Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу защитника - адвоката Коженковой Алёны Александровны на вступившие в законную силу постановление судьи Кировского районного суда города Хабаровска от 27 августа 2020 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 9 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении индивидуального предпринимателя Хорост Татьяны Ивановны, у с т а н о в и л:
постановлением судьи Кировского районного суда города Хабаровска от 27 августа 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Хабаровского краевого суда от 9 ноября 2020 года, индивидуальный предприниматель Хорост Т.И. (далее - ИП Хорост Т.И.) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе защитник ИП Хорост Т.И. - адвокат Коженкова А.А. просит состоявшиеся по делу акты изменить в части назначенного наказания, заменив административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
Изучение представленных материалов и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Часть 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечёт административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
По части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность наступает за те же действия (бездействие), совершённые в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ установлено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утверждённые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ).
Согласно статье 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны в числе прочего выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Статьёй 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объёме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 22 мая 2020 года N 15 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
Согласно пункту 4.1 СП 3.1.3597-20 противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 4.4 СП 3.1.3597-20 мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются, в том числе: соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытьё рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1, 5 до 2 метров.
Постановлением Главного санитарного врача по Хабаровскому краю от 1 июня 2020 года N 19 "Об ограничительных мероприятиях в организациях и на объектах в целях недопущения распространения COVID-19 в Хабаровском крае", руководителям организаций и предприятий независимо от формы собственности предписано реализовать комплекс мероприятий по профилактике распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а именно: обеспечить не менее чем пятидневного запаса моющих и дезинфицирующих средств для уборки помещений и обработки рук сотрудников (кожные антисептики), средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы), перчаток, обязать сотрудников к использованию средств индивидуальной защиты (маски, респираторы, перчатки) на рабочих местах. Осуществлять контроль за соблюдением обязанности работников использования средств индивидуальной защиты на рабочих местах (подпункт 1.1 пункта 1 Постановления).
Проводить качественную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия, уделив особое внимание дезинфекции дверных ручек, выключателей, поручней, перил, контактных поверхностей (столов, стульев, оргтехники и другое), мест общего пользования (комнаты приёма пищи, отдыха, туалетных комнат), во всех помещениях с кратностью обработки каждые 2 - 4 часа. Обеспечить регулярное (каждые 2 часа) проветривание рабочих помещений с постоянным пребыванием людей (подпункт 1.12 пункта 1 Постановления).
В целях профилактических мер по предотвращению заражения работников и распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в коллективе предприятия (организации) организовать следующий режим труда работников: ежедневно перед началом рабочей смены при входе работников на предприятие (в организацию) проводить бесконтактный контроль температуры тела работника, уточнение состояния здоровья работника и лиц, проживающих вместе с ним, информации о возможных контактах с больными лицами или лицами, вернувшимися из другой страны или субъекта Российской Федерации (ведение журнала, опрос, анкетирование и другое); не допускать к осуществлению рабочей деятельности сотрудников с повышенной температурой тела и (или) с признаками инфекционного заболевания (подпункт 1.15 пункта 1 Постановления).
16 марта 2005 года Хорост Т.И. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.
Как следует из представленных материалов, 20 июля 2020 года в 11 часов 40 минут уполномоченным должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю при рассмотрении обращения заявителя от 9 июля 2020 года N 2894 в ходе проведения проверки в отношении ИП Хорост Т.И. осуществляющей деятельность в торговом предприятии, расположенном по адресу город "данные изъяты", были выявлены нарушения подпунктов 1.1, 1.12 и 1.15 пункта 1 Постановления Главного государственного санитарного врача по Хабаровскому краю от 1 июня 2020 года N 19 "Об ограничительных мероприятиях в организациях и на объектах в целях недопущения распространения COVID-2019 в Хабаровском крае", пунктов 4.1. и 4.4. санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, а именно: - в момент осмотра продавец работал без перчаток, также отсутствовал запас перчаток; - не был предоставлен журнал термометрии и термометр для измерения температуры у сотрудников; - для дезинфекции поверхностей и полов применялось средство дезодорирующее с моющим и антимикробным действием "Латрина", не обладающее вирулицидным действием и не соответствующее по области применения (согласно информации на этикетке: - средство применяется для консервации отходов, промывки, обеззараживания и дезодорации сливных накопительных баков (металлических и полимерных) туалетных систем, автономных туалетов пассажирских вагонов различных типов и вагонов электропоездов, для обеззараживания, дезодорации и промывки унитазов); - на полу отсутствовала разметка о соблюдении социальной дистанции в 1, 5 метра.
Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, перечисленными в обжалуемых судебных актах, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьёй 26.1 данного Кодекса.
Действия ИП Хорост Т.И. квалифицированы по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащих применению нормативно-правовых актов.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Несогласие заявителя с оценкой, установленных по делу обстоятельств и собранных по делу доказательств не является правовым основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Административное наказание назначено ИП Хорост Т.И. по правилам, установленным статьёй 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение не имеется, поскольку в рассматриваемом случае не установлено наличие совокупности всех условий, при которых в соответствии с положениями части 2 статьи 3.4, части 1 статьи 4.1.1 названного Кодекса допускается замена административного штрафа предупреждением.
Постановление о привлечении ИП Хорост Т.И. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых судебных актов по делу, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено, оснований для удовлетворения жалобы по изложенным в ней доводам не усматривается.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции, постановил:
постановление судьи Кировского районного суда города Хабаровска от 27 августа 2020 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 9 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении индивидуального предпринимателя Хорост Татьяны Ивановны, оставить без изменения, жалобу защитника - адвоката Коженковой Алёны Александровны - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Я.А. Римский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.