Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Репиной Е.В, судей Смирновой Е.Д, Шеломановой Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Голосовой Екатерины Евгеньевны на решение Ярославского районного суда Ярославской области от 11 июня 2020 г. (дело N 2а-814/2020), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 11 декабря 2020 г. (дело N 33а-4957/2020), вынесенные по административному делу по административному иску Голосовой Екатерины Евгеньевны к Администрации Кузнечихинского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области о признании незаконным бездействия, заслушав доклад судьи Репиной Е.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Постановлением администрации Кузнечихинского сельского поселения N 384 от 07.11.2014 семья Голосова Евгения Алексеевича в составе: он сам, жена - Голосова Екатерина Евгеньевна, сын - ФИО12, сын - ФИО13, признана нуждающейся в жилом помещении, для участия в областной целевой программе "Государственная поддержка молодых семей Ярославской области в приобретении (строительстве) жилья" на 2011-2015 годы и поставлена на учет.
17.01.2020 в адрес Голосовой Е.Е. администрацией Кузнечихинского сельского поселения ЯМР направлено извещение, согласно которому Голосова Е.Е. не включена в сводный список молодых семей, изъявивших желание участвовать в мероприятии "Обеспечение жильем молодых семей" ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее по тексту - Сводный список), по причине достижения супругом 36-летнего возраста.
Голосова Е.Е. обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным не включение администрацией Кузнечихинского сельского поселения Ярославского района Ярославской области истца и членов ее семьи в Сводный список, обязать администрацию Кузнечихинского сельского поселения Ярославского района Ярославской области восстановить истца и членов ее семьи в Сводном списке по состоянию на момент исключения истца из списков с учетом изменений произошедших после исключения (продвижение вперед по спискам).
В обоснование заявленных требований истец указала, что 29.03.2019 в администрацию Кузнечихинского сельского поселения Ярославского района Ярославской области подан полный комплект документов для продолжения участия в программе государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации". С 25.11.2019 у истца в связи с расторжением брака изменился состав семьи, о чем администрация Кузнечихинского сельского поселения ЯМР была уведомлена. На момент получения уведомления о не включении истца в Сводный список, ей не исполнилось 36 лет.
Решением Ярославского районного суда Ярославской области от 11 июня 2020 г, оставленным без изменения судебной коллегией по административным делам Ярославского областного суда от 11 декабря 2020 г, в удовлетворении административных исковых требований Голосовой Е.Е. отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 5 февраля 2021 г, административный истец Голосова Е.Е. просит об отмене состоявшихся судебных актов, указывая на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 КАС РФ, определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений из обжалуемых судебных актов не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, администрацией Кузнечихинского сельского поселения ЯМР при составлении списка молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" по Кузнечихинскому сельскому поселению Ярославского муниципального района на 2020 год, подлежащего направлению в Департамент по физической культуре, спорту и молодежной политике Ярославской области, семья Голосовых (в составе 4 человек) была включена в данный список.
Полученная от Голосовой Е.Е. копия решения мирового судьи судебного участка N 3 Ярославского судебного района Ярославской области от 25.11.2019 о расторжении брака между Голосовой Е.Е. и Голосовым Е.А. была донаправлена в Департамент по физической культуре, спорту и молодежной политике Ярославской области.
Приказами Департамента по физической культуре, спорту и молодежной политике Ярославской области от 03.12.2019 N 348/2, от 16.12.2019 N376 утверждены: список претендентов на получение социальной выплаты в 2020 году; список молодых семей, включенных в резерв на получение социальной выплаты в текущем году. В данные списки семья истца включена не была.
17.01.2020 Голосова Е.Е. уведомлена администрацией Кузнечихинского сельского поселения ЯМР о невключении семьи в сводный список молодых семей, изъявивших желание участвовать в мероприятии "Обеспечение жильем молодых семей" ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" по причине достижения Голосовым Е.А. 36-летнего возраста.
Оспаривая незаконность принятого решения, Голосова Е. Е. указала, что в связи с расторжением брака 25.11.2019 у нее изменился состав семьи, о чем администрация Кузнечихинского сельского поселения ЯМР была уведомлена, таким образом исключение семьи из списков по причине достижения одним из супругов 36 - летнего возраста является незаконным.
Разрешая настоящий спор, суды обеих инстанций, не усмотрели законных оснований для удовлетворения заявленных административным истцом Голосовой Е.Е. требований, поскольку исходили из того, что бездействия администрации Кузнечихинского сельского поселения ЯМР в части невключения истца и его семьи в Сводный список не допущено, совершение действий по включению в Сводный список к компетенции административного ответчика не относится; администрацией Кузнечихинского сельского поселения ЯМР совершены надлежащие действия, в пределах своей компетенции, которые не привели к нарушению законных прав и интересов административного истца.
Судебная коллегия находит указанные выводы правильными основанными на обстоятельствах дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права судами при рассмотрении дела не допущено.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 г. N 675 была утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы, составной частью которой являлась подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", включающая Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, затем Постановлением от 17.12.2010 г. N 1050 утверждена новая федеральная целевая программа на 2011 - 2015 годы, а в последующем на 2015 - 2020 годы и соответствующие Правила.
Пунктом 24 Правил установлено, что орган местного самоуправления в период с 1 января до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой государственным заказчиком подпрограммы (пункт 26 Правил).
В соответствии с п. 28 Правил орган местного самоуправления доводит до сведения молодых семей - участников мероприятий ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в соответствующем году, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросу включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Аналогичные положения предусмотрены Постановлениями Правительства Ярославской области от 17.03.2011 N 171-п (действовавшего до 26.06.2020) и от 11.06.2020 N 514-п "О реализации отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050" утвердившим Положение о порядке предоставления молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, действующим с 27.06.2020.
Учитывая, что администрацией Кузнечихинского сельского поселения ЯМР выполнены все необходимые действия, предусмотренные Положением о порядке предоставления молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, полученная от Голосовой Е.Е. копия решения от 25.11.2019 о расторжении брака между Голосовой Е.Е. и Голосовым Е.А. администрацией направлена в Департамент по физической культуре, спорту и молодежной политике, судебными инстанциями правомерно не установлен факт бездействия административного ответчика и нарушения прав, законных интересов административного истца.
Действия Департамента по физической культуре, спорту и молодежной политике Ярославской области по не включению истца и членов ее семьи в сводный список молодых семей, изъявивших желание участвовать в мероприятии "Обеспечение жильем молодых семей" ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ", обжалованы Голосовой Е.Е. в судебном порядке.
Решением Кировского районного суда города Ярославля от 18.08.2020, с учетом определения судьи Кировского районного суда города Ярославля от 23.09.2020 об исправлении описки, в удовлетворении исковых требований Голосовой Е.Е. отказано.
Доводы кассационной жалобы об изменении состава семьи истца о чем администрация Кузнечихинского сельского поселения ЯМР была уведомлена, и не совершении действий по проверке нуждаемости в улучшении жилищных условий истца, не свидетельствуют о бездействии администрации, поскольку при формировании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, представлении этих списков в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, администрация руководствовалась имеющимися в распоряжении документами, поданными административным истцом на дату 29 марта 2019 г.
Иные доводы кассационной жалобы относительно неисполнения обязанности органом местного самоуправления на включение молодой семьи в резерв, не могут быть предметом судебной проверки суда кассационной инстанции, так как не являлись предметом заявленных административных требований.
Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с выводом суда первой и апелляционной инстанций и не содержат ссылок на нарушения норм материального или норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов.
Доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание обоснованности выводов судов об установленных обстоятельствах, и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ярославского районного суда Ярославской области от 11 июня 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 11 декабря 2020 г. - оставить без изменения, кассационную жалобу Голосовой Екатерины Евгеньевны - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 6 апреля 2020 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.