Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу должностного лица генерального директора акционерного общества "Труд" Томшина Сергея Николаевича на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора отдела КМАП Восточно-Сибирского МУГАДН от 8 июня 2020 года N 8308/Ц, постановление государственного инспектора отдела КМАП Восточно-Сибирского МУГАДН от 8 июня 2020 года N 8309/Ц, решение судьи Бурейского районного суда Амурской области от 17 августа 2020 года, решение судьи Амурского областного суда от 21 октября 2020 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 7 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица генерального директора акционерного общества "Труд" Томшина Сергея Николаевича, у с т а н о в и л:
постановлением государственного инспектора отдела КМАП Восточно-Сибирского МУГАДН от 8 июня 2020 года N 8308/Ц генеральный директор акционерного общества "Труд" (далее - АО "Труд") Томшин С.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 25 000 рублей.
Постановлением государственного инспектора отдела КМАП Восточно-Сибирского МУГАДН от 8 июня 2020 года N 8309/Ц генеральный директор АО "Труд" Томшин С.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Решением судьи Бурейского районного суда Амурской области от 17 августа 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Амурского областного суда от 21 октября 2020 года, указанные постановления изменены в части назначенного наказания, должностному лицу за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 2, 7 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначен административный штраф в размере 25 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, генеральный директор АО "Труд" Томшин С.Н. просит отменить вынесенные по делу акты, принять по делу новое решение.
Изучив истребованные материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 10, но не более 20 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10, но не более 20 процентов без специального разрешения в виде административного штрафа для должностных лиц, ответственных за перевозку от двадцати пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Частью 7 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 6 настоящей статьи, что влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за перевозку от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ установлен запрет пользователям автомобильными дорогами осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном названным Федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года N 272 утверждены Правила перевозок грузов автомобильным транспортом. В приложениях N 1 и N 2 к указанным Правилам приведены допустимые массы и допустимые осевые нагрузки транспортных средств. Допустимая масса четырёхосного одиночного автомобиля составляет 32 тонны, а допустимые осевые нагрузки определены в зависимости от расположения осей транспортного средства и расстояний между сближенными осями для различных автомобильных дорог.
Федеральная автомобильная дорога Р-297 "Амур" Чита - Хабаровск относится к III технической категории, спроектирована под расчётную осевую нагрузку 10 т/ось (пункт 4.4 ГОСТ Р 52748-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчётные схемы нагружения и габариты приближения").
Требования к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства утверждены приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 января 2018 года N 10.
Пунктом 8 указанного Приказа установлено, что на тяжеловесном и (или) крупногабаритном транспортном средстве должны быть установлены опознавательные знаки: "автопоезд", "крупногабаритный груз", "длинномерное транспортное средство", "ограничение скорости" согласно приложению N 3 к настоящим Требованиям (в зависимости от габаритов перевозимого груза).
Согласно пункту 8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утверждённых постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, на транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак "Ограничение скорости" в виде уменьшенного цветного изображения дорожного знака 3.24 с указанием разрешённой скорости (диаметр знака - не менее 160 мм, ширина каймы - 1/10 диаметра) - на задней стороне кузова слева у механических транспортных средств, осуществляющих организованные перевозки групп детей, перевозящих крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы, а также в случаях, когда максимальная скорость транспортного средства по технической характеристике ниже определённой пунктами 10.3 и 10.4 Правил дорожного движения Российской Федерации.
Как установлено материалами дела, 9 апреля 2020 года в 17 часов 50 минут на стационарном пункте весового и габаритного контроля, расположенном на 1 688 км федеральной автомобильной дороги "данные изъяты", выявлено, что должностное лицо генеральный директор АО "Труд" Томшин С.Н. допустил осуществление движения тяжеловесного транспортного средства - грузовой самосвал " "данные изъяты"" с регистрационным знаком "данные изъяты" маршруту " "данные изъяты"" по автомобильной дороге, рассчитанной на осевую нагрузку 10 т/ось, с превышением допустимой нагрузки на третью ось транспортного средства на 1, 03 тонн (12.88%) и на четвёртую ось на 0, 63 тонн (7, 88%) без специального разрешения, а также в отсутствие опознавательного знака "ограничение скорости".
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении генерального директора АО "Труд" Томшина С.Н. дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 7 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения его к административной ответственности.
Обстоятельства совершения административных правонарушений и вина генерального директора АО "Труд" Томшина С.Н. подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, в том числе: протоколами об административных правонарушениях от 3 июня 2020 года N 8308/Ц и N 8309/Ц, актом результатов планового (рейдового) осмотра, обследования грузового транспортного средства от 9 апреля 2020 года N 95, актом результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства от 9 апреля 2020 года N 95, протоколом опроса свидетеля ФИО5 от 9 апреля 2020 года, путевым листом от 3 апреля 2020 года N "данные изъяты", свидетельством о регистрации транспортного средства, товарной накладной, справкой ООО "РТ-Инвест Транспортные Системы" от 9 апреля 2020 года N "данные изъяты", выпиской из ЕГРЮЛ от 15 июля 2020 года, свидетельствами о поверке средств измерений и иными собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении по существу в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершённого административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, допустившее нарушения Правил движения тяжеловесного транспортного средства, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Действия генерального директора АО "Труд" Томшина С.Н. верно квалифицированы по частям 2 и 7 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Вопреки доводам жалобы одновременное извещение о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела по существу не свидетельствует о процессуальных нарушениях по делу, поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях запрета на подобного рода извещения не содержит.
Получив 22 апреля 2020 года извещение о составлении протоколов по делам об административных правонарушениях 3 июня 2020 года и вынесении постановлений 8 июня 2020 года, должностное лицо было заблаговременно извещено о месте и времени совершения процессуальных действий и имело возможность в полной мере реализовать предоставленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях права.
По смыслу статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо само определяет объём своих прав и реализует их по своему усмотрению.
Административным органом были созданы условия и приняты все меры для реализации права на защиту лица, в отношении которого ведётся производство по делу.
Не явившись и (или) не направив защитника по вызову ни для составления протокола по делу об административном правонарушении, ни для рассмотрения дела по существу, генеральный директор реализовал свои права избранным для защиты способом.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе и основанные на ином изложении фактических обстоятельств совершения административного правонарушения, были предметом проверки судей нижестоящих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведённым в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Значимые по делу обстоятельства установлены в своей совокупности верно, подтверждены представленными доказательствами и сомнений не вызывают.
Учитывая изложенное, обстоятельств, которые в силу положений статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление государственного инспектора отдела КМАП Восточно-Сибирского МУГАДН от 8 июня 2020 года N 8308/Ц, постановление государственного инспектора отдела КМАП Восточно-Сибирского МУГАДН от 8 июня 2020 года N 8309/Ц, решение судьи Бурейского районного суда Амурской области от 17 августа 2020 года, решение судьи Амурского областного суда от 21 октября 2020 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 7 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица генерального директора акционерного общества "Труд" Томшина Сергея Николаевича, оставить без изменения, жалобу должностного лица генерального директора акционерного общества "Труд" Томшина Сергея Николаевича - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Я.А. Римский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.