Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Склярука С.А, судей Репиной Е.В, Шеломановой Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Черникова Михаила Николаевича на решение Ленинского районного суда г. Иваново от 4 декабря 2019 г. (дело N 2а-2671/2020), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 19 марта 2020 г. (дело N 33а-787/2020), вынесенные по административному делу по административному иску заместителя прокурора Фрунзенского района города Иваново в интересах неопределенного круга лиц к Черникову Михаилу Николаевичу о прекращении действия права на управление транспортным средством, заслушав доклад судьи Репиной Е.В, объяснения представителя прокуратуры Фрунзенского района г. Иваново Слободина С.А, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Заместитель прокурора Фрунзенского района города Иваново обратился в суд с административном иском в интересах неопределенного круга лиц, в котором просил прекратить действие права Черникова М.Н. на управление транспортными средствами в соответствии с водительским удостоверением N 9908091269 категории "А, А1, В, В1, М", выданным 16 апреля 2019 г. МРЭО ГИБДД УМВД России по Ивановской области; обязать Черникова М.Н. возвратить водительское удостоверение в МРЭО ГИБДД УМВД России по Ивановской области. В обоснование требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения установлено, что административный ответчик имеет водительское удостоверение от 16 апреля 2019 г. Вместе с тем с 10 октября 2018 г. он состоит в ОБУЗ "данные изъяты" под диспансерным наблюдением с диагнозом "данные изъяты" что является противопоказанием к управлению транспортными средствами.
Решением Ленинского районного суда г. Иваново от 4 декабря 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 19 марта 2020 г, действие права Черникова М.Н. на управление транспортными средствами в соответствии с водительским удостоверением N 9908091269 категории "А, А1, В, В1, М", выданным 16 апреля 2019 г. прекращено.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 26 февраля 2021 г, Черников М.Н. просит об отмене состоявшихся судебных актов, указывая на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, неверную оценку доказательств.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств и заявлений от них не поступало, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 КАС РФ, определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений из обжалуемых судебных актов не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Разрешая заявленные прокурором требования, суды обеих инстанций, исходили из установления факта наличия у административного ответчика заболевания, относящегося к числу медицинских противопоказаний для допуска к управлению транспортными средствами, препятствующего безопасному управлению транспортными средствами и нарушающего принцип обеспечения безопасности дорожного движения и прав неопределенного круга лиц, непредставления административным ответчиком доказательств полного выздоровления после прохождения необходимого специального лечения.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Как следует из положений абзаца 3 части 1 статьи 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами может являться выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Таким образом, федеральным законодательством возникновение и наличие права на управление транспортными средствами поставлено в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.
В соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. N 377, общими медицинскими психиатрическими противопоказаниями к управлению транспортными средствами являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями (выраженные формы пограничных психических расстройств рассматриваются в каждом случае индивидуально), а дополнительными противопоказаниями являются алкоголизм, наркомания, токсикомания. Водители транспортных средств категории "В" допускаются к управлению транспортными средствами при наступлении стойкой ремиссии.
В разделе II Перечня медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1604, психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ F10-F16, F18, F19 (пункт 7) отнесены к противопоказаниям к управлению транспортным средством до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
На основании пункта 12 Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 1034н, решение о прекращении диспансерного наблюдения в отношении больных с диагнозом "синдром зависимости" код заболевания по МКБ -10, принимает врачебная комиссия в случае не менее трех лет подтвержденной стойкой ремиссии.
Учитывая, что Черников М.Н. с 10 октября 2018 г. стоит в ОБУЗ " "данные изъяты" на диспансерном наблюдении с диагнозом "данные изъяты" данные подтверждающие наступление стойкой ремиссии в материалах дела отсутствуют, оснований полагать ошибочными выводы судов о наличии правовых оснований для прекращения действия права Черникова М.Н. на управление транспортными средствами, не имеется.
Имеющиеся в деле и исследованные судами доказательства свидетельствуют о том, что состояние здоровья административного ответчика препятствует безопасному управлению им транспортными средствами, что в силу статьи 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" влечет прекращение права на управление транспортными средствами, так как создает реальную угрозу жизни и здоровью, как самого водителя, так и иных участников дорожного движения.
Сам факт нахождения Черникова М.Н. на учете у врача-нарколога и отсутствие данных о наличии оснований для снятия его с учета свидетельствует об имеющемся у него медицинском противопоказании для управления транспортными средствами по состоянию здоровья, в связи с чем доводы жалобы об отсутствии в материалах дела заключения врача-нарколога, врача-психиатра, правового значения по делу не имеет.
В соответствии с п. 10 Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 02 мая 2012 г. N 441н (действующий на момент вынесения решения), справки оформляются в произвольной форме (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 19 настоящего Порядка) с проставлением штампа медицинской организации или на бланке медицинской организации (при наличии), подписываются врачом, заверяются личной печатью врача и печатью медицинской организации.
Имеющаяся в деле справка медицинского учреждения в полной мере соответствует данным требованиям, подтверждает постановку Черникова М.Н. на учет в ОБУЗ " "данные изъяты"", то есть наступление оснований для признания ответчика имеющим медицинское противопоказание для управления транспортными средствами.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329 КАС РФ должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права.
В то же время, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что в случае, если основания прекращения действия права на управление транспортными средствами, в том числе по медицинским противопоказаниям, у административного ответчика отпадут, его право на управление транспортными средствами может быть восстановлено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ленинского районного суда г. Иваново от 4 декабря 2019 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 19 марта 2020 г. - оставить без изменения, кассационную жалобу Черникова Михаила Николаевича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 20 апреля 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.