Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Рахманкиной Е.П, судей Агафоновой Е.В, Войты И.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Совета депутатов муниципального округа Куркино на решение Московского городского суда от 09 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 сентября 2020 года по административному делу по административному иску прокуратуры города Москвы о признании недействующим решения Совета депутатов муниципального округа Куркино от 17 марта 2020 года N 6-4 " О проведении опроса жителей муниципального округа Куркино" (дело 3а-3993/2020), Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Рахманкиной Е.П, объяснения представителя прокуратуры Смирновой М.В, возражавшей против доводов жалобы, УСТАНОВИЛА:
Советом депутатов муниципального округа Куркино принято решение от 17 марта 2020 года N 6-4 "О проведении опроса жителей муниципального округа Куркино", которое опубликовано в бюллетене "Московский муниципальный вестник" N 6 (245) март 2020, том 3 (далее решение от 17 марта 2020 года N 6-4).
Указанным решением от 17 марта 2020 года N 6-4 утвержден Порядок проведения опроса жителей муниципального округа Куркино, также определен период проведения опроса с 11 по 19 апреля 2020 года.
Согласно разделу II Порядка проведения опроса жителей муниципального округа Куркино на опрос вынесены следующие вопросы:
Нужно ли строить новые храмовые комплексы Русской православной церкви (объекты религиозного назначения) дополнительно к существующим объектам в Куркино?
Какое количество новых храмовых комплексов Русской православной церкви необходимо построить в Куркино?
Нужно ли строить новые школы и детские сады в Куркино?
Нужно ли строить метро в Куркино?
Нужно ли организовывать платные парковки в Куркино?
Прокуратура города Москвы в интересах неопределенного круга лиц, обратилась с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия решения Совета депутатов муниципального округа Куркино от 17 марта 2020 года N 6-4.
В обоснование заявленных требований указано, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит положениям статей 1, 31, 79 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статье 8 Закона города Москвы от 6 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве".
По мнению административного истца, указанные нормативные правовые акты не относят к вопросам местного значения муниципальных округов в городе Москве решение вопросов необходимости строительства новых храмовых комплексов Русской православной церкви, школ, детских садов и метро, организации платных парковок.
Решением Московского городского суда от 9 июня 2020 года административное исковое заявление прокуратуры города Москвы удовлетворено. Признано недействующим с момента принятия решение Совета депутатов муниципального округа Куркино от 17 марта 2020 года N 6-4 "О проведении опроса жителей муниципального округа Куркино".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 сентября 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в Московский городской суд 09 февраля 2021 года, заявитель ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований, по мотиву неправильного применения судами норм материального права.
В судебном заседании представитель прокуратуры возражал против доводов жалобы, считает состоявшиеся по данному делу судебные акты законными и обоснованными.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч.2 ст.329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно ч.2 ст. 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами не допущено.
Разрешая спор и удовлетворяя требования суд первой инстанции, проанализировав содержание оспариваемого нормативного правового акта, пришел к выводу (с которым согласился суд апелляционной инстанции), что выносимые на опрос жителей муниципального округа Куркино вопросы не относятся к вопросам местного значения, находящимся в исключительной компетенции органа местного самоуправления.
При этом суды исходили из следующего.
В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 6 октября 2003 года N131-ФЗ), местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Части 1, 3, 4 статьи 31 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ определяют, что опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Опрос граждан проводится по инициативе представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - по вопросам местного значения. Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Статья 46 Устава муниципального округа Куркино предусматривает, что опрос граждан проводится по инициативе главы муниципального округа или Совета депутатов на всей территории муниципального округа или на части его территории для выявления и учета мнения населения при принятии органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления решений по вопросам местного значения.
Кроме того, федеральный законодатель в части 5 статьи 31 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ установилнеобходимость принятия решения о назначении опроса граждан представительным органом муниципального образования, а также какие вопросы должны быть урегулированы в нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан: дата и сроки проведения опроса; формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса; методика проведения опроса; форма опросного листа; минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе.
Согласно части 3 статьи 79 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства.
Закон города Москвы от 6 ноября 2002 года N56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" (далее Закон города Москвы от 6 ноября 2002 года N56) в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными федеральными законами и Уставом города Москвы устанавливает принципы и порядок организации местного самоуправления в городе Москве, его правовые, территориальные и финансово-экономические основы, государственные гарантии его реализации.
Согласно подпунктам "а"-"ж" пункта 23.1 части 1 статьи 8 Закона города Москвы от 6 ноября 2002 года N56 к вопросам местного значения муниципального округа отнесено внесение в соответствии с Законом города Москвы от 25 июня 2008 года N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" в орган исполнительной власти города Москвы, уполномоченный в области градостроительного проектирования и архитектуры, или в соответствующую окружную комиссию по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы предложений в части, касающейся территории муниципального образования:
а) к проектам Генерального плана города Москвы, изменений Генерального плана города Москвы;
б) к проектам правил землепользования и застройки;
в) к проектам территориальных, отраслевых схем, содержащих положения о развитии, реконструкции, реорганизации жилых территорий, особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий, территорий в зонах охраны объектов культурного наследия и исторических зонах;
г) к проектам планировки территорий;
д) к проектам межевания не подлежащих реорганизации жилых территорий, на территориях которых разработаны указанные проекты;
ж) к проектам решений о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка, объекта капитального строительства или на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства.
Из раздела I оспариваемой нормы следует, что Порядок проведения опроса жителей муниципального округа Куркино разработан в соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ, Закона города Москвы от 6 ноября 2002 года N56, статьи 46 Устава муниципального округа Куркино и проводится в целях определения мнения жителей муниципального округа Куркино по некоторым вопросам местного значения (пункт "б" части 23.1 статьи 8 Закона города Москвы от 6 ноября 2002 года N56) и его учете при принятии решений Советом депутатов муниципального округа Куркино.
Как следует из судебных актов и установлено судами, на опрос были вынесены следующие вопросы: Нужно ли строить новые храмовые комплексы Русской православной церкви (объекты религиозного назначения) дополнительно к существующим объектам в Куркино? Какое количество новых храмовых комплексов Русской православной церкви необходимо построить в Куркино? Нужно ли строить новые школы и детские сады в Куркино? Нужно ли строить метро в Куркино? Нужно ли организовывать платные парковки в Куркино?
Судом первой инстанции проверен порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, опубликования и введения его в действие.
Проведя сравнительный анализ приведенных правовых предписаний федерального и регионального законодательства с нормами оспариваемого Порядка проведения опроса жителей муниципального округа Куркино, суды пришли к обоснованному выводу о его противоречии законодательству, имеющему большую юридическую силу, в частности, Федеральному закону от 6 октября 2003 года N131-ФЗ и Закону города Москвы от 6 ноября 2002 года N56.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов, что оспариваемое решение, выходит за пределы вопросов местного значения. Решение вопросов о необходимости строительства новых храмовых комплексов Русской православной церкви, новых школ и детских садов, метро, организации платных парковок, к вопросам местного значения муниципальных округов города Москвы не относится.
Выводы судов судебная коллегия находит обоснованными и состоятельными, основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права.
Вопреки доводам кассационной жалобы судами при разрешении настоящего дела правильно применены нормы материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, направлены на оспаривание обоснованности их выводов, и не могут служить предусмотренными ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Ссылок на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит.
С учётом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 329, 330 КАС РФ судебная коллегия по административным делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского городского суда от 09 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Совета депутатов муниципального округа Куркино без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч.2 ст. 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.