2-й Восточный окружной военный суд в составе:
председательствующего - Соседова Д.Е.
и судей - Конфеты В.Л, Даутова М.Ф, при секретаре судебного заседания Макеевой А.С, рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2 а-52/2021 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части ".00000.." "... " Россейкина Вячеслава Васильевича об оспаривании действий начальника 4-го отдела Федерального государственного казённого учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по апелляционной жалобе административного истца на решение Читинского гарнизонного военного суда от 25 февраля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Даутова М.Ф, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции и доводы апелляционной жалобы, выступления представителя административного истца - адвоката Томилина В.В. в поддержание доводов апелляционной жалобы и представителя административного ответчика - Денисюк Л.А. в поддержание вынесенного судебного решения, окружной военный суд
установил:
Россейкин В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что решением начальника 4-го отдела Федерального государственного казённого учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - 4-й отдел ФГКУ "Востокрегионжильё" МО РФ) от 28 декабря 2020 года N 10-20/20 ему с составом семьи 3 человека (он и двое детей - "ФИО"1. и "ФИО"2.) было отказано в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному после увольнения с военной службы месту жительства - в городе "адрес", на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), то есть ввиду представления документов, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на данном учёте. При этом причиной для приведённого отказа послужило то, что его бывшей супругой "ФИО"3, в период их брака, на основании договора купли-продажи от 14 апреля 2014 года, приобретено в собственность жилое помещение общей площадью 84, 9 кв. м, расположенное по адресу: "адрес", вследствие чего, по мнению жилищного органа, уровень их обеспеченности жилыми помещениями соответствует уровню обеспеченности жилыми помещениями семьи из трёх человек в городе "адрес".
Полагая свои права нарушенными, административный истец просил суд признать данные действия названного должностного лица незаконными и обязать последнего принять его с двумя детьми на указанный учёт.
Читинский гарнизонный военный суд решением от 25 февраля 2021 года отказал Россейкину В.В. в удовлетворении его административного искового заявления.
В апелляционной жалобе административный истец, выражая своё несогласие с решением, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объёме, в обоснование приводя следующие доводы.
Так, констатируя и анализируя нормы действующего законодательства, Россейкин В.В. утверждает, что фактически, его брачные отношения с "ФИО"3 были прекращены ещё в 2013 году, а поэтому приобретённое ею в 2014 году жилое помещение не может учитываться при распределении ему жилья. При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о намеренном ухудшении им своих жилищных условий является несостоятельным, поскольку он не приобрёл право собственности на долю в квартире "ФИО"3
Проверив материалы дела и обсудив изложенные в апелляционной жалобе доводы, окружной военный суд находит решение законным и обоснованным.
В соответствии с абзацем 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
В силу абзаца 12 п. 1 указанной статьи Закона военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьёй 15.1 настоящего Федерального закона.
Абзацем 13 п. 1 этой же статьи Закона установлено, что военнослужащие - граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 "Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации" (далее - Правила), утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512 (в ред. от 09.12.2017 г.), признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", осуществляется по основаниям, предусмотренным статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Из приведённых норм в их взаимосвязи следует, что необходимым условием для обеспечения указанных категорий военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, жилыми помещениями, предоставляемыми в собственность или по договору социального найма, является признание таких лиц нуждающимися в жилых помещениях.
Пунктом 2 Правил определено, что в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учётная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - по избранному постоянному месту жительства.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы.
Согласно пунктам 1 и 2 ст. 34 Семейного кодекса РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся, в том числе, приобретённые за счёт общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесённые в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на жилищный учёт допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Как усматривается из копии справки войсковой части "00000... " от 11 декабря 2020 года и других материалов дела, Россейкин В.В. по состоянию на указанную дату имел 22 года 4 месяца календарной выслуги лет, заключив с Министерством обороны РФ первый контракт о прохождении военной службы в 2003 году.
Таким образом, административный истец, в соответствии с абзацами 4 и 7 п. 1 статьи 15 Закона относится к категории военнослужащих, указанных в абзаце 12 п. 1 данной статьи Закона.
Как видно из копий паспортов Россейкина В.В, "ФИО"3 решения мирового судьи судебного участка N 7 Ингодинского судебного района города Читы от "дата" и свидетельства о расторжении брака, выданного органом ЗАГС города Читы "дата" года, брак между административным истцом и "ФИО"4 был зарегистрирован 18 августа 2007 года с присвоением последней фамилии "Россейкина" и расторгнут 30 ноября 2015 года.
Из копий свидетельства о государственной регистрации права от 21 апреля 2014 года и лицевого счёта собственника жилья "N" усматривается, что в период брака между Россейкиным В.В. и "ФИО"3, последней приобретена в собственность трёхкомнатная квартира общей площадью 84, 9 кв. м, расположенная по адресу: "адрес".
Из заявления административного истца начальнику 4-го отдела ФГКУ "Востокрегионжильё" МО РФ от 1 декабря 2020 года видно, что в данном заявлении он просит принять его с составом семьи 3 человека (он и двое детей - "ФИО"1. и "ФИО"2.) на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в городе "адрес".
Из копии решения начальника указанного жилищного органа от 28 декабря 2020 года N 10-20/20 следует, что Россейкину В.В. и его детям - "ФИО"1. и "ФИО"2 отказано в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, то есть ввиду представления документов, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на данном учёте.
Согласно решению Улан-Удэнского городского Совета Депутатов от 1 декабря 2005 года N 289-34 "Об утверждении учётной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Улан-Удэ" учётная норма площади жилого помещения для признания гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении составляет 11 квадратных метров общей площади жилого помещения, приходящихся на одного человека.
Следовательно, на момент расторжения административным истцом брака с "ФИО"3 в 2015 году, на каждого из них приходилось по 42, 45 квадратных метров общей площади жилого помещения, вследствие чего на него и двоих его детей приходится по 14, 15 квадратных метра, что больше учётной нормы, необходимой для определения уровня обеспеченности по избранному после увольнения месту жительства в городе "адрес", о чём суд обоснованно указал в своём решении.
Принимая во внимание указанные обстоятельства и приведённый анализ правовых норм, окружной военный суд считает вывод суда первой инстанции о законности решения начальника 4-го отдела ФГКУ "Востокрегионжильё" МО РФ от 28 декабря 2020 года N 10-20/20 об отказе Россейкину В.В. с составом семьи (всего 3 человека) в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях правильным.
В силу изложенного, содержащиеся в апелляционной жалобе доводы являются несостоятельными и не могут повлиять на существо законно и обоснованно принятого судебного решения.
Учитывая вышеприведённое, а также руководствуясь ст. 307, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Читинского гарнизонного военного суда от 25 февраля 2021 года по административному делу N 2 а-52/2021 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части "00000.." "... " Россейкина Вячеслава Васильевича об оспаривании действий начальника 4-го отдела Федерального государственного казённого учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев с этого дня может быть обжаловано путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в Кассационный военный суд.
Председательствующий Д.Е. Соседов
Судьи: В.Л. Конфета
М.Ф. Даутов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.