Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу главы администрации Валдгеймского сельского поселения Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области Брусиловского Валентина Анатольевича на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора города Биробиджана и Биробиджанского района по пожарному надзору от 15 мая 2020 года N 106, решение судьи Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 10 июля 2020 года, решение судьи суда Еврейской автономной области от 14 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - главы администрации Валдгеймского сельского поселения Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области Брусиловского Валентина Анатольевича, у с т а н о в и л:
постановлением главного государственного инспектора города Биробиджана и Биробиджанского района по пожарному надзору от 15 мая 2020 года N 106, оставленным без изменения решением судьи Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 10 июля 2020 года и решением судьи суда Еврейской автономной области от 14 сентября 2020 года, глава администрации Валдгеймского сельского поселения Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области Брусиловский В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 6 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, глава администрации Валдгеймского сельского поселения Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области Брусиловский В.А. просит отменить вступившие в законную силу постановление должностного лица и судебные акты, производство по делу прекратить.
Изучив доводы жалобы, истребованные материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
Согласно пункту 9 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относится в числе прочих обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения.
Регулирование вопросов пожарной безопасности помимо Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ) осуществляется принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, а также нормативными документами по пожарной безопасности, в частности национальными стандартами, сводами правил, содержащими требования пожарной безопасности (нормы и правила), правилами пожарной безопасности, а также стандартами, инструкциями и иными документами, содержащими требования пожарной безопасности.
В силу статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населённых пунктов относится создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населённых пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности установлены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме".
В соответствии с пунктом 77 данных Правил, на территории поселений руководитель организации обеспечивает очистку объекта и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.
Согласно пункту 80 данных Правил органами местного самоуправления поселений для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населённых пунктах и на прилегающих к ним территориях. При наличии на территории объекта защиты или вблизи него (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (реки, озёра, бассейны, градирни и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твёрдым покрытием размерами не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Из пункта 1 статьи 21, статей 26, 27 Устава муниципального образования "Валдгеймское сельское поселение" Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области следует, что глава сельского поселения является высшим должностным лицом сельского поселения и обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Он же является главой администрации сельского поселения, которая осуществляет владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности сельского поселения, и к полномочиям которой отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов сельского поселения.
В соответствии со статьёй 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ руководители органов местного самоуправления несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
Как следует из материалов дела, в период с 7 по 9 апреля 2020 года на основании планового (рейдового) задания главного государственного инспектора города Биробиджана и Биробиджанского района Кукишева А.С. от 6 апреля 2020 года N 6 проведены осмотр и обследование территории муниципального образования "Валдгеймское сельское поселение" Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области на предмет обеспечения пожарной безопасности, в ходе которых выявлены нарушения требования пунктов 19, 77 и 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, а именно, установлено, что в муниципальном образовании:
- не обеспечена очистка территории микрорайона от сухой травянистой растительности в муниципальных образованиях: село Желтый Яр (пустырь с юго-западной стороны от дома N 36 до дома N 38. по улице Центральная, пустырь с северо-восточной стороны от дома N 8 улица Новая, пустырь с южной стороны от дома N 2 до дома N 6 по улице Октябрьская; пустырь за домом N 1 по улице Центральная; пустырь с северной стороны от дома N 13 по улице Центральная, пустырь с южной стороны от дома N 12 по улице Октябрьская); село Аэропорт (пустырь с восточной стороны от дома N 1 до дома N 3 по улице Центральная); село Пронысино (пустырь с западной стороны от дома N 2 до дома N 6 по улице Шоссейная); село Красный Восток (пустырь с восточной стороны от дома N 1 до дома N 6 по улице Заречная); село Валдгейм (пустырь с восточной стороны от дома N 1 по переулку Лесной, пустырь с северной стороны от дома N 36 по улице Торговая, пустырь с западной стороны от дома N 10 до дома N 12 по улице Новая, пустырь с северной стороны от дома N 1 "А" по переулку Молодежный);
- не обеспечена очистка территории микрорайона от горючего мусора земельного участка с восточной стороны дома N 3 до дома N 6 по улице 40 лет Победы в селе Валдгейм;
- источники наружного водоснабжения, расположенные на территории объектов защиты в селе Жёлтый Яр по улице Новая, дом N 9, селе Пронькино с северо-западной стороны от дома N 2 по улице Шоссейная, селе Валдгейм с южной стороны дома N 1 "А" по переулку Молодёжный не обустроены подъездом с площадкой, имеющей твёрдое покрытие размерами не менее 12x12, и не обеспечивают забор воды в любое время года.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении должностного лица Брусиловского В.А. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения его к административной ответственности.
Факт нарушения требований пожарной безопасности Брусиловским В.А. подтверждается собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 24 апреля 2020 года N 106, сообщением от 10 апреля 2020 года N 520, в котором указаны выявленные нарушения правил пожарной безопасности; постановлением муниципального образования от 27 сентября 2016 года о вступлении Брусиловского В.А в должность главы муниципального образования, в котором выявлены нарушения правил пожарной безопасности; показаниями допрошенного в суде первой инстанции Кукишева А.С, из которых следует, что при проверке они не смогли подъехать на перечисленные в постановлении водоёмы и осуществить забор воды, поскольку не имелось соответствующих площадок с твёрдым покрытием размерами не менее 12x12 метров, водоёмы были покрыты льдом и не обеспечивали забор воды в любое время года. Осмотренные при проверке пустыри не были очищены от сухой травянистой растительности, а в селе Валдгейм с восточной стороны от дома N 3 по улице 40 лет Победы и от горючего мусора. Данные земельные участки никому не принадлежат, это проверялось с помощью находящейся в общем доступе публичной карты.
Вывод должностного лица административного органа и судебных инстанций о наличии в деянии должностного лица Брусиловского В.А. состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьёй 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьёй 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к указанной норме, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Таким образом, в силу указанных обстоятельств и приведённых положений нормативно-правовых актов Брусиловский В.А, являясь высшим должностным лицом органа местного самоуправления поселения, уполномоченным на решение вопросов местного значения, обладающим организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, позволяющими совершить комплекс необходимых действий, направленных на соблюдение требований пожарной безопасности, не осуществив должный контроль, допустил нарушение требований пунктов 19, 77 и 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме", совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Представленными в дело доказательствами полно подтверждено, что органом местного самоуправления, допустившим на территории муниципального образования указанные нарушения, данная функция не исполнена.
Выявленное пренебрежение правилами противопожарной безопасности на землях муниципального образования со стороны органа местного самоуправления повлекло законное привлечение главы администрации к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие автора жалобы с оценкой установленных должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых актов не является, как и его несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами законодательства, подлежащего применению, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и не является правовым основанием к отмене принятых по делу решений.
Доводы жалобы сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судей районного суда и областного суда, а также к выражению несогласия с произведённой оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, выполненной в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление по делу об административном правонарушении является законным, содержит сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражает событие правонарушения, квалификацию деяния, содержит установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные должностным лицом.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено Брусиловскому В.А. с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 1 статьи 20.4 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление главного государственного инспектора города Биробиджана и Биробиджанского района по пожарному надзору от 15 мая 2020 года N 106, решение судьи Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 10 июля 2020 года, решение судьи суда Еврейской автономной области от 14 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - главы администрации Валдгеймского сельского поселения Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области Брусиловского Валентина Анатольевича, оставить без изменения, жалобу главы администрации Валдгеймского сельского поселения Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области Брусиловского Валентина Анатольевича - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Я.А. Римский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.