Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Власенко И.Г, судей Виноградовой О.Н, Аноприенко К.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Закревского Виктора Францевича к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 1" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю о возложении обязанности произвести перерасчет выслуги лет, взыскании денежных средств, по кассационной жалобе Закревского Виктора Францевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 26 августа 2020 года.
Заслушав доклад судьи Аноприенко К.В, судебная коллегия
установила:
Закревский В.Ф. обратился в суд с иском к ФКУ "ИК-1" УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю о возложении обязанности произвести перерасчет выслуги лет, взыскании незаконно истребованных денежных средств, возмещении морального вреда, судебных расходов. В обоснование иска указано, что в период с 10 февраля 2004 года по 29 ноября 2019 года истец состоял на службе в ФСИН России. При расчете выслуги лет для назначения пенсии ответчик не засчитал период службы истца в таможенных органах с 10 февраля 1994 года по 5 мая 1998 года, поскольку Закревский В.Ф. занимал должность, не имея специального звания. Также в нарушение части 4 статьи 137 Трудового кодекса Российской Федерации ФКУ "ИК-1" УФСИН России по Хабаровскому краю затребовало у Закревского В.Ф. вернуть ранее излишне выплаченную ему надбавку за выслугу лет за июль-ноябрь 2019 года в общей сумме 22 559 руб. 72 копейки, которые истец вернул 16 декабря 2019 года.
Основываясь на сведениях архивных фондов УГСК ФТС России, согласно которым в выслугу лет Закревского В.Ф. включен стаж службы в таможенных органах Российской Федерации с 10 февраля 1994 года по 30 июня 2002 года, в выслугу лет для назначении пенсии на льготных условиях и в стаж выслуги лет засчитана служба с 10 февраля 1994 года по дату увольнения из таможенного органа - 11 сентября 2003 года, истец полагает, что спорный период подлежит включению в выслугу лет в ФСИН России.
Уточнив исковые требования, Закревский В.Ф. просил суд включить в стаж выслуги лет период службы в Ванинской таможне с 10 февраля 1994 года по 5 мая 1998 года, пересчитать стаж службы в льготном исчислении; взыскать с ответчика ФКУ ИК-1 УФСИН России незаконно истребованные при увольнении денежные средства в сумме 22 559 руб. 72 копейки, судебные расходы 5 000 руб.; взыскать с ответчиков в солидарном порядке денежную компенсацию морального вреда 5 000 руб. (т. 1 л.д. 51-53).
Решением Ванинского районного суда Хабаровского края от 8 июня 2020 года исковые требования удовлетворены частично. На УФСИН России по Хабаровскому краю возложена обязанность произвести перерасчет стажа службы Закревского В.Ф.; включить в стаж выслуги лет период службы в Ванинской таможне с 10 февраля 1994 года по 22 января 1995 года. С УФСИН России по Хабаровскому краю в пользу Закревского В.Ф. взысканы судебные расходы в размере 2 500 руб. С ФКУ "ИК-1" УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю в пользу Закревского В.Ф. взысканы незаконно истребованные при увольнении денежные средства в размере 22 559 руб. 72 копейки, денежная компенсация морального вреда 1 000 руб, судебные расходы 2 500 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 26 августа 2020 года решение суда первой инстанции отменено. По делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Закревский В.Ф. просит об отмене апелляционного определения, оставлении в силе решения суда первой инстанции. Основываясь на положениях пункта 1(4) постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации", в соответствии с которыми в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уволенным со службы с 1 августа 2018 г, помимо периодов, указанных в пункте 1 настоящего постановления, засчитываются в календарном исчислении периоды замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий, оспаривает выводы суда об отсутствии правовых оснований для включения спорного периода в выслугу лет, а также об отсутствии правовых основания для возложения на ответчика обязанности возвратить истцу денежное довольствие.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Изучив материалы гражданского дела, доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").
Принятое по делу решение указанным предписаниям закона не соответствует.
При разрешении гражданского дела судами установлено, что в период с 10 февраля 1994 года по 11 сентября 2003 года Закревский В.Ф. состоял на службе в Ванинской таможне (Хабаровский край, пос. Ванино) в должности инспектора. В период службы в таможенных органах Закревскому В.Ф. было присвоено специальное звание инспектор таможенной службы III ранга (приказ председателя ГТК России от 23 января 1995 года); с 3 марта 1997 года - инспектор таможенной службы II ранга (приказ начальника Ванинской таможни от 13 марта 1997 года N/ок).
С 9 февраля 2004 года по 13 декабря 2019 года Закревский В.Ф. проходил службу в ФКУ "ИК-1" УФСИН России по Хабаровскому краю.
При увольнении из уголовно-исполнительно системы истцу был произведен расчет выслуги лет, который на 13 декабря 2019 года для назначения пенсии составил 31 год 00 месяцев 11 дней, для выплаты единовременного пособия (общая продолжительность выслуги лет) - 23 года 01 месяц 09 дней, для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания - 24 года 05 месяцев 22 дня, календарная выслуга в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера - 21 год 02 месяц 10 дней.
В выслугу лет Закревскому В.Ф. для назначения пенсии не был включен период службы в Ванинской таможне с 10 февраля 1994 года по 5 мая 1998 года.
В связи с ошибочным применением ФКУ "ИК-1" УФСИН России по Хабаровскому краю при расчете ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслуги лет) 40% надбавки вместо 30% за период июль-ноябрь 2019 года в общей сумме 22 559 руб. 72 копейки, ответчик направил истцу требование о возврате суммы переплаты, которое было исполненного Закревским В.Ф.
Полагая незаконными указанные действия, Закревский В.Ф. обратился в суд с иском к ФКУ "ИК-1" УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю о возложении обязанности произвести перерасчет стажа службы, взыскании незаконно истребованных денежных средств, возмещении морального вреда.
Удовлетворяя частично данный иск, суд первой инстанции руководствовался Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы в Российской Федерации", Федеральным законом от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Федеральным законом от 30 июня 2002 года N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)", Федеральным законом от 21 июня 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", Таможенным кодексом Российской Федерации от 18 июня 1993 года N 5221-1, постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 года N 43 "О порядке исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 года N 103 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям", Положением о порядке присвоения специальных званий должностным лицам таможенных органов и организаций таможенной службы Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 24 октября 1992 года N 1299, и исходил из того, что в спорный период времени Закревский В.Ф. являлся должностным лицом Ванинской таможни,
замещающим должность инспектора, для которой предусмотрены специальные звания инспектор таможенной службы III II ранга, приравненные к специальным званиям сотрудников таможенных органов (лейтенант, старший лейтенант), введенных Федеральным законом "О службе в таможенных органах Российской Федерации", что следует из постановления Правительства Российской Федерации от 25 мая 1998 N 505 "Вопросы приравнивания специальных званий сотрудников таможенных органов Российской Федерации".
Следовательно, указанный период службы истца в Ванинской таможне подлежит включению в стаж службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам учреждений уголовно-исполнительной системы в соответствии с подпунктом "р" пункта 2 Положения о порядке исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и таможенных органов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 года N 43, в соответствии с которым в выслугу лет для назначения надбавки сотрудникам засчитываются периоды службы в таможенных органах СССР, а также в таможенных органах Российской Федерации в качестве сотрудников, имеющих специальные (персональные) звания.
При этом суд возложил на УФСИН России по Хабаровскому краю обязанность включить в стаж выслуги лет Закревского В.Ф. период службы в Ванинской таможне с 10 февраля 1994 года по 22 января 1995 года, поскольку, по мнению районного суда, остальная часть спорного периода была включена ответчиком в стаж выслуги истца в добровольном порядке.
Также суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерности требования ответчика к Закревскому В.Ф. возвратить ошибочно начисленную и выплаченную надбавку за выслугу лет за июль-ноябрь 2019 года в общей сумме 22 559 руб. 72 копейки как нарушающего предписания части 4 статьи 137 Трудового кодекса Российской Федерации и подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку указанные суммы были получены истцом при отсутствии с его стороны недобросовестности в их начислении и выплате работодателем.
Отменяя данное решение и принимая решение об отказе в удовлетворении иска в полном объеме, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии у Закревского В.Ф. права на включение в стаж выслуги лет спорного периода службы в Ванинской таможне, поскольку материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих прохождение истцом службы в период с 10 февраля 1994 года по 22 января 1995 года в таможенных органах в специальном звании.
Делая такой вывод, суд апелляционной инстанции дал толкование пункту 1(4) постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N, из которого, по мнению названного суда, следует, что право на включение в выслугу лет стажа службы в таможенных органах возникает у истца при наличии у него в период прохождения таможенной службы специального звания.
Также суд апелляционной инстанции посчитал необоснованным удовлетворение требований о взыскании в пользу истца 22 559 руб. 72 копеек, поскольку указанные денежные средства были возвращены истцом добровольно после прекращения службы.
В кассационной жалобе Закревский В.Ф. ставит вопрос об отмене судебного постановления суда апелляционной инстанции в связи с существенным нарушением при его принятии норм материального права, регулирующих спорные отношения, и норм процессуального права.
Такие доводы, по мнению суда кассационной инстанции, заслуживают внимания по следующим мотивам.
Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" стаж службы (выслуга лет) в уголовно-исполнительной системе исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (далее - надбавка за выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в уголовно-исполнительной системе, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.
В соответствии с частью 5 статьи 38 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ порядок исчисления стажа службы (выслуги лет) в уголовно-исполнительной системе для назначения пенсии за выслугу лет установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации".
Пунктом 1(4) постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 установлено, что в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уволенным со службы с 1 августа 2018 г, помимо периодов, указанных в пункте 1 настоящего постановления, засчитываются в календарном исчислении, кроме иных - период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий.
В соответствии с пунктом 1 части 6, частью 7 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, наряду с денежным довольствием подлежит выплате ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет).
Порядок исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки определяется постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 года N 43 "О порядке исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации".
Подпунктом "р" пункта 2 Положения об исчислении стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 года N 43, предусмотрено, что в стаж службы (выслугу лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации включается время службы в таможенных органах СССР, таможенных органах Российской Федерации в качестве сотрудников, имеющих специальные (персональные) звания.
Таким образом, в соответствии с приведенными положениями федерального законодательства, Правительством Российской Федерации установлен различный порядок учета сотрудникам уголовно-исполнительной системы службы в таможенных органах при исчислении стажа службы (выслуги лет) для назначения пенсии и для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет):
- для назначения пенсии в выслугу лет подлежит включению период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий;
- для выплаты ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет) подлежит включению время службы в таможенных органах СССР, таможенных органах Российской Федерации в качестве сотрудников, имеющих специальные (персональные) звания.
Отличия приведенных положений состоят в том, что для назначения пенсии указанным сотрудникам в выслугу лет подлежит включению период замещения должностей в таможенных органах, по которым предусмотрено присвоение специальных званий, даже в случае, когда такое звание еще не было присвоено, но сотрудник проходил службу в этой должности, а для назначения надбавки за выслугу лет - только период службы в качестве сотрудника в специальном (персональном) звании.
При разрешении гражданского дела судами не учтено, что в предъявленном иске Закревский В.Ф. просит о признании права на включение в стаж службы (выслугу лет) периода службы в таможенных органах с 10 февраля 1994 года по 5 мая 1998 года для назначения пенсии, а не для выплаты ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет).
В этой связи суд первой инстанции ошибочно сослался на добровольное включение ответчиком в стаж службы части спорного периода с 23 января по 5 мая 1998 года, поскольку данное решение ответчика имело место на момент увольнения Закревского В.Ф, принято в целях определения стажа службы (выслуги лет) 24 года 05 месяцев 22 дня для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания, что предметом спора по настоящему делу не является. На данный факт истец ссылается в своем исковом заявлении.
В результате чего суд первой инстанции не дал оценку спорному периоду службы истца в целях защиты его прав и законных интересов, обозначенных в исковом заявлении.
Неверно определив предмет спора, суд первой инстанции ошибочно сослался на применение в настоящем деле постановления Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 года N, которым урегулирован порядок учета сотрудникам уголовно-исполнительной системы службы в таможенных органах при исчислении стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), а не для назначения пенсии. Требования о перерасчете выслуги лет в льготном порядке предметом рассмотрения в суде первой инстанции не были.
При разрешении дела в суде апелляционной инстанции судебная коллегия не устранила ошибки, допущенные судом первой инстанции, приняла за основу неверные выводы такого суда о наличии спора только по периоду службы истца в должности инспектора Ванинской таможни с 10 февраля 1994 года по 22 января 1995 года, не установиласущественные для дела обстоятельства, в том числе относится ли должность, замещаемая истцом в спорный период службы в Ванинской таможне, к должности таможенных органов, по которой предусмотрено присвоение специальных званий, и применила ошибочное толкование регулирующих спорные отношения нормативных правовых актов, что повлекло не основанный на таких актах вывод об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку истец не имел специального звания.
В нарушение содержания актов приведенного законодательства, а также статьи 420 Таможенного кодекса Российской Федерации от 18 июня 1993 года N, части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не дал надлежащей оценки представленным в деле доказательствам, в том числе не исследовал возражения УФСИН России по Хабаровскому краю от 12 мая 2020 года и приложения к ним, содержащие сведения о том, что приказом УФСИН России по Хабаровскому краю от 8 мая 2020 года N-лс спорный период службы истца в таможенных органах был включен в выслугу лет Закревского В.Ф. для назначения пенсии по линии ФСИН, после чего продолжительность выслуги лет в этих целях составила 34 года 03 месяца 23 дня (т. 1 л.д. 83, 88-90, 91).
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Принимая во внимание допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права, учитывая полномочия суда апелляционной инстанции на повторное рассмотрение дела в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в целях соблюдения разумных сроков судопроизводства по настоящем делу, суд кассационной инстанции полагает необходимым отменить обжалуемое апелляционное определение и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 26 августа 2020 года отменить, гражданское дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий И.Г. Власенко
Судьи О.Н. Виноградова
К.В. Аноприенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.