Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего ФИО6, судей ФИО11, ФИО7, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора "адрес", действующего в интересах ФИО1, к администрации Заволжского муниципального района "адрес", Департаменту социальной защиты населения "адрес" о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-1617/2020)
по кассационной жалобе администрации Заволжского муниципального района "адрес" на решение Кинешемского городского суда "адрес" ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО11, объяснения представителей администрации Заволжского муниципального района "адрес" по доверенностям ФИО8, ФИО9, поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО10, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, установила:
"адрес", действуя в интересах ФИО1, обратился в суд с иском к администрации Заволжского муниципального района "адрес", в котором просил обязать администрацию Заволжского муниципального района "адрес" предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населённого пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование иска указано, что ФИО1 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, формируемый Департамент социальной защиты населения "адрес". Однако до настоящего времени жилое помещение ФИО1 не предоставлено, что является нарушением её жилищных прав.
На основании ст. 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству представителя ответчика администрации Заволжского муниципального района "адрес" к участию в деле в качестве соответчика был привлечён Департамент социальной защиты населения "адрес".
Решением Кинешемского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ администрация Заволжского муниципального района "адрес" обязана предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населённого пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. В удовлетворении исковых требований к Департаменту социальной защиты населения "адрес" о возложении обязанности предоставить жилое помещение отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений как незаконных.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ, для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции (и с ним согласилась апелляционная инстанция), руководствуясь положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ОЗ ""О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в "адрес"" установив, что ФИО1 относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в собственности либо на праве социального найма жилого помещения не имеет, состоит в списке детей-сирот с 2015 года, достигла 18-летнего возраста, однако специализированным жилым помещением не обеспечена, пришел к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности по предоставлению истцу жилого помещения.
Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями закреплено Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым определены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со ст.8 указанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по завершении получения профессионального образования.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населённого пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ).
Пунктом 8 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 6 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделение органов муниципальной власти отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в "адрес"", предусмотренные настоящим Законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами "адрес".
В соответствии с п. 5 ст. "адрес" "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в "адрес"", дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам "адрес". Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 6 ч. 8 Закона).
На основании ст. 8.1 вышеуказанного "адрес" передаёт в рамках реализации государственной программы "адрес" "Социальная поддержка граждан в "адрес"" органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов государственные полномочия по однократному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - государственные полномочия по обеспечению жильём детей-сирот).
Установив, что ФИО1 имеет право на обеспечение специализированным жилым помещением, однако до настоящего времени данное право не реализовано, суды обоснованно возложили на ответчика соответствующую обязанность.
При этом действующее законодательство не связывает осуществление права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения с какими-либо обстоятельствами, в том числе, очередностью.
Вопреки доводам кассационной жалобы решение суда выводов о том, что предоставление жилого помещения должно быть осуществлено за счет средств бюджета муниципального образования, не содержит. Предметом настоящего спора финансирование указанной обязанности не являлось, требований о возложении обязанности по финансированию не заявлялось, в связи с чем доводы кассационной жалобы о несогласии с выводом суда о том, что Департамент социальной защиты населения "адрес" является ненадлежащим ответчиком подлежат отклонению. Кассатор не лишен права на разрешение соответствующего спора с субъектом Российской Федерации при недостаточности финансирования.
Несоответствия выводов суда, содержащихся в обжалуемых постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, нарушения либо неправильного применения норм процессуального права при рассмотрении дела судами не установлено.
С учётом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кинешемского городского суда "адрес" ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Заволжского муниципального района "адрес" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.