Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Тогубицкого В.А, судей Гришина С.В. и Шендрикова И.В.
при секретаре судебного заседания Каминской М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - Министерства обороны Российской Федерации - Яшкова В.Л. на решение Буденновского гарнизонного военного суда от 1 октября 2020 г, которым удовлетворены заявленные майором Саидовым Лематом Магомедалиевичем требования о признании незаконными действий должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - ФГКУ"Росвоенипотека"), связанных порядком формирования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих.
Заслушав доклад судьи Гришина С.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы, объяснения представителей Министерства обороны Российской Федерации - Сутковецкой О.Ю. и начальника федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - управление жилищного обеспечения) - СоколоваЯ.О, в обоснование поданной жалобы, судебная коллегия
установила:
Саидов Л.М. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконными действия ФГКУ "Росвоенипотека", связанные с отказом в начислении на его именной накопительный счет участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС) дохода от инвестирования средств, передаваемых в доверительное управление, за период с 10июня 2008 г. по 12 декабря 2009 г.;
- обязать ФГКУ "Росвоенипотека" произвести расчет и определить величину дохода от инвестирования средств, который должен был быть начислен на его именной накопительный счет в случае своевременного включения в реестр участников НИС, а также истребовать из Министерства обороны РФ сумму указанного дохода;
- обязать Министерство обороны РФ перечислить на его именной накопительный счет участника НИС денежные средства в размере дохода от инвестирования средств, определенного и истребованного в ФГКУ "Росвоенипотека".
Кроме того, истец просил суд взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в счет возмещения судебных расходов, связанных с оплатой юридических услуг по составлению административного искового заявления, 3500 рублей и с уплатой государственной пошлины 300 рублей, всего 3800 рублей.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны РФ просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование автор жалобы, излагая обстоятельства дела и анализируя положения действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, указывает, что начисление доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения на именной накопительный счет участника НИС, несвоевременно включенного в соответствующий реестр, законом не предусмотрено. Поскольку в период с июня 2008 года по декабрь 2009 года именной накопительный счет Саидова Л.М. не был открыт, то его накопительные взносы в доверительном управлении не находились, доход от них не рассчитывался и не начислялся. При этом Министерство обороны Российской Федерации не совершало каких-либо неправомерных действий, связанных несвоевременным включением истца в реестр участников НИС.
Кроме того, представитель ответчика полагает, что с учетом сложности дела сумма, взысканная в возмещение расходов на оплату юридических услуг по составлению административного искового заявления, завышена, поэтому она не соответствует принципу разумности и справедливости.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 1 ст. 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" к участникам накопительно-ипотечной системы относятся офицеры, призванные на военную службу из запаса или поступившие в добровольном порядке на военную службу из запаса и заключившие первый контракт о прохождении военной службы начиная с 1января 2005г. Эти обстоятельства, исходя из подп. 2 п. 2 ст. 9 данного Федерального закона, являются также основанием для включения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в реестр участников НИС.
Судом первой инстанции установлено, что, поступив на военную службу из запаса, старший лейтенант Саидов Л.М. заключил первый контракт 10 июня 2008 г.
Следовательно, с указанной даты административный истец подлежал обязательному включению в реестр участников НИС, однако этого своевременно сделано не было.
Согласно статьи 5 "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" накопления для жилищного обеспечения формируются за счет учитываемых на именных накопительных счетах участников накопительных взносов за счет средств федерального бюджета, доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений. При этом учет доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.
В соответствии с частью 1 ст. 14 названного федерального закона каждый участник накопительно-ипотечной системы не менее чем через три года его участия в накопительно-ипотечной системе имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа.
Следовательно, доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения учитываются при определении размера целевого жилищного займа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005г. N89 утверждены Правила формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В соответствии с требованиями пунктами 5 и 13 данных Правил в Министерстве обороны Российской Федерации регистрирующим органом является Департамент жилищного обеспечения Минобороны России как структурное подразделение федерального органа, назначаемое или создаваемое по решению руководителя федерального органа для формирования и ведения реестра в соответствии с настоящими Правилами. При этом внесение в реестр записи о включении военнослужащего в реестр производится регистрирующим органом в течение 10 рабочих дней со дня представления документов, подтверждающих возникновение основания для включения военнослужащего в реестр.
Из положений главы IV действовавшего в период возникновения спорных правоотношений Порядка реализации НИС в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 февраля 2013 г. N 166, следует, что при возникновении основания для включения военнослужащего в реестр участников НИС ответственное должностное лицо воинской части оформляет список данных для включения военнослужащего в реестр и представляет его на подпись начальнику кадрового органа воинской части (должностному лицу, ответственному за планирование и организацию работы с военными кадрами) и командиру воинской части. После этого необходимый комплект документов не позднее первого числа месяца, следующего за отчетным, направляется воинской частью в соответствующее региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, в котором данная воинская часть состоит на обеспечении.
Аналогичные требования содержатся в действующем в настоящее время приказе Министра обороны Российской Федерации от 24 апреля 2017 г. N 245.
Между тем, судом установлено, что такой комплект документов в отношении Саидова Л.М. направлен командиром войсковой части N в управления жилищного обеспечения 25 сентября 2009 г.
В связи с этим административный истец был включен в реестр участников НИС, как обязательный ее участник, с 12 декабря 2009 г, с датой возникновения основания для включения в данный реестр - 10июня 2008 г, после чего ему был открыт именной накопительный счет.
Из сообщения начальника отдела ФГКУ"Росвоенипотека" от 27 мая 2020 г. NНИС-2/1-05/7611 следует, что доход от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения Саидова Л.М. начислялся и учитывался с 4 квартала 2009года.
При таких обстоятельствах гарнизонный военный суд пришел к обоснованному выводу о том, что истец с 10 июня 2008 г. является участником НИС, однако по причине нераспорядительности воинских должностных лиц и регистрирующего органа он несвоевременно включен в данный реестр, что привело к начислению на его именной накопительный счет накоплений для жилищного обеспечения за период с даты возникновения основания для включения в реестр до даты открытия этого счета без учета дохода от их инвестирования и снижению в связи с этим размера целевого жилищного займа, который в последующем может быть предоставлен истцу.
Согласно подпункту 1 п. 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004г. N 1082, Министр обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны Российской Федерации.
В силу пункта 13 указанного Положения Министерство обороны Российской Федерации является юридическим лицом, имеет смету, текущие, расчетные, валютные и иные счета в банках и других кредитных организациях, лицевые счета в органах федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая приведенные положения нормативных правовых актов, из которых следует, что Министерство обороны Российской Федерации является органом, к компетенции которого относится как участие в публичных правоотношениях по реализации жилищных прав военнослужащих, участвующих в НИС, так и защита их нарушенных прав в указанной сфере, суд первой инстанции обоснованно возложил на ФГКУ "Росвоенипотека" обязанность по определению величины не начисленного на накопительный счет Саидова Л.М. инвестиционного дохода, а на Министерство обороны Российской Федерации - перечислить указанные денежные средства на его именной накопительный счет.
Отсутствие в законодательстве правовой регламентации вопроса начисления доходов от инвестирования накоплений в случае несвоевременного включения военнослужащих в реестр участников НИС не может служить основанием для отказа в защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов данной категории граждан в сфере административных и иных публичных правоотношений, которая в силу статьи 3 КАС РФ является задачей административного судопроизводства.
Поэтому не имеет правового значения для разрешения данного спора то обстоятельство, какое должностное лицо виновно в несвоевременном включении военнослужащего в реестр участников НИС.
Вопреки доводам жалобы, определяя размер судебных расходов, подлежащих возмещению истцу, суд, принимая во внимание объем и степень сложности административного дела, время, затраченное на составление административного искового заявления, пришел к обоснованному выводу о необходимости возмещения истцу 3500 рублей в счет понесенных им расходов на оплату юридических услуг по составлению административного искового заявления.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Буденновского гарнизонного военного суда от 1 октября 2020 г. по административному исковому заявлению Саидова Лемата Магомедалиевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12 февраля 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.