Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Бережнева Якова Романовича на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 24 ноября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 10 февраля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Бережнева Якова Романовича к Правительству Республики Саха (Якутия), Министерству строительства Республики Саха (Якутия), заинтересованное лицо МКУ "Департамент жилищных условий" городского округа "город Якутск", о признании незаконным отказа во включении в реестр.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бережнев Я.Р. обратился в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с вышеназванным административным исковым заявлением, просил признать незаконным решение комиссии по вопросам предоставления социальных выплат на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, по протоколу "данные изъяты" от 13 июля 2017 года, об исключении Бережнева Я.Р. из реестра ветеранов и инвалидов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года по г.Якутску; обязать восстановить в данном реестре.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является инвалидом 3-й группы, ветераном боевых действий, выполнял служебно-боевые задачи на территории Чеченской Республики, награжден орденом Мужества. С 12 марта 1999 года состоит как ветеран в очереди на улучшении жилищных условий. 7 сентября 2000 года ему выдан смотровой ордер на комнату по "адрес" в коридорном деревянном общежитии, в котором жить семьей невозможно. Распоряжением администрации п.Марха от 16 января 2007 года административный истец получил в собственность жилой дом по адресу: "адрес", молодежный поселок "Спутник-2", д.24/9. Данный дом находится в охранной зоне ЛЭП, строиться нельзя, проживать небезопасно. 16 января 2020 года Бережнев Я.Р. подал обращение о предоставлении информации о состоянии очередности. 7 августа 2020 года им получен ответ от директора МКУ "ДЖО" ГО "город Якутск" о том, что решением комиссии Правительства РС (Я) по вопросам предоставления социальных выплат на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, от 13 июля 2017 года административный истец исключен из реестра. С данным выводом комиссии административный истец не согласен, полагает, что его фактически лишили возможности улучшить жилищные условия.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 24 ноября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 10 февраля 2021 года, в удовлетворении административных исковых требований Бережнева Я.Р. отказано.
19 марта 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Бережнева Я.Р, поданная через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) 5 марта 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей позиции административный истец указал, что в настоящее время состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, с учета не снят. Комиссия исключила его из реестра именно как не нуждающегося в улучшении жилищных условий. От государства выделяется выплата из расчета 18 кв.м на человека.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 23 марта 2021 года кассационная жалоба Бережнева Я.Р. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (пункт 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с частями 4, 5 статьи 52 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Постановлением главы городского округа "Якутск" от 14 ноября 2008 года N 118 утверждено Положения о порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, разделом 8 которого определено, что размер учетной нормы площади жилого помещения, установленный в ГО "Город Якутск" не может превышать 9 кв.м на одного человека.
Согласно пунктам 8, 8.5 Порядка предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, утвержденного постановлением Правительства РС(Я) от 25 мая 2006 года N 226, для решения вопросов предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, с использованием средств субвенций из федерального бюджета Правительством Республики Саха (Якутия) создается Комиссия по вопросам предоставления социальных выплат на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее по тексту - Комиссия), состав которой утверждается распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия).
Комиссия по вопросам предоставления социальных выплат ежеквартально в течение 20 рабочих дней рассматривает сведения, представленные органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия), и документы граждан, и вносит рекомендации Министерству строительства Республики Саха (Якутия) для осуществления полномочий, указанных в пунктах 8.1 - 8.5 настоящего Порядка.
Министерство строительства Республики Саха (Якутия) принимает в течение 5 рабочих дней с момента предоставления Комиссией рекомендаций, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, решение об отказе в предоставлении социальной выплаты в случае обеспеченности жилым помещением в размере, равном учетной норме жилой площади, установленной органом местного самоуправления, и выше.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, Бережнев Я.Р. является инвалидом 3 группы, ветераном боевых действий.
С 12 марта 1999 года Бережнев Я.Р. состоит на учете в республиканском реестре ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года.
С 17 июня 2007 года Бережнев Я.Р. является собственником жилого дома площадью 75, 3 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
Согласно справке МКУ "Департамент жилищных отношений" городского округа "город Якутск" от 31 октября 2019 года в указанном доме зарегистрированы Бережнев Я.Р, его жена Бережнева Е.В, сыновья Бережнев А.Я. и Бережнев В.Я, племянница Константинова А.Г.
13 июля 2017 года комиссией Правительства Республики Саха (Якутия) по вопросам предоставления социальных выплат на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, принято решение об исключении Бережнева Я.Р. из республиканского реестра ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, в связи с обеспеченностью жилым помещением в размере, равном учетной норме жилой площади, установленной ОМСУ, и выше.
Не согласившись с указанным решением, Бережнев Я.Р. обжаловал его в суд, указав, что дом находится в охранной зоне ЛЭП, что препятствует дальнейшему строительству.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что общая площадь жилого дома на одного члена семьи Бережнева Я.Р. превышает учетную норму площади жилого помещения, применяемую для определения нуждаемости граждан в улучшении жилищных условий, в связи с чем оснований для признания незаконным исключения истца из республиканского реестра ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, не имеется.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, мотивированными, основанными на законе.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы, аналогичны позиции заявителя в судах первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, направлены на переоценку доказательств по делу, что в суде кассационной инстанции не допускается.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 24 ноября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 10 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Бережнева Я.Р. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.