Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Окружной администрации города Якутска на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 5 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 3 февраля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Михайлова Т.С. к Окружной администрации города Якутска о признании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка незаконным и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения представителя Окружной администрации города Якутска Александровой С.Н, поддержавшей доводы кассационной жалобы, а также возражения относительно кассационной жалобы Михайловой Т.С, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Михайлова Т.С. обратилась в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением к Окружной администрации города Якутска (далее - Администрация), в котором просила суд признать незаконным отказ Администрации в предварительном согласовании предоставления ей в собственность земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" как гражданам, имеющим трёх и более детей, выраженный в уведомлении от 25 сентября 2020 года N-ДИЗО/20; возложить на административного ответчика обязанность в установленные порядке и сроки осуществить действия по предварительному согласованию предоставления административному истцу указанного выше земельного участка в собственность.
В обоснование своих требований Михайлова Т.С. указала, что 7 сентября 2020 года она, относящаяся к категории граждан, имеющих трёх и более детей, обратилась в Администрацию с заявлением (входящий N) о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", для использования под индивидуальное жилищное строительство. 25 сентября 2020 года департамент имущественных и земельных отношений Администрации, рассмотрев указанное заявление, письмом за исходящим N N отказал в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка на том основании, что он расположен в зоне экологического ограничения: в отношении него действует лесохозяйственный регламент лесных массивов городских лесов; кроме того, земельный участок входит в береговую полосу водоохранной зоны.
По мнению Михайловой Т.С, принятое административным ответчиком решение является необоснованным, нарушает её права и охраняемые законом интересы.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 5 ноября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 3 февраля 2021 года, административные исковые требования Михайловой Т.С. удовлетворены: признан незаконным отказ Администрации от 25 сентября 2020 года N в предварительном согласовании предоставления Михайловой Т.С. в собственность земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" как лицу, относящемуся к категории граждан, имеющих трёх и более детей; на административного ответчика возложена обязанность в установленные действующими нормативно-правовыми актами сроки и порядке осуществить действия по предварительному согласованию предоставления Михайловой Т.С. земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", в собственность.
2 марта 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Администрации, поданная 19 февраля 2021 года через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия), в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения по мотиву их незаконности и необоснованности, а также о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объёме.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 5 ноября 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 3 февраля 2021 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ для признания решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; наличие нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании незаконных решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трёх и более детей, осуществляется бесплатно на основании решения уполномоченного органа, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учёт в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок снятия граждан с данного учёта, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Земельные отношения в Республике Саха (Якутия) регулируются Земельным кодексом Республики Саха (Якутия), принятым постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2010 года З N 674-IV (далее - Земельный кодекс Республики Саха (Якутия)).
Возможность бесплатного предоставления в собственность земельных участков гражданам Российской Федерации, имеющим трёх и более детей, в том числе приёмным родителям (за исключением граждан, лишённых родительских прав), или жилищно-строительным кооперативам (в случае объединения таких граждан на основе членства) для индивидуального жилищного строительства предусмотрена частью 1 статьи 24.1 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия).
Положениями части 1 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) установлено, что предоставление земельных участков в случаях, указанных в статье 24.1 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия), осуществляется с проведением работ по их формированию. Работы по формированию земельных участков проводятся за счёт заинтересованных лиц, за исключением случаев предоставления земельных участков малоимущим гражданам, имеющим трёх и более детей. Указанные участки предоставляются в соответствии с документами территориального планирования и правилами землепользования и застройки без проведения торгов.
Согласно части 3 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заявителю на основании решения органа, уполномоченного на предоставление земельных участков в соответствии со статьями 12 и 13 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия), осуществляется в случае предоставления:
1) земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учёт, по правилам части 4 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия);
2) земельного участка с предварительным согласованием на основании утвержденного проекта межевания территории, в границах которой предстоит образовать земельный участок, по правилам части 5 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия);
3) земельного участка с предварительным согласованием на основании схемы расположения земельного участка, подготовленной органом, уполномоченным на предоставление земельных участков, в случае, если не утверждён проект межевания территории, по правилам части 6 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия);
4) земельного участка с предварительным согласованием на основании схемы расположения земельного участка, подготовленного заявителем, в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утверждён проект межевания территории, по правилам части 7 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия).
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации и части 9 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия), принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю (часть 5 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия)).
В свою очередь, пункт 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка принимается в случаях: если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации; земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из содержания части 9 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) следует, что решение об отказе в предоставлении земельного участка принимается уполномоченным органом, в случаях: отсутствия оснований для отнесения граждан к лицам, обладающим правом на бесплатное предоставление земельного участка в случаях и в порядке, которые установлены настоящей статьёй и статьями 24.1, 24.4 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия); реализации гражданином (одним из родителей) права на бесплатное предоставление земельного участка в соответствии со статьёй 24.1 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия).
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, 7 сентября 2020 года Михайлова Т.С, относящаяся к категории граждан, имеющих трёх и более детей, обратилась в Администрацию с заявлением о предварительном согласовании предоставления ей в собственность для индивидуального жилищного строительства земельного участка, расположенного по адресу: "адрес"
По результатам рассмотрения данного заявления письмом от 25 сентября 2020 года за исходящим N за подписью заместителя начальника департамента имущественных и земельных отношений Администрации ФИО6 административному истцу было сообщено о невозможности предварительного согласования предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность под индивидуальное жилищное строительство, поскольку данный земельный участок находится в зоне экологических ограничений (в отношении него действует лесохозяйственный регламент лесных массивов городских лесов, утверждённый постановлением Администрации от 11 октября 2013 года N 242п "Об утверждении лесохозяйственного регламента для лесных массивов городских лесов городского округа "Город Якутск" Республики Саха (Якутия)"; также земельный участок входит в береговую полосу водоохранной зоны).
Удовлетворяя заявленные административные исковые требования и признавая незаконным указанное выше решение органа местного самоуправления, Якутский городской суд Республики Саха (Якутия), с позицией которого согласилась судебная коллегия по административным делам суда Республики Саха (Якутия), руководствуясь положениями статей 39.15, 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и установив, что испрашиваемый Михайловой Т.С. земельный участок полностью расположен в территориальной зоне "Ж-2А" (зоне индивидуального жилищного строительства на территории города Якутска) за пределами береговой полосы, в его границах лесные массивы отсутствуют (земельный участок разработан, огорожен, на нём складированы строительные материалы), пришёл к выводу об отсутствии у административного ответчика указанных им правовых оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления административному истцу земельного участка, расположенного по адресу: "адрес"
Суд первой инстанции также отметил, что ранее в 2019 году уполномоченный орган дважды отказывал Михайловой Т.С. в предварительном согласовании предоставления в собственность данного земельного участка: в первый раз - ссылаясь на необходимость согласования вопроса расположения на нём построек с акционерным обществом "Саханефтегазсбыт" (соответствующее соглашение между Михайловой Т.С. и акционерным обществом "Саханефтегазсбыт" было заключено 28 июня 2019 года); во второй раз - ссылаясь на незаконное занятие испрашиваемого земельного участка гражданкой ФИО7 (решение суда об освобождении самовольно занятого земельного участка вступило в законную силу 14 октября 2019 года).
Частью 2 статьи 62, частью 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания соответствия содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, организацию, лицо, наделённое государственным или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В данном случае, как обоснованно указали суды, со стороны административного ответчика не было представлено доказательств, подтверждающих законность и обоснованность решения, принятого по результатам рассмотрения заявления Михайловой Т.С. от 7 сентября 2020 года о предварительном согласовании предоставления в собственность для индивидуального жилищного строительства земельного участка.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что, разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела. Выводы нижестоящих судов, положенные в основу решения и апелляционного определения, основаны на имеющихся в деле доказательствах, которые получили надлежащую судебную оценку по правилам статьи 84 КАС РФ.
Вопреки доводам кассационной жалобы, возложение решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) на административного ответчика обязанности в установленные действующими нормативно-правовыми актами сроки и порядке осуществить действия по предварительному согласованию предоставления Михайловой Т.С. земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" в собственность, корреспондирует положениям пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, прямо предусматривающего, что, в случае удовлетворения административного иска, в резолютивной части решения должно содержаться указание на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определённого действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Иные доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им была дана надлежащая правовая оценка, несогласие с которой не может повлечь отмену либо изменение решения и апелляционного определения.
В силу части 3 статьи 329 КАС РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия по переоценке установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, а также представленными участвующими в деле лицами доказательств.
Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения суда первой инстанции и апелляционного определения, по делу также не установлены.
Исходя из разъяснений, приведённых в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", в кассационном определении должен разрешаться вопрос об отмене приостановления исполнения судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 5 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 3 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Окружной администрации города Якутска - без удовлетворения.
Приостановление исполнения вступившего в законную силу решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 5 ноября 2020 года отменить.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.