Постановление Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 апреля 2021 г. по делу N 16-117/2021-
Заместитель председателя Девятого кассационного суда общей юрисдикции Дорохов А.П., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Холмск" Шаиповой Е.И. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 20 Холмского района Сахалинской области от 20 июня 2019 года, решение судьи Холмского городского суда Сахалинской области от 7 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Холмск",
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 20 Холмского района Сахалинской области от 20 июня 2019 года общество с ограниченной ответственностью "Холмск" (далее - ООО "Холмск") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа с применением части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Холмского городского суда Сахалинской области от 7 августа 2019 года постановление мирового судьи судебного участка N 20 Холмского района Сахалинской области от 20 июня 2019 года оставлено без изменения, жалоба генерального директора ООО "Холмск" Шаиповой Е.И. без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор ООО "Холмск" Шаипова Е.И. просит отменить вступившие в законную силу судебные акты, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения.
Изучив материалы истребованного дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Из материалов дела следует, что на основании договора от 5 марта 2018 года N 1 ООО "Холмск" осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: "адрес".
Размер ежемесячной платы за управление, содержание и ремонт общего имущества и иных услуг определен общим собранием собственников и установлен в договоре: 18 руб. 14 коп. за 1 кв.м. с учетом увеличения тарифа по истечении года на процент инфляции в уведомительном порядке; 99 руб. на одного человека за сбор, вывоз и обработку ТБО, с учетом увеличения тарифа специализированной организацией, занимающейся вывозом и обработкой ТБО, или на коэффициент инфляции в уведомительном порядке.
Вместе с тем, в выставляемых квитанциях жильцам многоквартирных домов, находящихся под управлением ООО "Холмск", и в частности, жильцам дома N "адрес" указана в том числе плата за организацию и содержание мест накопления ТКО в размере 50, 12 руб. на человека, не установленном в предусмотренном законом порядке решением общего собрания собственников помещений МКД.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО "Холмск" к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ мировым судьей.
В результате рассмотрения жалобы генерального директора ООО "Холмск" Шаиповой Е.И. на постановление мирового судьи от 20 июня 2019 года судья Холмского городского суда Сахалинской области согласился с выводом о наличии в действиях ООО "Холмск" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, решением которого указанное постановление оставлено без изменения.
Оценив доводы жалобы, прихожу к выводу, что с состоявшимися по делу судебными актами согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу положений статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) и статьей 192 Жилищного кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами относится к лицензируемым видам деятельности.
Частью 2 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами с указанием перечня грубых нарушений лицензионных требований утверждает Правительство Российской Федерации.
В силу подпункта "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года N 1110, исполнение обязанностей по договору управления многоквартирными домами, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, отнесено к числу лицензионных требований.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Управление многоквартирным домом, согласно подпунктам "д", "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 416, обеспечивает выполнение стандартов, в число которых входит организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги; начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; организация оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденных решением собрания.
Таким образом, соблюдение требований законодательства Российской Федерации при начислении обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг, является лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиатам и, следовательно, подлежат лицензионному контролю.
Описанное выше нарушение, вмененное ООО "Холмск", фактически выразившееся в невыполнении обществом названных обязанностей, нарушением установленного порядка ценообразования не является и не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах вывод судебных инстанций о виновности ООО "Холмск" в совершении данного административного правонарушения с учетом положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ нельзя признать обоснованным.
В ходе производства по делу законный представитель ООО "Холмск" и его защитник последовательно отрицали факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, при этом указывали на то, что нарушение, вменяемое обществу, не образует состав административного правонарушения, выразившегося в нарушении установленного порядка ценообразования.
Указанным доводам нижестоящими судебными инстанциями надлежащая правовая оценка по правилам статьи 26.11 КоАП РФ не дана.
В действиях ООО "Холмск" усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Вместе с тем, санкцией части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлено более строгое административное наказание по сравнению с административным наказанием, предусмотренным частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, в связи с чем переквалифицировать действия ООО "Холмск" невозможно, поскольку данное обстоятельство повлечет ухудшение положения юридического лица, что недопустимо.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 4.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 20 Холмского района Сахалинской области от 20 июня 2019 года и решение судьи Холмского городского суда Сахалинской области от 7 августа 2019 года, вынесенные в отношении ООО "Холмск" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, подлежат отмене.
Производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях ООО "Холмск" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12 - 30.18 КоАП РФ, постановил:
жалобу генерального директора ООО "Холмск" Шаиповой Е.И. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 20 Холмского района Сахалинской области от 20 июня 2019 года, решение судьи Холмского городского суда Сахалинской области от 7 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, в отношении юридического лица - ООО "Холмск" отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Заместитель председателя А.П. Дорохов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.