Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Николаенко М.М. на решение Ленинского районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 16 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 2 октября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края к Николаенко М.М. о взыскании задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пени.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края (далее - ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре) обратилась в Ленинский районный суд города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края с административным исковым заявлением к Николаенко М.М, в котором просила суд взыскать с административного ответчика недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии, и пени за период с 1 января 2017 года в общей сумме 40 493 рублей 55 копеек, из которых 35 000 рублей - задолженность по страховым взносам, 5 493 рублей 55 копеек - пеня за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, рассчитанная за период с 1 января 2017 года.
В обоснование своих требований административный истец указал, что Николаенко М.М. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и прекратила свою деятельность 10 ноября 2017 года, в связи с чем в 2017 году она являлась плательщиком страховых взносов. В связи с неуплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в полном объёме налогоплательщику было направлено требование по состоянию на 26 апреля 2019 года N 26424 об уплате недоимки по страховым взносам в размере 42 561 рубля 20 копеек и пени в размере 5 494 рублей 30 копеек за период с 1 января 2017 года, которое в добровольном порядке в установленных срок (до 4 июня 2019 года) исполнено не было.
Судебный приказ от 16 июля 2019 года о взыскании с Николаенко М.М. задолженности по страховым взносам отменён 30 августа 2019 года в связи с поступлением от административного ответчика возражений относительно его исполнения.
Решением Ленинского районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 16 июня 2020 года административные исковые требования ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре были удовлетворены; с Николаенко М.М. взысканы: задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за период с 1 января 2017 года в размере 35 000 рублей; пеня за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за период с 1 января 2017 года в размере 5 493 рублей 55 копеек. Кроме того, с Николаенко М.М. в бюджет городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" взыскана государственная пошлина в размере 1 414 рублей 81 копейки.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 2 октября 2020 года решение Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 16 июня 2020 года изменено в части взысканных с административного ответчика размеров недоимки, пени и государственной пошлины; в указанной части принято новое решение, которым с Николаенко М.М. в пользу ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре взысканы недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2017 год в размере 13 462 рублей 40 копеек; пеня за несвоевременную уплату страховых взносов за период с 1 января 2017 года по 25 апреля 2019 года в размере 905 рублей 19 копеек; государственная пошлина в доход бюджета городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" в размере 400 рублей.
26 февраля 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Николаенко М.М, поданная ею 8 февраля 2021 года через Ленинский районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения по мотиву их незаконности и необоснованности, а также о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Участвующие в деле лица, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив материалы административного дела, судебная коллегия суда кассационной инстанции приходит к выводу, что подобные нарушения были допущены судом апелляционной инстанции.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 286 КАС РФ налоговые органы вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование налогового органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, которым налогоплательщик извещается о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пункт статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пункт 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, не превышает у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, 500 рублей, у организации или индивидуального предпринимателя - 3 000 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (то есть, кроме случаев, когда требование об уплате налога направляется по результатам проведённой налоговой проверки).
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом (таможенным органом) заявление о взыскании начисленных и неоплаченных сумм подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Из содержания абзаца 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации также следует, что требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями); а также индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Из содержания пункта 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчётный период плательщиками страховых взносов, производится ими самостоятельно в соответствии со статьёй 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьёй 432 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пункт 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование; суммы страховых взносов за расчётный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено статьёй 432 Налогового кодекса Российской Федерации; страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчётный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчётным периодом; в случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, в срок, установленный абзацем 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган определяет в соответствии со статьёй 430 Налогового кодекса Российской Федерации сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчётный период такими плательщиками; при превышении суммы страховых взносов, определённой налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчётный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, недоимку по страховым взносам.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, Николаенко М.М. в период времени с 1 января 2017 года по 10 ноября 2017 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и, следовательно, в соответствии со статьёй 419 Налогового кодекса Российской Федерации являлась плательщиком страховых взносов.
Действовавшая в 2017 году редакция подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривала, что размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, определялся в следующем порядке:
- в случае, если величина дохода плательщика за расчётный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации;
- в случае, если величина дохода плательщика за расчётный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации, плюс один процент суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
28 февраля 2018 года Николаенко М.М. подала налоговую декларацию за 2017 год, согласно которой величина её дохода за указанный период составила 1 056 120 рублей, а 30 апреля 2018 года - уточнённую налоговую декларацию за 2017 год с доходом в 4 556 120 рублей (включая ранее заявленный доход в сумме 1 056 120 рублей).
По первичной налоговой декларации налоговым органом 3 апреля 2018 года административному ответчику начислена сумма задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 7 561 рубля 20 копеек, которая позже была взыскана с Николаенко М.М. решением Ленинского районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 11 апреля 2019 года (административное дело N).
По уточнённой налоговой декларации административному ответчику налоговый орган дополнительно начислил суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 35 000 рублей.
ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре направляла Николаенко М.М. требование N 26424 об уплате в срок до 4 июня 2019 года страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, размер которых по состоянию на 26 апреля 2019 года был определён налоговым органом в сумме 42 561 рублей 20 копеек (7 561 рубля 20 копеек + 35 000 рублей).
В связи с неисполнением административным ответчиком указанного выше требования, 16 июля 2019 года мировым судьёй судебного участка N 73 судебного района "Ленинский округ г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края" выдан судебный приказ N 2а-3084/2019 на взыскание задолженности с Николаенко М.М.
Однако, 30 августа 2019 года определением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 73 судебного района "Ленинский округ г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края" - мировым судьёй судебного участка N 39 судебного района "Ленинский округ г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края" указанный выше судебный приказ был отменён в связи с поступившими от административного ответчика возражениями относительно его исполнения.
12 февраля 2020 года ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре обратилась Ленинский районный суд города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края с административным исковым заявлением о взыскании с Николаенко М.М. 40 493 рублей 55 копеек, из которых 35 000 рублей - задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2017 год, 5 493 рубля 55 копеек - пеня.
Удовлетворяя заявленные административные исковые требования в полном объёме, суд первой инстанции указал в решении, что представленный ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре расчёт задолженности Николаенко М.М. по страховым взносам и пени является верным, доказательств исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате имеющейся задолженности суду не представлено, порядок и сроки обращения в суд с административным исковым заявлением налоговым органом соблюдены.
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда не согласилась с расчётом задолженности административного ответчика, который был представлен налоговым органом, указав, что фактически Николаенко М.М. в 2017 году был получен доход в размере 161 757 рублей (4 556 120 рублей (задекларированный доход) - 4 394 363 рубля (расходы налогоплательщика)), что меньше 300 000 рублей, следовательно, исходя из содержания подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2018 года), размер задолженности административного ответчика по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 10 месяцев и 11 дней 2017 года составляет 21 023 рубля 60 копеек. С учётом 7 561 рубля 20 копеек, взысканных решением Ленинского районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 11 апреля 2019 года (административное дело N), суд апелляционной инстанции взыскал с Николаенко М.М. недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2017 год в размере 13 462 рублей 40 копеек, пеню за несвоевременную уплату страховых взносов за период с 1 января 2017 года по 25 апреля 2019 года в размере 905 рублей 19 копеек, государственную пошлину в доход бюджета городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" в размере 400 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям; суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных КАС РФ.
В силу положений частей 4, 5, 6 статьи 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца; при необходимости суд может истребовать доказательства по своей инициативе; при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчёта и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в административном деле, а также дополнительно представленные доказательства (часть 2 статьи 308 КАС РФ).
Между тем судом апелляционной инстанции не было учтено, что предметом заявленных ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре административных исковых требований являлось взыскание с Николаенко М.М. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, рассчитанных как один процент от суммы её дохода за 2017 год, превышающего 300 000 рублей ((4 556 120 рублей - 300 000 рублей) x 1% - 7 561 рубля 20 копеек (ранее взысканные по решению суда от 11 апреля 2019 года) = 35 000 рублей), тогда как требования о дополнительном взыскании с административного ответчика сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, исчисляемых из величины дохода налогоплательщика не превышающего 300 000 рублей, налоговым органом не заявлялись.
В приложенной к административному исковому заявлению карточке расчётов с бюджетом местного уровня (л.д. 17, 18) содержатся сведения о том, что Николаенко М.М. перечисляла страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере обязательного фиксированного платежа за 2017 год в общей сумме 20 150 рублей (платёжные поручения от 24 апреля 2017 года на сумму 5 850 рублей, от 12 июля 2017 года на сумму 5 850 рублей, от 30 октября 2017 года на сумму 5 850 рублей, от 17 января 2019 года на сумму 2 520 рублей 40 копеек и от 17 января 2019 года на сумму 79 рублей 60 копеек), что может свидетельствовать об отсутствии у неё обязанности внести фиксированный платёж, рассчитанный из суммы её дохода за 2017 год, не превышающего 300 000 рублей, однако, данное обстоятельство оставлено судом апелляционной инстанции без необходимой оценки.
Не в полной мере установив имеющие правовое значение для дела обстоятельства, допустив нарушения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции постановилапелляционное определение, которое не отвечает принципам законности и обоснованности.
При таких обстоятельствах апелляционное определение в силу части 2 статьи 328, пункта 2 части 1 статьи 329 КАС РФ подлежит отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе судей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 2 октября 2020 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе судей.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.