведение ранее запланированных Региональной программой ремонтных работ, в связи с чем на основании положений пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ правомерно удовлетворил заявленные требования.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции приняты во внимание сведения о проценте износа основных конструктивных элементов дома, содержащиеся в формах предоставления информации о многоквартирных домах, предназначенных для формирования региональных программ капитального ремонта общего имущества в этих домах в Республике Дагестан.
Внесение в региональную программу капитального ремонта изменений не обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.
Доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для переноса срока выполнения работ по капитальному ремонту в отношении вышеуказанного многоквартирного дома в связи с необходимостью проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонтом лифтовых шахт в иных многоквартирных домах, судебной коллегией отклоняются как основанные на неверном толковании положений пункта 5 части 4 статьи 168 ЖК РФ.
Доводы Правительства Республики Дагестан о наличии предусмотренных пунктом 5 части 4 статьи 158 ЖК РФ обстоятельств, судебной коллегией признаются несостоятельными. В ходе судебного разбирательства административным ответчиком не представлено доказательств наличия таких фактических обстоятельств.
Произвольное изменение сроков ремонта внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонта, замены, модернизации лифтов, ремонта лифтовых шахт, машинных и блочных помещений не является основанием для переноса сроков проведения иных запланированных работ по капитальному ремонту.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о несоответствии оспариваемой нормы требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" судом первой инстанции возложена на Правительство Республики Дагестан обязанность принять заменяющий нормативный правовой акт в рамках ежегодной актуализации программы капитального ремонта в связи с недостаточной правовой урегулированностью спорных правоотношений, которая может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Судебный акт отвечает требованиям пункта 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебном решении" N 23 от 19 декабря 2003 г. - принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об относимости и допустимости, проверенными и оценёнными судом полно и всесторонне по правилам статьи 84 КАС РФ, решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Вопреки доводам апелляционной жалобы о незаконности судебного решения и необходимости его отмены, судебная коллегия находит выводы суда не подлежащими переоценке. С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правомерно признал нормативный правовой акт недействующим в оспариваемой части, что соответствует положениям части 2 статьи 215 КАС РФ.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого решения. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, при рассмотрении дела не допущено, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
Решение Верховного Суда Республики Дагестан от 8 февраля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Республики Дагестан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.