Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края на решение Камчатского краевого суда от 7 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 19 ноября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению краевого государственного унитарного предприятия "Камчатский водоканал" о признании недействующим в части постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 17 декабря 2019 года N 316 "О внесении изменений в постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 19 декабря 2017 года N 814 "Об утверждении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение КГУП "Камчатский водоканал" потребителям Мильковского и Атласовского сельских поселений Мильковского муниципального района на 2018-2020 годы".
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения представителя Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края Циунеля Е.Н, поддержавшего доводы кассационной жалобы, а также заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Царевой М.Г, считавшей решение и апелляционное определение законными и обоснованными, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
17 декабря 2019 года Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края (далее - Региональная служба) было принято постановление N 316 "О внесении изменений в постановление Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края от 19 декабря 2017 года N 814 "Об утверждении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение КГУП "Камчатский водоканал" потребителям Мильковского и Атласовского сельских поселений Мильковского муниципального района на 2018-2020 годы" (далее - Постановление от 17 декабря 2019 года N 316), которое 18 декабря 2019 года было размещено на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, а 20 декабря 2019 года было опубликовано в региональном печатном издании "Официальные Ведомости".
С Постановлением от 17 декабря 2019 года N 316 не согласилось краевое государственное унитарное предприятие "Камчатский водоканал" (далее - КГУП "Камчатский водоканал", предприятие), подавшее в Камчатский краевой суд административное исковое заявление и признании данного нормативного акта не действующим в части.
В обоснование заявленных требований КГУП "Камчатский водоканал" указало, что Постановление от 17 декабря 2019 года N 316 противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку регулирующий орган при расчёте тарифа необоснованно исключил из необходимой валовой выручки заявленные предприятием на 2020 год амортизационные отчисления в размере 266 000 рублей, а также не учёл при расчёте тарифа экономически обоснованные расходы предприятия за 2018 год по статье "амортизация" в сумме 396 650 рублей.
Решением Камчатского краевого суда от 7 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 19 ноября 2020 года, административное исковое заявление КГУП "Камчатский водоканал" удовлетворено: Постановление от 17 декабря 2019 года N 316 признано не действующим в части исключения из тарифа амортизационных отчислений с даты принятия; с Региональной службы в пользу административного истца взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4 500 рублей.
2 марта 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Региональной службы, поданная 18 февраля 2021 года через Камчатский краевой суд, в которой ставится вопрос об отмене постановленных по делу решения и апелляционного определения по мотиву их незаконности и необоснованности, а также о вынесении по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Камчатского краевого суда от 7 августа 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 19 ноября 2020 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 20, части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, вправе обратиться лица, в отношении которых применён такой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации 13 мая 2013 года N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", а также Методическими указаниями по расчёту регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N 1746-э (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Из содержания части 1.1 раздела 1, подпункта "а" пункта 4 части 2.1 раздела 2 Положения о Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края, утверждённого постановлением Правительства Камчатского края от 19 декабря 2008 года N 424-П, следует, что Региональная служба является органом исполнительной власти Камчатского края, который осуществляет государственное регулирование цен и тарифов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, включая установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Как следует из материалов настоящего административного дела, Постановлением Региональной службы от 19 декабря 2017 года N 814 утверждались тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение КГУП "Камчатский водоканал" потребителям Мильковского и Атласовского сельских поселений Мильковского муниципального района Камчатского края на 2008-2020 годы.
30 апреля 2019 года предприятие обратилось к административному ответчику с заявлением о корректировке ранее утверждённых тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые КГУП "Камчатский водоканал".
Постановлением от 17 декабря 2019 года N 316, размещённым 18 декабря 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и 20 декабря 2019 года опубликованным в печатном издании "Официальные ведомости", Региональная служба внесла изменения в постановление от 19 декабря 2017 года N 814.
Части 2 и 6 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ предусматривают, что порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов устанавливается Основами ценообразования; такие тарифы могут устанавливаться с календарной разбивкой и дифференцироваться, в том числе по системам водоснабжения и (или) водоотведения, с учётом объёмов потребления, соответствия качества питьевой воды, горячей воды установленным требованиям, категорий сточных вод, жидких бытовых отходов, принимаемых в систему водоотведения, и иных критериев, установленных Основами ценообразования.
Из содержания пункта 24 Основ ценообразования следует, что необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надёжности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
При определении расчётных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объёмы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из источников информации, перечисленных в пункте 22 Основ ценообразования.
При определении фактических значений расходов орган регулирования тарифов использует данные бухгалтерской и статистической отчётности регулируемой организации за соответствующий период, а также данные, полученные по результатам мероприятий по контролю (пункт 23 Основ ценообразования).
К долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, относятся: базовый уровень операционных расходов; индекс эффективности операционных расходов; нормативный уровень прибыли; показатели энергосбережения и энергетической эффективности (уровень потерь воды, удельный расход электрической энергии), которые, за исключением параметров нормативного уровня прибыли, определяются в соответствии с разделом VIII Основ ценообразования (пункты 79, 79(1) Основ ценообразования).
В силу пункта 61 Основ ценообразования базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с методическими указаниями и включает в себя производственные расходы (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы, определённые в соответствии с пунктами 21 - 23, 39 - 42, 48 - 52 Основ ценообразования.
Пункт 80 Основ ценообразования предусматривает, что необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учётом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчёте тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей показатели, предусмотренные подпунктами "а" - "д" пункта 73 настоящего документа, а также с учетом положений пункта 78 Основ ценообразования.
Разрешая заявленные административные исковые требования, нижестоящие суды обосновано указали в решении и апелляционном определении, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с соблюдением формы нормативного правового акта, порядка его принятия и опубликования.
Между тем, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, указал в решении, что регулирующий орган при расчёте тарифа необоснованно исключил из необходимой валовой выручки КГУП "Камчатский водоканал" расходы на амортизацию основных средств, относимых к объектам водоснабжения и водоотведения, приобретённых (созданных) за счёт бюджетных средств, эксплуатируемых административным истцом и принадлежащих ему на праве хозяйственного ведения. Указав на допущенные Региональной службой в этой части нарушения требований Основ ценообразования, Методических указаний, Положения по бухгалтерскому учёту "Учёт основных средств" ПБУ 6/01, утверждённого приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 года N 26н (далее - Положение по бухгалтерскому учёту), Камчатский краевой суд со ссылкой на положения пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ признал Постановление от 17 декабря 2019 года N 316 не действующим в части исключения из тарифа соответствующий амортизационных отчислений с даты его принятия. В свою очередь, суд апелляционной инстанции, соглашаясь с позицией суда первой инстанции, дополнительно указал, что вопрос наличия (либо отсутствия) у КГУП "Камчатский водоканал" инвестиционной программы не выяснялся Региональной службой при проверке представленных административным истцом документов, поскольку из содержания экспертного заключения следует, что расходы предприятия по статье "амортизация" были исключены лишь на том основании, что имущество, находящее в хозяйственном ведении административного истца, не было приобретено за счёт собственных средств КГУП "Камчатский водоканал".
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с приведёнными выводами, положенными в основу решения и апелляционного определения.
В силу пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются право хозяйственного ведения имуществом (статья 294 Гражданского кодекса Российской Федерации) и право оперативного управления имуществом (статья 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Лицо, владеющее имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, наделено полномочиями собственника данного имущества по владению, пользованию и распоряжению, ограниченными лишь законом, целями деятельности, назначением имущества, а также заданиями его собственника.
Поэтому лицо, владеющее имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, обременено обязанностями по содержанию такого имущества, аналогичными обязанностям собственника.
По делу установлено и подтверждается имеющимися в деле доказательствами, что на основании распоряжений Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края за КГУП "Камчатский водоканал" на праве хозяйственного ведения закреплены находящиеся в государственной собственности объекты водопроводно-канализационного хозяйства, которые были приняты предприятием к учёту и используются им для осуществления регулируемой деятельности.
Согласно пункту 77 Основ ценообразования величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с методическими указаниями.
Как уже указывалось выше, пунктом 23 Основ ценообразования установлено, что при определении фактических значений расходов орган регулирования тарифов использует данные бухгалтерской и статистической отчётности регулируемой организации за соответствующий период, а также данные, полученные по результатам мероприятий по контролю.
Пунктом 89 Методических указаний определено, что величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с пунктом 28 Методических указаний, который, в свою очередь, предусматривает, что расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определённом в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учёте.
В соответствии с пунктом 7 Положения по бухгалтерскому учёту основные средства принимаются к бухгалтерскому учёту по первоначальной стоимости.
Пунктом 17 Положения по бухгалтерскому учёту определено, что стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации.
Порядок организации бухгалтерского учёта основных средств в соответствии с Положением по бухгалтерскому учёту определён Методическими указаниями по бухгалтерскому учёту основных средств, утверждёнными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 года N 91н, из содержания пункта 49 которых следует, что стоимость объектов основных средств, находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления (включая объекты основных средств, переданные в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление), погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено Положением по бухгалтерскому учёту.
Как верно указали суды первой и апелляционной инстанций, из системного анализа приведённых нормативных правовых актов следует, что какого-либо запрета на начисление амортизации на имущество, приобретённое (созданное) за счёт бюджетных средств целевого финансирования и закреплённое за государственным предприятием на праве хозяйственного ведения, действующее законодательство о государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения и законодательство о бухгалтерском учёте не содержат. Основные средства, используемые для осуществления регулируемой деятельности, которые были переданы предприятию в хозяйственное ведение органом государственной власти субъекта Российской Федерации, приняты административным истцом к учёту; КГУП "Камчатский водоканал" несёт бремя содержания данного имущества, следовательно, затраты по данной статье были необоснованно исключены Региональной службой из расчёта тарифа.
Доводы кассационной жалобы о том, что у предприятия отсутствовали фактические затраты на приобретение и изготовление объектов коммунального хозяйства, переданных ему в хозяйственное ведение; что при включении амортизации в необходимую валовую выручку, предприятие получит необоснованный доход, а также произойдёт необоснованный рост тарифов для населения; что у КГУП "Камчатский водоканал" отсутствует инвестиционная программа в сфере водоснабжения и водоотведения, - не опровергают правильных выводов судов первой и апелляционной инстанций о незаконности Постановления от 17 декабря 2019 года N 316 в обжалуемой части, по существу эти доводы сводятся к неверному субъективному толкованию норм материального права и не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судом апелляционной инстанции были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено, обстоятельства, влекущие безусловную отмену апелляционного определения, по делу не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Камчатского краевого суда от 7 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 19 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.