Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Склярука С.А.
судей Шеломановой Л.В, Репиной Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Рытова Андрея Федоровича на решение Фрунзенского районного суда г. Иваново от 6 февраля 2020 года и апелляционное определение Судебная коллегия по административным делам Ивановского областного суда 21 июля 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Рытова Андрея Федоровича к заместителю прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ивановской области Евтушенко В.Г, прокуратуре Ивановской области о признании незаконным решения в форме ответа и обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Шеломановой Л.В, объяснения административного истца, данных путем использования систем видеоконференц-связи Рытова А.Ф, представителя административного ответчика по доверенности прокурора Бобылеву О.А, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, УСТАНОВИЛА:
Административный истец Рытов А.Ф. обратился в суд с административным иском о признании незаконным решения заместителя прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ивановской области Евтушенко В.Г, содержащееся в ответе от 13 ноября 2020 года на заявление Рытова А.Ф. от 24 октября 2019 года об ознакомлении его с материалами прокурорских проверок, проведенных по его обращениям в спецпрокуратуру за период с 2012 года. В качестве мер по восстановлению нарушенного права просил обязать спецпрокуратуру ознакомить административного истца с материалами прокурорских проверок, проведенных по его обращениям за указанный период.
В обоснование административного иска указано, что отбывая наказание в Федеральном казенном учреждении Исправительная колония N4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области (далее ФКУ ИКN4), 24 октября 2019 года Рытов А.Ф. обратился в Ивановскую прокурату по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ивановской области с заявлением, в котором просил ознакомить его с материалами прокурорских проверок по рассмотрению его обращений. Ответом от 14 ноября 2020 года, административному истцу разъяснен порядок ознакомления с материалами проверок лично или через представителя. Одновременно в письме указано, что особая процедура ознакомления с проверочными материалами лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, законодательством не предусмотрена. Оспариваемое решение должностного лица, данное в форме ответа, нарушает права и законные интересы административного истца, препятствует в реализации его конституционных прав.
Решением Фрунзенского районного суда г. Иваново от 6 февраля 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда 21 июля 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе административный истец просит вышеуказанные судебные акты отменить, вынести новое решение об удовлетворении административных исковых требований, полагая, что оспариваемые судебные постановления приняты при неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм материального права.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Административный истец доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика против удовлетворения кассационной жалобы возражал по мотивам необоснованности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно части 2 статьей 328 КАС РФ основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Судами в ходе рассмотрения административного дела установлено и подтверждается представленными материалами, что вступившим в законную силу приговором Саратовского областного суда от 17 августа 2005 года с участием присяжных заседателей административный истец Кузнецов В.В. осужден к пожизненному лишению свободы.
Из материалов дела следует и судом установлено, что административный истец по приговору суда отбывает наказание в виде лишения свободы в Федеральном казенном учреждении Исправительная колония N4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области.
07 ноября 2019 года в Ивановскую прокуратуру поступило обращение Рытова А.Ф. от 24 октября 2019 года об обеспечении возможности его ознакомления с материалами прокурорских проверок по рассмотрению его обращений за период с 2012 года по настоящее время.
13 ноября 2019 года заместителем прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ивановской области Евтушенко В.Г. административному истцу дан на его обращение от 07 ноября 2019 года из содержания, которого следует, что на основании пункта 4.15 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 30 января 2013 года N 45, заявитель либо его представитель по письменному заявлению имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если эти материалы непосредственно затрагивают его права и свободы и в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющую государственную или иную охраняемую Федеральным законом тайну, а также снимать копии с названных документов и материалов с использованием собственных технических средств. Особая процедура ознакомления с проверочными материалами по обращениям лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, законодательством РФ не предусмотрена.
Данный ответ также содержит адрес и время, в которое можно ознакомиться с материалами проведенных по обращениям административного истца проверок.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, руководствуясь положениями Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45, исходил из того, что обращение Рытова А.Ф рассмотрено уполномоченным лицом, в установленные законом порядке и сроки дан ответ, на должностных лиц органов прокуратуры не возложена обязанность изготовления и высылки лицам, отбывающим наказание, копий материалов проверки в целях их ознакомления с ними.
Судебная коллегия кассационного суда соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Статья 33 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" провозглашает право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и личные обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В силу части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и иными законодательными актами Российской Федерации с учетом требований настоящего Кодекса. Органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осужденных (части 1 и 6 статьи 15 УИК РФ).
Согласно статье 5 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право: представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме; знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положения части 1 статьи 10 того же Федерального закона обязывают государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина, дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Согласно положениям статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Прокуратуры Российской Федерации, которая разработана в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и иным федеральным законодательством.
Инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах прокуратуры Российской Федерации.
В силу пункта 4.15 названной Инструкции заявитель либо его представитель по письменному заявлению имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если эти материалы непосредственно затрагивают его права и свободы и в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также снимать копии с названных документов и материалов с использованием собственных технических средств.
При этом, согласно пункту 4.16 Инструкции решение об ознакомлении гражданина с материалами проверки либо мотивированное решение об отказе в ознакомлении с материалами проверки принимается в десятидневный срок со дня подачи обращения гражданина. В случае принятия решения об отказе в ознакомлении с материалами проверки гражданину разъясняется право на обжалование принятого решения вышестоящему прокурору и (или) в суд.
Судебная коллегия соглашается с выводом судов первой и апелляционной инстанций о том, что в действиях заместителя прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ивановской области Евтушенко В.Г. при работе с обращением административного истца нарушений прав и свобод административного истца не допущено.
Из материалов дела следует, что заявление административного истца от 24 октября 2019 года (поступившее в прокуратуру 07 ноября 2020 года) о предоставлении для вручения в целях ознакомления в полном объеме материалов проведенных прокурорских проверок по его обращениям с 2012 года, рассмотрено в установленном законом порядке. На данное обращение Рытова А.Ф. заместителем прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ивановской области Евтушенко В.Г. 13 ноября 2019 года был дан ответ о невозможности направления указанных материалов по месту отбывания наказания осужденного. Разъяснено право на ознакомления посредством представителя, а также разъяснено право на получение копий материалов надзорного производства.
Как следует из содержания административного иска, факт получения ответа административным истцом не оспаривался.
В силу приведенных выше положений части 6 статьи 15 УИК РФ, определяющих порядок рассмотрения обращений осужденных, органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осужденных.
Из пункта 4.15 Инструкции следует, что содержащаяся в ней правовая норма не препятствует осужденным при отбытии наказаний осуществлять гарантированные права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации, как это предусмотрено частью 2 статьи 10 УИК РФ.
Между тем, предусматривая возможность ознакомления заявителя с материалами проверки, действующие нормативные правовые акты не закрепляют положений, которые возлагали бы на органы прокуратуры обязанность предоставлять заявителю по его просьбе материалы проверки по месту фактического нахождения заявителя.
Указанная правовая позиция отражена в решении Верховного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2014 года N АКПИ14-16, которым было отказано в признании частично недействующим пункта 4.15 вышеназванной Инструкции.
С учетом установленных обстоятельств, суды пришли к правильному выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для удовлетворения требований административного истца.
Доводы кассационной жалобы административного истца о нарушении его конституционных прав, гарантированных пунктом 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации, являются несостоятельными и не свидетельствуют о незаконности решения суда, поскольку из пункта 4.15 Инструкции следует, что содержащаяся в нем правовая норма не препятствует осужденным при отбытии наказаний осуществлять гарантированные права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации, как это предусмотрено частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. Доказательств наличия исключительных обстоятельств (отсутствие у заявителя представителя и невозможность оформления необходимых для этого документов, в случаях, нетерпящих отлагательства) материалы дела не содержат, на указанные обстоятельства административный истец не ссылается.
В целом кассационная жалоба административного истца не содержит каких-либо правовых доводов, которые могут быть учтены судебной коллегией, по существу сводится к несогласию с выводами суда. Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда кассационной инстанции в данном случае отсутствуют.
Кассационная жалоба не содержит обоснованных доводов о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных частью 1 статьи 310 КАС РФ, являющихся основанием для отмены оспариваемых судебных актов, которые судебной коллегией также не установлены, в связи с чем, их следует признать законными и обоснованными.
Руководствуясь статьями 329, 330 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда г. Иваново от 6 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда 21 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Рытова Андрея Федоровича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.