Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего ФИО11, судей ФИО7, ФИО8
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростовского межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к Департаменту охраны объектов культурного наследия "адрес", Департаменту финансов "адрес" о возложении обязанности разработать проект зон охран объекта культурного наследия (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-275/2020)
по кассационной жалобе Департамента охраны объектов культурного наследия "адрес" на решение Ярославского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО11, объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Звягинцевой Т.А, возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ростовский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Департаменту охраны объектов культурного наследия "адрес", в котором просил возложить на ответчика обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проект зон охраны объекта культурного наследия федерального значения " ФИО1 на Ишне, 1687 год", расположенного по адресу: "адрес", сельское поселение Ишня, с. ФИО1, "адрес".
В обоснование иска указано, что в результате проведенной проверки по обращению депутата Государственной Думы ФС РФ ФИО9 по вопросу содержания объекта культурного наследия - церкви ФИО1 на реке Ишня, установлено, что в отношении данного объекта не разработан проект зон охраны, что делает невозможным утверждение границ зон охраны. Отсутствие установленных границ зон охраны памятника культуры создает возможность негативного на него воздействия, предоставление на этой территории под строительство земельных участков, ведения строительных работ и иной хозяйственной деятельности в непосредственной близости от исторического сооружения, что создает реальную угрозу повреждения и уничтожения памятника старины, нарушает закрепленное в статье 44 Конституции РФ и преамбуле Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" право каждого гражданина России на доступ к культурным ценностям, на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко - культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
Решением Ярославского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, постановлено: "Удовлетворить заявленные Ростовским межрайонным прокурором требования: Обязать Департамент охраны объектов культурного наследия "адрес" в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проект зон охраны объекта культурного наследия федерального значения - " ФИО1 на Ишне, 1687 года", расположенного по адресу: "адрес", сельское поселение Ишня, с. ФИО1, "адрес"".
В кассационной жалобе представитель Департамента охраны объектов культурного наследия "адрес" ФИО10 выражает несогласие с судебными постановлениями, считает, что они вынесены с нарушением норм материального права и процессуального права. Указывает, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, надлежащим ответчиком является Министерство культуры Российской Федерации.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, объект культурного наследия федерального значения " ФИО1 на Ишне, 1687 года", расположенный по адресу: "адрес", сельское поселение Ишня, с. ФИО1, "адрес", находится в оперативном управлении ФГБУК "Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник", выделен как структурное подразделение.
Указанный объект культурного наследия федерального значения принят под государственную охрану на основании Постановления ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N.
Границы территории указанного объекта культурного наследия утверждены приказом Департамента культуры "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался статьями 9.2, 33 Федерального закона N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, статьи "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-з "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Положения "О департаменте охраны объектов культурного наследия "адрес"", утвержденного Постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-п "О департаменте охраны объектов культурного наследия "адрес"".
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что именно Департамент охраны культурного наследия "адрес" осуществляет полномочия Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия на территории "адрес", в том числе по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения, по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку суды правильно применили нормы материального и процессуального права. Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им была дана правильная оценка.
Довод жалобы о том, что законом не предусмотрена обязанность Департамента охраны культурного наследия "адрес" разрабатывать проект зон охраны объекта культурного наследия, средства федерального бюджета на указанные цели не выделялись, обоснованно отклонены судом.
Суд обоснованно пришел к выводу, что действия по разработке проекта зон охраны объектов культурного наследия федерального значения в "адрес" относятся к полномочиям и обязанностям Департамента охраны объектов культурного наследия "адрес".
Доводы жалобы о недостаточности у Департамента охраны культурного наследия "адрес" денежных средств для осуществления мероприятий по разработке проекта зон охраны объекта культурного наследия федерального значения, не отменяет обязанности Департамента разработать указанный проект.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены Правила предоставления субвенций из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации по государственной охране объектов культурного наследия Федерального значения, которые определяют порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения.
В соответствии с пунктами 2, 3 названных Правил субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству культуры Российской Федерации на цели, предусмотренные пунктом 1 настоящих Правил.
Размер субвенций определяется в соответствии с утвержденной Правительством Российской Федерации методикой распределения субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения.
Таким образом, Департамент охраны объектов культурного наследия "адрес" для надлежащего исполнения своих обязанностей имеет возможность получить необходимые денежные средства федерального бюджета в виде субвенций в соответствии с установленным законом порядком.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, оценка всех доказательств, представленных сторонами, судами была произведена полно и всесторонне, нормы процессуального права судами нарушены не были. Исходя из установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суды правильно применили нормы материального права.
В соответствии с ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях, они, по существу, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не опровергают правильность выводов суда об установленных обстоятельствах. Выводы суда, содержащиеся в судебных постановлениях, не противоречат фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ярославского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента охраны объектов культурного наследия "адрес" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.