Заместитель председателя Девятого кассационного суда общей юрисдикции Дорохов А.П., рассмотрев жалобу Чибисова Андрея Сергеевича на вступившие в законную силу постановление судьи Южно-Сахалинского городского суда от 2 июня 2020 года, решение судьи Сахалинского областного суда от 14 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении исполняющего обязанности министра природных ресурсов охраны окружающей среды Сахалинской области Чибисова А.С., у с т а н о в и л:
3 марта 2020 года Сахалинским межрайонным природоохранным прокурором Дуюновым В.А. в отношении должностного лица - исполняющего обязанности министра природных ресурсов охраны окружающей среды Сахалинской области Чибисова А. С. вынесено постановление о возбуждение дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением судьи Южно-Сахалинского городского суда от 2 июня 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Сахалинского областного суда от 14 сентября 2020 года должностное лицо - исполняющий обязанности министра природных ресурсов охраны окружающей среды Сахалинской области Чибисов А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, Чибисов А.С. ставит вопрос об отмене вступивших в законную силу судебных актов, приводя доводы об их незаконности. Просит производство по делу прекратить.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы Чибисова А.С, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочии, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность (пункт 3 статьи 6 Закона о прокуратуре).
Из материалов дела следует, что Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратурой по поручению прокуратуры Сахалинской области проведена проверка соблюдения министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области законодательства при продлении лицензии в отношении Охотского месторождения песков "Карьер Охотский".
В ходе проведенной проверки установлено, что ООО "Карьер Охотский" предоставлен участок недр "Охотское месторождение морских песков" с целевым назначением добыча песка. Данный участок эксплуатируется с 1971 года, с 19 февраля 1993 года разрабатывался ТОО "Карьер Охотский" на основании лицензии ЮСХ N 05028 ТЭ, 3 февраля 1999 года лицензия на месторождение сроком действия до 19 августа 2018 года переоформлена на правопреемника ООО "Карьер Охотский". 15 мая 1991 года состоялось заседание территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых при ПГО "Сахалингеология" (далее - Сахалинская ТКЗ), согласно пунктам 3.2, 3.5 Протокола которой по состоянию на 1 января 1991 года запасы гравийно-песчаных материалов Охотского месторождения составили 13 619, 97 тыс.м3 песка, в том числе обводненных 7 941, 58 тыс. м3, необводненных 5 678, 39 тыс. м3.
В связи с недостаточной проработкой вопросов геоэкологии и влияния отработки месторождения ниже уровня грунтовых вод на окружающую среду запасы этой части месторождения отнесены к забалансовым. После получения дополнительных данных о влиянии отработки месторождения ниже уровня грунтовых вод на близрасположенные озера и предоставления соответствующих материалов в Сахалинскую ТКЗ может быть решен вопрос о переводе забалансовых запасов в балансовые.
Приложением N 1 к Лицензии ЮСХ N 05658 ТЭ горный отвод по глубине ограничен уровнем грунтовых вод. Соглашением о пользовании участком недр от 19 февраля 1993 года (Приложение N 4 к Лицензии ЮСХ N 05658 ТЭ) предусмотрены общие и особые условия продления лицензии. Согласно пунктам 14.2, 14.4 данного Соглашения особыми условиями продления лицензии являются, в том числе, обязанность юридического лица в 1993 году осуществить переоценку запасов песка до уровня грунтовых вод, провести на согласованном участке месторождения и по согласованному проекту опытно-промышленную добычу песка ниже уровня грунтовых вод для определения возможности промышленной разработки без отрицательных экологических последствий.
Установлено, что фактически опытно-промышленная добыча песка ООО "Карьер Охотский" проведена в 2017 году в границах участка "Восточный" указанного месторождения на основании горноотводного акта N 650, выданного Министерством 22 ноября 2016 года. Указанным актом площадь проекции горного отвода под опытно-промышленную добычу песка установлена в 3, 2 га при ограничении по глубине в минус 9 метров. Срок действия горноотводного акта определен до 31 декабря 2017 года. По результатам данной добычи установлено, что добыча песка ниже уровня грунтовых вод не оказывает негативного влияния на окружающую среду. Указанные обстоятельства послужили основанием для утверждения Сахалинской ТКЗ 19 сентября 2019 года балансовых запасов песка ниже уровня грунтовых вод на участке "Восточный" участка недр "Охотское месторождение морских песков" в границах горного отвода по состоянию на 1 января 2017 года в объеме 4 237 тыс. м3, а также постановки данных запасов на государственный баланс и баланс недропользователя.
7 марта 2018 года на основании распоряжения Министерства от 5 марта 2018 года N 79-р Дополнением к Лицензии ЮСХ N 05658 ТЭ (приложение N 32) срок её действия продлен до 1 февраля 2035 года. Дополнением к Лицензии (приложение N 34) от 17 мая 2018 года к лицензии приобщен выданный Министерством горноотводный акт от 16 апреля 2018 года, аналогичный горноотводному акту N 650 от 22 ноября 2016 года сроком действия до 1 февраля 2035 года. Таким образом, ООО "Карьер Охотский" продлено право добычи песка на участке "Восточный" до указанного срока.
1 ноября 2018 года Сахалинской ТКЗ рассмотрены материалы по перерасчету запасов обводненных песков на участках "Западный" и "Центральный" участка недр "Охотское месторождение морских песков", принято решение утвердить балансовые запасы обводненных песков по состоянию на 1 января 2018 года: участок "Западный" 1 285 тыс. м3, участок "Центральный" 688, 7 тыс. м3). Данные запасы поставлены на государственный баланс и баланс недропользователя.
18 февраля 2019 года Министерством согласована проектная документация на разработку обводненных песков в пределах участка недр "Охотское месторождение морских песков". 13 мая 2019 года дополнением к лицензии (Приложение N 41) в Лицензию ЮСХ N 05658 ТЭ включен горноотводный акт от 26 апреля 2019 года, в соответствии с которым уточнены границы горного отвода для добычи строительного песка ниже уровня грунтовых вод на участке недр "Охотское месторождение морских песков" с ограничением по глубине в минус 9 метров. Срок действия горноотводного акта до 1 августа 2041 года, то есть на период действия продленной лицензии.
Из вышеизложенного следует, что в связи с выработкой запасов песков находящихся выше уровня грунтовых вод ООО "Карьер Охотский", на основании вышеперечисленных решений Министерства, получило право добычи песка в границах месторождения ниже уровня грунтовых вод на глубину в минус 9 метров без проведения в 1993 году работ по проекту опытно-промышленной добычи песка ниже уровня грунтовых вод для определения возможности промышленной разработки без отрицательных экологических последствий.
Кроме того, у министерства отсутствовали основания для перевода в 2017 и 2018 годах недр, расположенных ниже уровня грунтовых вод и находящихся на забалансовом учете, с учетом их нахождения в границах водоохранной зоны Охотского моря. Таким образом, все последующие действия по вопросу выдачи горноотводных актов, а также продления сроков действия лицензии до 2041 года выполнены в нарушение действующего законодательства, устранение которых требовал в своём представлении Сахалинский межрайонный природоохранный прокурор, направленном в адрес министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области, которое получено последним 17 декабря 2020 года.
О результатах рассмотрения представления с участием Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора исполняющий обязанности министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области Чибисов А.С. в письменной форме в установленный срок сообщил Сахалинскому межрайонному природоохранному прокурору, сославшись на отсутствие указанных в представлении нарушений законодательства и, как следствие, отсутствие оснований для привлечения должностных лиц к ответственности.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения Сахалинским межрайонным природоохранным прокурором 3 марта 2020 года постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Чибисова А.С.
Фактические обстоятельства совершения исполняющего обязанности министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области Чибисовым А.С. административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, получившими оценку по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Вывод судебных инстанций о наличии в действиях исполняющего обязанности министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области Чибисова А.С. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (далее - ФЗ "О недрах") предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода.
При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.
Порядок установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование, порядок подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 2012 года N 429 утверждено Положение об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование, в соответствии с абзацем 1 подпункта "б" пункта 8 которого изменение границ участка недр в сторону его увеличения осуществляется в случае подтверждения с помощью геологической и иной информации о недрах данных о том, что полезные ископаемые на нижележащей части недр за пределами участка недр, поставленные на государственный или территориальный баланс запасов полезных ископаемых, являются частью месторождения этого полезного ископаемого.
Согласно пунктам 3.1-3.3, 3.5 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 года N 3314-1, в соответствии с лицензией недра передаются в пользование в виде участков, представляющих собой геометризированные блоки недр.
В лицензии определяются пространственные границы предоставляемого участка недр, в пределах которого разрешается осуществление работ, указанных в лицензии. Границы должны иметь подробное описание и координаты. Участки недр должны быть максимально компактными и по возможности ограничены прямыми линиями.
Участки недр предоставляются в пользование в виде горного или геологического отвода.
При определении границ горного отвода учитываются не только размеры участка недр, определяющие объект пользования, но и зоны технологического влияния работ, связанных с пользованием недрами (подходные и эксплуатационные горные выработки, охранные целики и другое). Горный отвод должен иметь ограничение по глубине.
В соответствии с пунктом 7 Классификации запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 11 декабря 2006 года N 278, по экономическому значению запасы твердых полезных ископаемых и содержащихся в них полезных компонентов, подлежащих государственному учету, подразделяются на две основные группы:
- балансовые (экономические);
- забалансовые (потенциально экономические), которые подлежат раздельному подсчету и учету.
К балансовым (экономическим) запасам относятся запасы, разработка которых на момент оценки согласно технико-экономическим расчетам экономически эффективна в условиях конкурентного рынка при использовании техники, технологии добычи и переработки минерального сырья, обеспечивающих соблюдение требований по рациональному использованию недр и охране окружающей среды.
К забалансовым (потенциально экономическим) относятся: запасы, разработка которых на момент оценки согласно технико-экономическим расчетам экономически не эффективна (убыточна) в условиях конкурентного рынка из-за низких технико-экономических показателей, но освоение которых становится экономически возможным при изменении цен на полезные ископаемые, появлении оптимальных рынков сбыта или новых технологий; запасы, отвечающие требованиям, предъявляемым к балансовым запасам, но использование которых на момент оценки невозможно в связи с расположением в пределах водоохранных зон, населенных пунктов, сооружений, сельскохозяйственных объектов, заповедников, памятников природы, истории и культуры.
Забалансовые запасы подсчитываются и учитываются в случае, если технико-экономическими расчетами установлена возможность их последующего извлечения или целесообразность попутного извлечения, складирования и сохранения для использования в будущем.
Забалансовые запасы подсчитываются раздельно в зависимости от оснований отнесения к данной группе.
Согласно части 8 пункта 8 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации ширина водоохраной зоны моря составляет пятьсот метров.
В границах водоохранных зон запрещается разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона "О недрах").
Частью 2 статьи 6.5 Федерального закона от 3 июня 2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых в границах водоохранных зон допускаются на основании лицензии на пользование недрами, выданной до дня вступления в силу пункта 8 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, на срок действия такой лицензии.
Как следует из содержания представления, при проведении проверки установлено, что указанные выше требования министерством при переводе запасов из одной категории в другую не соблюдены. Кроме того, выданный министерством горноотводный акт от 26 ноября 2016 года не соответствует требованиям законодательства, поскольку осуществлен после введения в действие изменений в Водный кодекс Российской Федерации, запрещающих разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых в границах водоохранной зоны. Кроме того, министерством не учтено, что согласно Приложению N 1 к лицензии горный отвод по глубине для добычи песка определен уровнем грунтовых вод; недра, расположенные ниже недропользователю не представлялись.
Вопреки доводам жалобы о недоказанности вины Чибисова А.С. в совершении административного правонарушения, данный факт подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает.
Доводы имеющие правовое значение, были предметом проверки на предыдущей инстанции, не нашли своего подтверждения и правомерно отвергнуты как необоснованные.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Административное наказание назначено исполняющему обязанности министра природных ресурсов охраны окружающей среды Сахалинской области Чибисову А.С. в минимальном размере санкции статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении Чибисова А.С. вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции, постановил:
постановление судьи Южно-Сахалинского городского суда от 2 июня 2020 года, решение судьи Сахалинского областного суда от 14 сентября 2020 года, вынесенные в отношении исполняющего обязанности министра природных ресурсов охраны окружающей среды Сахалинской области Чибисова Андрея Сергеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Чибисова А.С. - без удовлетворения.
Заместитель председателя А.П. Дорохов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.