Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Коноплевой И.А, судей: Чуешковой В.В, Карбовского С.Р, при секретаре Низамовой С.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании 09 апреля 2021 года в городе Хабаровске административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кировского района города Хабаровска к администрации города Хабаровска о признании незаконным постановления, возложении обязанности, по апелляционным жалобам административного ответчика администрации города Хабаровска, заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Специализированный Застройщик "Талан-Регион-2" на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 10 ноября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Карбовского С.Р, пояснения прокурора отдела прокуратуры Хабаровского края Серга Ю.В, представителей административного ответчика администрации города Хабаровска Рубцова Д.А, заинтересованного лица ООО "СЗ "Талан-Регион-2" Васильева М.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Кировского района города Хабаровска обратился в суд с административным иском о признании незаконным постановления администрации города Хабаровска от 22.01.2019 года N 121 "О признании многоквартирного дома N 50г по ул. Серышева аварийным и подлежащим реконструкции и определении сроков отселения жильцов", в части установления срока отселения физических и юридических лиц до 2025 года, возложении обязанности установить разумный срок отселения физических и юридических лиц не превышающий шести месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу, указав в обоснование, что указанный многоквартирный дом находится в аварийном состоянии, его эксплуатация создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью проживающих в жилом доме граждан, в связи с чем, установленный администрацией города Хабаровска срок отселения - до 2025 года, не является разумным.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО "Талан-Регион-2".
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 10 ноября 2020 года административные требования удовлетворены частично.
Постановление администрации г. Хабаровска N 121 от 22.01.2019 года "О признании многоквартирного дома N 50г по ул. Серышева аварийным и подлежащим реконструкции и определении сроков отселения жильцов" в части установления срока отселения жильцов многоквартирного дома N 50г по ул. Серышева до 2025 года признано незаконным.
На администрацию города Хабаровска возложена обязанность установить разумный срок отселения жильцов дома N 50г по ул. Серышева в г. Хабаровске в жилые помещения маневренного фонда, не превышающий двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе административный ответчик администрация города Хабаровска с постановленным по делу решением не согласна, считает его незаконным и необоснованным, просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что у прокурора отсутствовали основания для обращения в суд в интересах неопределенного круга лиц. Судом не установлено (в решении суда не содержится), что оспариваемое постановление противоречит каким-либо нормативным правовым актам или нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц. При вынесении решения судом не учтено, что указанный в постановлении срок для отселения граждан является предельным и установлен органом местного самоуправления в рамках своей компетенции, исходя из объективной возможности совершения тех или иных действий и учитывая имеющиеся документы. Установленный в решении суда двенадцатимесячный срок для исполнения возложенной обязанности со дня вступления решения суда в законную силу является неразумным. Установление такого срока не будет отвечать принципам исполнимости и правовой определенности судебного акта. В связи с тем, что в производстве Центрального районного суда г. Хабаровска, Хабаровского краевого суда находится около 100 дел подобных настоящему делу, судом не учтено количество муниципальных жилых помещений маневренного фонда (по состоянию на октябрь 2020 года их 214, из которых свободно 15). Прокурором пропущен срок на обращение с административным иском в суд. Кроме того, застройщик ООО "Талан-Регион-2", с которым заключен договор о развитии застроенной территории, на которой расположен многоквартирный дом, обязан расселить жильцов указанного дома, что подтверждено представителем застройщика в судебном заседании суда первой инстанции.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо ООО "СЗ "Талан-Регион-2" с постановленным по делу решением не согласно, считает его незаконным и необоснованным, просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что, согласно п. 2.2 приказа Генерального прокурора РФ от 02.10.2007 N 155, о предположительном нарушении прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц прокурору должно было стать известно не позднее 30 дней с даты принятия администрацией г..Хабаровска оспариваемого постановления. Поскольку изменения в указанный акт не вносились, в суд с рассматриваемым иском прокурор обратился только 30.06.2020, ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение в суд не заявлялось, то решение суда первой инстанции вынесено без учета требований ч. 8 ст. 219 КАС РФ. Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является исключительной компетенцией органа местного самоуправления. Конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлены. Жилищный кодекс РФ, Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" не устанавливают требования о незамедлительном отселении лиц в случае признания межведомственной комиссией жилого помещения непригодным для проживания. Администрация г..Хабаровска реализовала право на расселение граждан из аварийного жилого фонда за счет частных инвесторов путем заключения договора о развитии застроенной территории с застройщиком ООО "СЗ "Талан-Регион-2". К числу помещений, подлежащих расселению застройщиком, относится аварийное здание, указанное в оспариваемом постановлении. Административный ответчик, принимая оспариваемое решение, исходил, в том числе из собственного опыта работы с аварийным жилым фондом, а также необходимости соблюдения прав ООО "СЗ "Талан-Регион-2".
Суд первой инстанции не установил, что не проведение реконструкции аварийного дома может привести к его разрушению, вышел за пределы своих полномочий, нарушив конституционный принцип разделения властей.
Письменных возражений на апелляционную жалобу суду не представлено.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители административного ответчика администрации города Хабаровска - Рубцов Д.А, заинтересованного лица ООО "СЗ "Талан-Регион-2" - Васильев М.А. апелляционные жалобы поддержали по доводам в них изложенным.
Прокурор отдела прокуратуры Хабаровского края Серга Ю.В. просила в удовлетворении апелляционных жалоб отказать.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как установлено судом и следует из материалов дела, жилой дом N 50г по ул. Серышева в г. Хабаровске (далее - многоквартирный дом), 1934 года постройки, является двухэтажным, деревянным, 8-квартирным.
По состоянию на 2003 год физический износ жилого дома составлял 71%.
По результатам технического обследования многоквартирного дома определено техническое состояние следующим образом: фундаментов, стен и перекрытий - аварийное; крыши - недопустимое; систем внутреннего электроснабжения, водоснабжения и канализации, отопления - неудовлетворительное. Установлены дефекты и повреждения, нарушающие нормальную эксплуатацию здания, высокий уровень физического износа конструктивных элементов здания, причинами появления которых являются неудовлетворительные условия эксплуатации, длительная эксплуатация без проведения капитального ремонта. С учетом года постройки многоквартирного дома общее его состояние оценивается как аварийное.
Согласно оценке соответствия жилых помещений санитарным нормам, многоквартирный дом не соответствует требованиям СанПин 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест".
По результатам обследования многоквартирного дома, проведенного Хабаровским краевым отделением Всероссийского добровольного пожарного общества, здание жилого дома и квартиры в жилом доме соответствуют требуемой степени огнестойкости, условия обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара в многоквартирном доме не выполняются.
С учетом указанных обстоятельств, как проживание, так и просто нахождение граждан в указанном многоквартирном доме, представляет реальную угрозу их жизни и здоровью.
Заключением городской межведомственной комиссии от 25.12.2018 N 627 многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим реконструкции.
Постановлением администрации города Хабаровска от 22.01.2019 года N 121 "О признании многоквартирного дома N 50г по ул. Серышева аварийным и подлежащим реконструкции и определении сроков отселения жильцов" указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 1). Предписано управлению жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации города организовать работу по проведению реконструкции многоквартирного дома (пункт 3.1) и по отселению жильцов в жилые помещения маневренного фонда в срок до 2025 года (пункт 3.2). Управлению жилищного фонда и приватизации жилья администрации города поручено, в срок до 2025 года, заключить с гражданами, подлежащими отселению, договоры найма жилых помещений маневренного фонда на период до завершения реконструкции многоквартирного дома (пункт 4).
Согласно справке ООО "Талан-Регион-2" от 23.03.2021 г. N 106-21-ТР2, указанный в административном иске многоквартирный дом обществом не расселен.
В многоквартирном доме продолжают проживать граждане (акт осмотра от 08.04.2021 года), по всем квартирам открыты лицевые счета и производятся начисления платы (информация МУП г. Хабаровска "РКЦ" от 08.04.2021 г. N 2746).
Прокуратурой Кировского района города Хабаровска проведена проверка по выявлению нарушений жилищных прав граждан, проживающих в указанном многоквартирном доме.
Частью 4 статьи 5 Жилищного кодекса РФ установлено, что Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение указанного кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято постановление от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 7 Положения, уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома. В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания (пункт 34 Положения).
В соответствии с пунктом 33 Положения, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
В силу пункта 47 Положения, по результатам работы комиссия может принять решение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
В соответствии с пунктом 49 Положения, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Статья 8 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусматривает право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Учитывая представленные сторонами доказательства, и оценив их в совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на дату принятия межведомственной комиссией решения о признании дома аварийным и подлежащим реконструкции (25.12.2018 года) многоквартирный дом находился в аварийном состоянии.
Оснований полагать, что на момент рассмотрения дела судом первой инстанции степень износа и аварийность многоквартирного дома изменилась в лучшую сторону не имеется, т.к, согласно справке управления ЖКХ и ЭЖФ администрации города Хабаровска от 06.04.2021 г. N 9.1-19/1311, в период с 2017 года по настоящее время, ремонтные работы в его жилых помещениях не проводились.
Вместе с тем, уполномоченными органами в течение длительного времени реконструкция многоквартирного дома не проведена, доказательств нахождения здания в техническом состоянии, позволяющем обеспечить прочность, устойчивость строительных конструкций и оснований, доказательств изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилых помещений дома, позволяющих обеспечить соблюдение необходимых требований и нормативов для безопасного проживания в нем, материалы дела не содержат. Напротив, представленные в материалы дела доказательства объективно подтверждают нахождение здания в аварийном состоянии, создающем реальную угрозу причинения вреда здоровью, жизни проживающих в многоквартирном доме граждан.
Доводы апелляционных жалоб о том, что судом при вынесении решения не учтено, что указанный в постановлении срок для отселения граждан является предельным и установлен органом местного самоуправления в рамках своей компетенции, исходя из объективной возможности совершения тех или иных действий и учитывая имеющиеся документы, судебной коллегий не принимаются.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что при таких обстоятельствах, установленный срок отселения жильцов многоквартирного дома, определенный оспариваемым постановлением не может являться разумным. Срок отселения жильцов при признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не может устанавливаться уполномоченным органом произвольно без учета выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан. Исходя из того, что оспариваемое постановление противоречит требованиям жилищного законодательства, нарушает права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания в жилых помещениях, отвечающих санитарным техническим требованиям, указанное постановление в части установления срока отселения жильцов многоквартирного дома до 2025 года нельзя признать законным.
Довод апелляционной жалобы административного ответчика о том, что с иском в суд обратилось неуполномоченное лицо, является ошибочным. В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Судебная коллегия полагает правильным вывод суда первой инстанции о том, что прокурор вправе в данном случае обратиться в суд с исковым заявлением в порядке статей 39, 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, так как бездействие администрации может привести к возникновению вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, как являющихся жильцами указанного многоквартирного дома, так и иных граждан.
Рассматривая доводы жалоб о пропуске срока на обжалование в суд, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о подаче административным истцом искового заявления в суд в установленный законом срок, поскольку нарушение требований законодательства об обеспечении жизни и здоровья граждан установлением срока отселения жильцов до 2025 года из дома, признанного аварийным и подлежащим реконструкции, носит длящийся характер.
Также судебной коллегией отклоняется довод жалобы о том, что расселение многоквартирного дома является обязанностью ООО "Талан-Регион-2", с которым администрацией города Хабаровска 26.09.2017 года заключен договор N 4/2017 о развитии застроенной территории в границах ул. Серышева - ул. Джамбула - Амурского бульвара - ул. Шеронова в Кировском районе г. Хабаровска, являющийся частью элемента планировочной структуры, поскольку указанный договор сроки отселения определенные оспариваемым постановлением не изменяет и не освобождает орган местного самоуправления от исполнения возложенной на него обязанности в разумный срок.
Кроме того, указанным договором (л.д.62-72) предусмотрено расселение жилых помещений в границах застроенной территории, в том числе многоквартирного дома N 50г по ул. Серышева, однако договор сведений о времени расселения конкретных жилых домов не содержит и устанавливает крайний срок расселения (для большинства домов) до 01.09.2026 года, что превышает установленный администрацией города Хабаровска срок отселения - до 2025 года.
Как разъяснено в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года (вопрос 3), если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома
Правовых доводов, влекущих за собой, в силу статьи 310 Кодекса административного судопроизводства РФ, отмену судебного постановления, апелляционная жалоба не содержит.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Хабаровска от 10 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации города Хабаровска, общества с ограниченной ответственностью "Специализированный Застройщик "Талан-Регион-2" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд принявший решение.
Председательствующий:
И.А. Коноплева
Судьи:
В.В. Чуешкова
С.Р. Карбовский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.