Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Шеховцовой Э.А, судей Шишовой В.Ю, Строчкиной Е.А, при секретаре судебного заседания Матвиенко В.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Будущева С.Н. Шатурина А.В.
на решение Промышленного районного суда г.Ставрополя от 21 января 2021 года по административному иску Будущева С.Н. к комитету градостроительства администрации г. Ставрополя о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство торгового комплекса, заслушав доклад судьи Шеховцовой Э.А, установила:
Будущева С.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к комитету градостроительства администрации г. Ставрополя о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство торгового комплекса.
В обоснование заявленных требований указано, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Будущева С.Н. принадлежит на праве собственности объект незавершенного строительства: площадь застройки - 205 кв.м, степень готовности объекта -8%, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 02.04.2015 сделана запись регистрации N Указанный объект незавершенного строительства расположен на земельном участке площадью 3125 кв.м. из земель населенных пунктов с кадастровым номером N, вид разрешенного использования - для продолжения строительства здания торгово- складского назначения по адресу: "адрес". С истцом заключен договор аренды земельного участка в границах земель муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края (для завершения строительства объекта) от ДД.ММ.ГГГГ N, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю произведена государственная регистрация договора аренды земельного участка ДД.ММ.ГГГГ за N.
ДД.ММ.ГГГГ Будущев С.В. обратился в МФЦ с заявлением о выдаче разрешения на строительство торгового здания, расположенного по адресу: "адрес" Письмом от ДД.ММ.ГГГГ N комитет градостроительства администрации города Ставрополя отказал в предоставлении муниципальной услуги "Выдача разрешения на строительство", предусмотренной Административным регламентом "Выдача разрешения на строительство", утвержденным приказом комитета градостроительства администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ N-од, на основании пункта 21 Административного регламента.
Как указано в отказе, при рассмотрении представленных документов установлено отсутствие проекта организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей, в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства; - несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка (схема планировочной организации земельного участка, ПОС, ОДИ; объект расположен на месте существующего строения).
Истец считает, что отказ комитета градостроительства администрации города не обоснован, нарушает права и законные интересы административного истца Будущева С.Н, создает препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов, не соответствуют действующему законодательству Российской Федерации.
Просит признать незаконным решение комитета градостроительства администрации города Ставрополя, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в предоставлении Будущева С.Н. муниципальной услуги "Выдача разрешения на строительство" - по выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства - "Торговое здание", расположенного по адресу: "адрес"; Обязать комитет градостроительства администрации города Ставрополя повторно рассмотреть заявление Будущева С.Н. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении муниципальной услуги "Выдача разрешения на строительство", предусмотренной Административным регламентом "Выдача разрешения на строительство", утвержденным приказом комитета градостроительства администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ N-од, и выдать Будущева С.Н. разрешение на строительство объекта капитального строительства - "Торговое здание", расположенного по адресу: "адрес", в течение десяти дней с даты вступления настоящего решения в законную силу.
Обжалуемым решением Промышленного районного суда г.Ставрополя от 21 января 2021 года в удовлетворении административных исковых требований Будущева С.Н. к комитету градостроительства администрации г. Ставрополя о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, обязании комитета градостроительства администрации г. Ставрополя повторно рассмотреть заявление о предоставлении муниципальной услуги "Выдача разрешения на строительство", и обязании выдать разрешение на строительство - отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель Будущева С.Н. Шатурин А.В. просит отменить решение полностью, принять новое решение об удовлетворении административных исковых требований. Судом не исследованы документы, которые были представлены Будущева С.Н. в комитет градостроительства администрации г.Ставрополя в целях получения разрешения на строительство.
Указывает, что одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство Будущева С.Н. указано на отсутствие проекта организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей, в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства. Вместе с тем, указанный документ не отражен в списке документов для получения разрешения на строительство, указанных в ч.7 ст.51 Градостроительного кодекса РФ. Следовательно, истребование комитетом проекта организации работ по сносу объектов капитального строительства является незаконным.
Для получения разрешения на строительство Будущев С.В. были сданы все необходимые документы, указанные в ч.7 ст.51 Градостроительного кодекса РФ.
Кроме того, отказ комитета в части несоответствия представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, не соответствует требованиям законодательства.
Возражений на апелляционную жалобу не поступало.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Исследовав материалы административного дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выслушав представителя административного истца Будущева С.Н. Шатурин А.В, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статьям 48, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации публичный орган вправе отказать в выдаче разрешения на строительство только на основании правовых норм и обстоятельств, указанных в законе.
В соответствии с пунктом 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Будущева С.Н. принадлежит на праве собственности объект незавершенного строительства: площадь застройки - 205 кв.м, степень готовности объекта -8%, с кадастровым номером N расположенный по адресу: "адрес" о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации N
Объект незавершенного строительства расположен на земельном участке площадью 3125 кв.м. из земель населенных пунктов с кадастровым номером N, вид разрешенного использования - для продолжения строительства здания торгово-складского назначения по адресу: "адрес"
С Будущевым С.Н. заключен договор аренды земельного участка в границах земель муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края (для завершения строительства объекта) от ДД.ММ.ГГГГ N, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю произведена государственная регистрация договора аренды земельного участка ДД.ММ.ГГГГ за N.
ДД.ММ.ГГГГ Будущев С.В. обратился в МФЦ с заявлением о выдаче разрешения на строительство торгового здания, расположенного по адресу: "адрес". Письмом от ДД.ММ.ГГГГ N комитет градостроительства администрации города Ставрополя отказал в предоставлении муниципальной услуги "Выдача разрешения на строительство", предусмотренной Административным регламентом "Выдача разрешения на строительство", утвержденным приказом комитета градостроительства администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ N-од, на основании пункта 21 административного регламента.
В силу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (пункт 14 статьи 1 ГрК РФ).
Согласно части 7 статьи 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос". Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 статьи 51 ГрК РФ федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.
Кроме того, частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство.
При этом, частью 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в части 7 настоящей статьи документов.
Частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство приведен в части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и содержит указание на отсутствие документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, или несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка. Так уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 ГрК РФ, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством РФ и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Проект организации строительства объектов капитального строительства должен содержать проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей (в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства) (пункт 2 части 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
После завершения реконструкции необходимо получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (часть 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации). На основании выданного разрешения и технического плана реконструированного здания вносятся изменения в ЕГРН (части 10, 10.1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 8 статьи 40 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" снятие с государственного кадастрового учета объекта незавершенного строительства и государственная регистрация прекращения прав на этот объект, если государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в отношении него были осуществлены ранее, осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом созданных в результате завершения строительства этого объекта здания, сооружения или всех помещений либо машино-мест в них и государственной регистрацией прав на них.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ в выдаче разрешения на строительство административного здания соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку представленные Будущева С.Н. документы не соответствуют требованиям на основании пункта 21 административного регламента.
Судебная коллегия не соглашается с таким выводом суда первой инстанции.
Судебная коллегия находит, что данный вывод суда сделан без учета установленных обстоятельств, свидетельствующих о том, что оспариваемый отказ нарушил права и законные интересы заявителя в результате незаконного решения органа, осуществляющего публичные полномочия, препятствуя осуществить действия, направленные на реализацию проекта строительства.
В силу части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган, заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных ст. 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных ч. 6 ст. 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со ст. 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.
Для получения разрешения строительство Будущев С.В. сданы следующие документы:
договор аренды земельного участка в границах земель муниципального образования г. Ставрополя Ставропольского края (для завершения строительства объекта) от ДД.ММ.ГГГГ N;
градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за 3 года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство- градостроительный план земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ;
результаты инженерных изысканий и материалы, содержащиеся в проектной документации:
- пояснительная записка - раздел 1;
- схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка - раздел 2;
- разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда) - разделы 3, 10;
- проект организации строительства объекта капитального строительства (включая проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства) - раздел 6.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ N комитет градостроительства администрации г.Ставрополя отказал в предоставлении муниципальной услуги "Выдача разрешения на строительство", предусмотренной административным регламентом "Выдача разрешения на строительство", утвержденным приказом комитета градостроительства администрации г.Ставрополя от 19.07.2019 N38-од, на основании пункта 21 административного регламента. Как указано в отказе, при рассмотрении представленных документов установлено:
- отсутствие проекта организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей, в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства;
- несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка (схема планировочной организации земельного участка, ПОС, ОДИ; объект расположен на месте существующего строения).
Основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство комитетом градостроительства администрации города Ставрополя указано на несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка (схема планировочной организации земельного участка, ПОС, ОДИ; объект расположен на месте существующего строения).
Согласно ч.13 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект организации строительства объектов капитального строительства должен содержать проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей - только в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства.
В проекте организации строительства (пункт а) лист 2) (л.д.100-101 т.1), указано, что на участке имеются существующие капитальные конструкции фундаментов незавершенного строительством здания "Торгового здания", площадью застройки 205, 0 кв.м, степенью готовности 8% полностью используемые для завершения строительства "Торгового здания".
Следовательно, в проекте организации строительства указано, что для строительства объекта будут использоваться существующие фундаменты. А это означает, что снос существующего объекта - не предусмотрен и производиться не будет.
Таким образом, отказ комитета градостроительства администрации города Ставрополя в части несоответствия представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного. для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка (в частности, что объект расположен на месте существующего строения и в схеме планировочной организации земельного участка, ПОС, ОДИ должен содержаться проект сноса объекта капитального строительства) - не соответствует требованиям законодательства.
В соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в выдаче разрешения на строительство должно быть отказано при несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
В соответствии с пунктом 2 части 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проект организации строительства объектов капитального строительства должен содержать проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей (в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства).
В числе документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса поименован проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей (подпункта "ж" пункта 3 части 7 статьи 51 данного Кодекса).
Вместе с тем Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87 утверждено Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, согласно которому проектная документация должна состоять из двенадцати разделов. При этом раздел 7 проектной документации "Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства" выполняется при необходимости сноса (демонтажа) объекта или части объекта капитального строительства. Пунктом 7 ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации также установлено, что раздел "проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей" включается в состав проектной документации при необходимости сноса или демонтажа объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства. Из буквального толкования приведенных правовых норм следует, что раздел "проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей" включается в состав проектной документации только в том случае, если строительству нового здания, строения, сооружения предшествует необходимость сноса (демонтажа) объектов капитального строительства, их частей. Поскольку административным истцом планировалось осуществления строительства на имеющемся фундаменте, а значит, не имелось необходимости в сносе (демонтаже) объекта капитального строительства, то оснований для включения в состав проектной документации на строительство торгового здания раздела "проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей", не имелось.
Следовательно, не включение в состав проектной документации на строительство торгового здания раздела "проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей" соответствует требованиям п. 7 ч. 12 ст. 48 и пп. "ж" п. 3 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и не является правовым основанием для отказа Будущева С.Н. в выдаче разрешения на строительство.
При этом частью 11 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в части 7 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации документов.
Таким образом, для получения разрешения на строительство Будущева С.Н. были сданы все необходимые документы, указанные в ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Таким образом, объектом реконструкции является построенное здание, которое возможно эксплуатировать по назначению. После завершения реконструкции необходимо получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (ч. 1 ст. 55 ГК РФ). На основании выданного разрешения и технического плана реконструированного здания вносятся изменения в ЕГРН (ч. 10, 10.1 ст. 55 ГК РФ).
С ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ч. 8 ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" снятие с государственного кадастрового учета объекта незавершенного строительства и государственная регистрация прекращения прав на этот объект, если государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в отношении его были осуществлены ранее, осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом созданных в результате завершения строительства этого объекта здания, сооружения или всех помещений либо машино-мест в них и государственной регистрацией прав на них.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации право собственности на объект "объект незавершенного строительства, назначение - нежилое", зарегистрированное ранее в 2015г, будет прекращено одновременно с завершением строительства и регистрацией права собственности на новый объект "нежилое здание - торговое здание".
Объект незавершенного строительства в отличие от зданий, строений или сооружений не может быть использован в соответствии с его назначением до завершения строительства и ввода в эксплуатацию. Новый объект недвижимости при осуществлении реконструкции существующего объекта недвижимости - не создается.
В рассматриваемой же ситуации будет завершено строительство и создано новое здание, которое ранее не было еще введено в эксплуатацию, право на которое ? как на торговый комплекс, ранее не было зарегистрировано.
Оценив представленные сторонами доказательства в обоснование своих позиций, суд приходит к выводу, что оспариваемый отказ в выдаче разрешения на строительство торгового здания основан на неправильном применении и толковании норм права. В связи с чем, судебная коллегия считает данный отказ незаконным и необоснованным, нарушающим права и законные интересы административного истца.
Руководствуясь ст. ст. 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Промышленного районного суда г.Ставрополя от 21 января 2021 года отменить. Принять по делу новое решение, которым административные исковые требования Будущева С.Н. к комитету градостроительства администрации г. Ставрополя о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, обязании комитета градостроительства администрации г. Ставрополя повторно рассмотреть заявление о предоставлении муниципальной услуги "Выдача разрешения на строительство", и обязании выдать разрешение на строительство удовлетворить.
Признать незаконным решение комитета градостроительства администрации города Ставрополя, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в предоставлении Будущева С.Н. муниципальной услуги "Выдача разрешения на строительство" - по выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства - "Торговое здание", расположенного по адресу: "адрес";
Обязать комитет градостроительства администрации города Ставрополя повторно рассмотреть заявление Будущева С.Н. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении муниципальной услуги "Выдача разрешения на строительство", предусмотренной административным регламентом "Выдача разрешения на строительство", утвержденным приказом комитета градостроительства администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ N-од, и выдать Будущева С.Н. разрешение на строительство объекта капитального строительства - "Торговое здание", расположенного по адресу: "адрес", в течение десяти дней с даты вступления настоящего решения в законную силу.
Апелляционную жалобу представителя Будущева С.Н. Шатурин А.В. - удовлетворить.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня вынесения путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции в Пятый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.