Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Репиной Е.В, судей Смирновой Е.Д, Шеломановой Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного истца Магомедова Зураба Нурахмедовича - Джафарова Камиля Рамизовича на решение Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 19 августа 2020 г. (дело N 2а-106/2020), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 16 декабря 2020 г. (дело N 33а-6063/2020), вынесенные по административному делу по административному иску Магомедова Зураба Нурахмедовича к ИФНС России N 30 по г. Москве о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия, заслушав доклад судьи Репиной Е.В, объяснения представителей ИФНС России N 30 по г. Москве Барзилова Д.С, Пенсионного Фонда Российской Федерации Кравцовой Н.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Магомедов З.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие ИФНС России N 30 по г. Москве, выразившееся в отказе аннулировать сумму задолженности по уплате страховых взносов и взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, обязательное медицинское страхование в ФОМС в общем размере 209 636 руб. 42 коп, возложить обязанность аннулировать указанную задолженность, выдать справку об отсутствии задолженности.
В обоснование требований административный истец указал, что согласно требованию N 24284 об уплате налога, сбора, страховых взносов и прочего по состоянию на 08.11.2018 за Магомедовым З.Н. числится задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, обязательное медицинское страхование в ФОМС. Общая сумма задолженности составляет 209 636, 42 руб. 13 августа 2019 г. Магомедов З.Н. обратился в налоговый орган с просьбой аннулировать в базе данных сведения о наличии сумм задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, обязательное медицинское страхование в ФОМС в размере 209 636, 42 руб. и выдать справку об отсутствии задолженности. Инспекция никаких действий по данному заявлению не совершила. 18 ноября 2019 г. Магомедов З.Н. подал жалобу в Управление ФНС России по г. Москве в порядке статьи 138 НК РФ, соответствующее решение об аннулировании задолженности вышестоящим органом не принято.
Решением Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 19 августа 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегией по административным делам Московского городского суда от 16 декабря 2020 г, в удовлетворении административного иска Магомедова З.Н. отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 15 февраля 2021 г, представитель административного истца Магомедова З.Н. - Джафаров К.Р. просит об отмене состоявшихся судебных актов, указывая на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, неверную оценку представленных сторонами доказательств.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 КАС РФ, определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера были допущены судами при рассмотрении указанного спора.
Как следует из материалов дела, Магомедов З.Н. был зарегистрирован в ЕГРИП в качестве индивидуального предпринимателя, деятельность прекращена с 15.11.2018.
На момент прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя у Магомедова З.Н. имелась задолженности:
в размере 17 317, 74 руб. - страховые взносы на обязательное медицинское страхование в ФОМС до 01.01.2017;
в размере 9 566, 24 руб. - страховые взносы на обязательное медицинское страхование в ФОМС до 01.01.2017;
в размере 31 932, 72 руб. - страхование в ПФ РФ до 01.01.2017;
в размере 68 418, 48 руб. - страхование в ПФ РФ до 01.01.2017;
в размере 38 287, 92 руб. - страхование в ПФ РФ до 01.01.2013;
в размере 27 018, 34 руб. - страхование в ПФ РФ до 01.01.2013;
в размере 293, 10 руб. - страховые взносы на обязательное медицинское страхование в ФОМС с 01.01.2017 до 15.10.2018;
в размере 4 615, 40 руб. - страховые взносы на обязательное медицинское страхование в ФОМС с 01.01.2017 до 15.10.2018;
в размере 20 979, 11 руб. - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ с 01.01.2017 до 15.10.2018;
в размере 1 315, 67 руб. - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ с 01.01.2017 до 15.10.2018.
13 августа 2019 г. Магомедов З.Н. обратился в Инспекцию ФНС России N 30 по Москве с заявлением об аннулировании в базе данных налоговой службы сведений о наличии суммы задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, обязательное медицинское страхование в ФОМС в размере 209 636, 42 руб.
18 ноября 2019 г. Магомедов З.Н. подал жалобу в Управление ФНС России по г. Москве в порядке статьи 138 НК РФ.
Инспекцией Федеральной налоговой службы России N 30 по г. Москве приняты решения N 2 от 6 декабря 2019 г, N 3 от 13 января 2020 г, N 613 от 17 июня 2020 г. о признании безнадежными к взысканию сумм задолженности 102 282, 32 руб, 74, 12 руб, 67 793, 37 руб.
На 21 июня 2020 г. согласно представленным ИФНС России N 30 по г. Москве сведениям за Магомедовым З.Н. числилась задолженность:
в размере 17 317, 74 руб, пени 10 757, 86 руб. - страховые взносы на обязательное медицинское страхование в ФОМС до 01.01.2017;
в размере пени 112, 31 руб. - страхование в ПФ РФ до 01.01.2013;
в размере 4 615, 40 руб, пени 610, 69 руб, - страховые взносы на обязательное медицинское страхование в ФОМС с 01.01.2017 до 15.10.2018;
в размере 20 979, 11 руб, пени 2759, 22 руб. - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ с 01.01.2017 до 15.10.2018.
Разрешая настоящий спор, суды первой и апелляционной инстанций, не усмотрели оснований для удовлетворения заявленных административным истцом Магомедовым З.Н. требований, поскольку исходили из того, что оснований для исключения налоговой задолженности у административного ответчика не имелось; незаконного бездействия ИФНС России N 30 по г. Москве, выразившегося в отказе аннулирования в базе данных налоговой службы сведений о наличии у Магомедова З.Н. задолженности, не допущено.
Не ставя под сомнение законность выводов судов относительно отсутствия бездействия налогового органа в части списания безнадежной задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФОМС на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ с 01.01.2017, судебная коллегия считает необходимым отметить следующее.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулировал Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ, утративший силу с 1 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
В силу положений Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" с 1 января 2017 года взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации (часть 2 статьи 4 и статья 5).
Таким образом, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется налоговыми органами Российской Федерации с 1 января 2017 года.
Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ на лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя, возложена обязанность по уплате соответствующих страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд медицинского страхования и определены размеры этих взносов (статьи 5, 14).
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 436-ФЗ установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ, задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Из приведенного законоположения прямо следует, что признание безнадежной к взысканию и списанию недоимки (пени, штрафов) по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации возможно при соблюдении следующих условий: во-первых, задолженность относится к расчетным (отчетным) периодам, истекшим до 1 января 2017 года, и, во-вторых, задолженность числится за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя.
Недоимка по страховым платежам, не превышающая установленный частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 г. 212-ФЗ размер, в силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. 436-ФЗ может быть признана безнадежной к взысканию и подлежащей списанию.
В случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда РФ и органами Фонда социального страхования РФ недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 г, а также доначисленных ими сумм, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 1 января 2017 г. до даты подписания акта приема-передачи указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговым органом по месту жительства физического лица (месту учета индивидуального предпринимателя) в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (ч. 3.1 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ).
Приказом ФНС России от 14.05.2018 N ММВ-7-8/256@ утвержден соответствующий Порядок признания безнадежными к взысканию и списания налоговым органом переданных органами пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года.
В силу требований процессуального закона обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
Однако, как следует из материалов настоящего административного дела, суды первой и апелляционной инстанции не учли приведенные выше нормы и не исследовали обстоятельства, связанные с уплатой (взысканием, списанием) недоимки по страховым взносам и пеням административного истца до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 436-ФЗ; не установили возможность списания налоговым органом страховых взносов за периоды истекшие до 01.01.2017 в суммах 112, 31 руб. (пени), 17 317, 74 руб, 10 757, 86 руб. (пени), тогда как данные обстоятельства имеют значение для правильного разрешения административного дела и подлежат обязательному установлению и исследованию в ходе судебного разбирательства.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене, как принятые с существенным нарушением норм материального права, а дело - передаче на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела судам следует учесть изложенную в настоящем определении правовую позицию с целью восстановления прав административного истца; учитывая частичное добровольное списание задолженности, уточнить суммы, числящиеся за Магомедовым З.Н. в качестве задолженности по страховым взносам; дать оценку действиям налогового органа, не осуществившим списание задолженности по заявлению Магомедова З.Н. за периоды истекшие до 01.01.2017 в суммах 112, 31 руб. (пени), 17 317, 74 руб, 10 757, 86 руб. (пени).
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 19 августа 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 16 декабря 2020 г. отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в Дорогомиловский районный суд г. Москвы.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 6 апреля 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.