Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу защитника Фарманова Рази - адвоката Ериной Екатерины Рэуфовны на вступившее в законную силу постановление судьи Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края 3 октября 2019 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 29 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина Республики "данные изъяты" Фарманова Рази, у с т а н о в и л:
постановлением судьи Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края 3 октября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Хабаровского краевого суда от 29 октября 2019 года, гражданин Республики "данные изъяты" Фарманов Р. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 4 000 рублей с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, защитник Ерина Е.Р. просит судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Изучив материалы истребованного дела, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Положениями части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объёме.
В соответствии со статьёй 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делам об административных правонарушениях должно осуществляться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом. При этом, в силу требований статьи 26.1 Кодекса установлению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дел, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Установление события административного правонарушения, его правильная квалификация предполагает наличие состава правонарушения.
При этом отсутствие всех элементов состава административного правонарушения либо одного из них влечёт прекращение производства по возбуждённому делу (статья 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). В структуру состава административного правонарушения входят: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона правонарушения.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 3 октября 2019 года 27 ХК N 910532, составленному в отношении Фарманова Р. по части 1.1. статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 2 октября 2019 года в 18 часов 15 минут по адресу: "данные изъяты", выявлен гражданин Республики "данные изъяты", Фарманов Р, "данные изъяты" рождения, который нарушил режим пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации, что выразилось в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а именно: Фарманов Р, прибыл на территорию Российской Федерации 16 августа 2015 года, документов дающих право на продление срока временного пребывания в Российской Федерации (патент, разрешения на работу, разрешения на временное проживание), не оформлял, в связи с чем, постановлением Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 16 января 2019 года был привлечён к административной ответственности по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за уклонение от выезда из Российской Федерации по истечению определённого срока пребывания (по истечении 90 дней законного нахождения на территории Российской Федерации без визы). После вступления в законную силу указанного постановления в период с 6 февраля 2019 года Фарманов Р. продолжил незаконно находится на территории Российской Федерации, так как не оформил документы, дающие право на продление срока временного пребывания в Российской Федерации, чем нарушил часть 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации" и статью 25.10 Федерального закона от 15 июня 1996 года N 114-ФЗ "О порядке въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации".
Судья Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, с выводами которого согласился судья Хабаровского краевого суда, признал изложенные в протоколе по делу об административном правонарушении обстоятельства установленными и подлежащими квалификации по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначил Фарманову Р. административное наказание по указанной норме.
Вместе с тем принимая решения по делу, судья районного суда и судья краевого суда не учли, что описанное в протоколе по делу об административном правонарушении событие не образует объективной стороны части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по которой назначено административное наказание.
Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определённого срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Административная ответственность за уклонение иностранного гражданина или лица без гражданства от исполнения административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации установлена частью 3 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 6 статьи 32.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях иностранный гражданин или лицо без гражданства, которым назначено административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в течение пяти дней после дня вступления в силу постановления судьи о назначении соответствующего административного наказания.
Описанное в протоколе по делу об административном правонарушении деяние, состоящее в неисполнении без уважительных причин вступившего в законную силу постановления судьи Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 16 января 2019 года, не образует объективной стороны правонарушения, ответственность за которое установлена санкцией части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а соответствует признакам диспозиции части 3 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При указанных обстоятельствах производство по делу в отношении Фарманова Р. подлежало прекращению за отсутствием в действиях привлекаемого к ответственности лица события вменённого в вину административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Вынесенные по делу судебные акты подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению в связи с отсутствием события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края 3 октября 2019 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 29 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина Республики "данные изъяты" Фарманова Рази, отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Я.А. Римский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.